Стилистика русской иконы 18 века

Иконопись в христианстве считалась одним из наиболее развитых видов искусства. И если сегодня мы оцениваем иконы 18 века с эстетической точки зрения, то во времена их написания они имели, прежде всего, сакральное, религиозное значение. Люди верили в то, что икона может исцелять, слышать молитву и исполнять ее. Именно поэтому за каждой из них стоит определенное назначение.

Стилистика икон 18 века

Каждая эпоха привносила в манеру письма что-то новое. На это влияли традиции и новые веяния светской живописи, общий уровень развития культуры и даже экономика государства, ведь в периоды расцвета было намного больше условий для создания храмов и церквей, для которых и нужны были новые иконы. Мастера же могли позволить себе качественные краски и материалы для оформления.

Ранние иконы 18 века являют собой стиль барокко. Основными его чертами являются крупные формы, приближенность изображений к реалистичной картине. Также именно в это время меняется письмо растительных орнаментов: их характеризует плавность, гибкость и правдоподобность.

Иконопись в середине столетия

Как и любому виду искусства, иконописи характерно периодическое возвращение к истокам. Так, иконы середины 18 века снова демонстрировали забытые растительные орнаменты иначе, чем под влиянием барокко. Здесь преобладали изображения тонких волнообразных побегов с различными украшениями - завитками, раковинами, мелко выписанными деталями. Примерами этого периода могут послужить иконы “Богоматерь Страстная” и “Святой Иоанн Воин”. Но так называемое “живоподобное” письмо уже упрочилось в технике и не вышло из обихода.

Традиции Рококо

Во второй половине 18 века этот стиль занимает лидирующее место в искусстве. Он выразился в обострении детализации и смене общей концепции изображения. Иконы 18 века в стиле рококо выделяются среди остальных тем, что состоят из нескольких почти равноправных фрагментов. Все орнаменты здесь группируются вокруг какой-либо основной детали. В то же время растительные орнаменты, завитки и раковины также остаются в иконах. Именно это разнообразие возможных приемов позволило создавать настолько интересные работы. В качестве примеров можно рассмотреть Донскую икону Божией Матери 18 века и Троицу Новозаветную.

Конец столетия привносит еще больше орнаментики - появляются изображения пальмовых ветвей, различных цветов, ваз и гирлянд. Подобная детализация является предвестником классицизма.

В этот период меняется и техника создания икон: основным типом становится чеканка. Это позволяет украшать иконы драгоценными металлами и камнями, создавать рельеф. Самым ярким образцом такого стиля является икона Богоматери Казанской. На ней мастер использовал и золотой оклад, и драгоценные камни.

Трансформация иконописи в эпоху классицизма

Иконы 19 века отличаются более разнообразной стилистикой. Одним из изобретений этой эпохи стал стиль ампир, который предполагает наличие краски только в изображении лиц героев. Также здесь одновременно используются разные типы серебра - золоченое, гладкое и матовое.

В середине столетия главенствующее место начинает занимать эклектика. С одной стороны, в иконах снова используются барочные традиции, а с другой - появляется более мелкая и схематичная орнаментация. Нововведением становится использование эмали разных цветов. Таким образом рама иконы и оклад уже не воспринимались как одно целое.

Конец столетия приблизил искусство иконописи к стилю модерн, главной особенностью которого стала еще большая кристаллизация значимости декора.

Иконы 18-19 веков - это очень обширная тема, изучение которой интересно не только современным мастерам, но и непосвященным людям.

Комментарии