Диагностика тревожности младших школьников: описание методов, коррекция поведения
Тревожное расстройство - это непростой диагноз. Он не вызван микробом, который может быть обнаружен в тесте крови. Заболевание принимает множество форм, сопровождающихся другими клиническими симптомами. Диагностика тревожности школьников младших классов проводится путем полного физического осмотра, чтобы специалист мог вовремя оказать психологическую помощь и назначить качественное лечение.
Преамбула
Универсальность страха и беспокойства в детстве хорошо документирована в литературе и отражена в народных культурах - от сказок до более поздних фильмов Спилберга.
В 1928-1929 годах проводились исследования и диагностика тревожности школьников младших классов. Было опрошено и изучено более 1000 детей, 90 % из которых имели, по крайней мере, один конкретный страх. Каждому ребенку на тот момент было от 2 до 14 лет. Общепринято, что большинство детей испытывают беспокойство в ходе нормального развития, отчего фокус тревожности меняется с течением времени в лучшую или худшую сторону. Также было отмечено за все годы исследования этого расстройства, что девочки гораздо чаще сталкиваются с ним, чем мальчики. Пик тревожности настигает ребенка в 11 лет и является, как правило, переходящим в новую стадию.
Что это такое
Вечное и необузданное ощущение, возникающее зачастую при различных обстоятельствах, называется тревогой. В определенных случаях она приводит к депрессивным расстройствам, при которых ребенок становится ассоциативной личностью. У детей развиваются различные страхи, перерастая в манию и настоящую фобию, мешающую полноценно расти и жить.
Цель этой статьи: кратко описать состояние ребенка при данном расстройстве, изучить методики диагностики тревожности школьников младших классов, познакомиться с многочисленными способами, позволяющими бороться с психологическим заболеванием.
Польза данной практики
Если у детей сохраняются длительный период неожиданные приступы тревоги, появляются фобии, ребенок в индивидуальном порядке начинает избегать контакта, мест, конкретных ситуаций, то пора обратиться к специалисту для диагностики и исследования. Запускать данные симптомы крайне не рекомендуется, потому что в более младшем возрасте гораздо больше шансов справиться с тревогой, которая на первый взгляд может показаться неоправданной, беспричинной и несерьезной.
Поскольку многие из детей приходят на диагностику тревожности школьников младших классов на поздней стадии расстройства, то специалист вправе обнаружить у них клиническую депрессию. Родителям очень важно обращать внимание на поведение своих чад, чтобы вовремя обнаружить расстройство.
Главный метод
Диагностика тревожности школьников младших классов проводится с помощью письменных опросов. В каждом учебном заведении (школы, лицеи, детские сады, колледжи) должны быть психологи, которые подготавливают специальные тесты, позволяющие тщательно изучить состояние ученика. Конечно, опросники не заменяют индивидуальное обследование, но способны выявить тревожное расстройство на ранних стадиях.
Как правило, психолог либо объявляет о том, какой тест будет проводиться, а иногда может в игровой форме раздать листы каждому ребенку. В этот момент нельзя поощрять желание детей обсудить вопросы со своими соседями по парте, но важно объявить, что все результаты являются анонимными и не влияют на отношение в школе и получение оценок. Тесты ни в коем случае не должны пугать учеников. В худшем случае дети просто не ответят на все вопросы максимально честно.
Что должно быть изучено
Каждая методика диагностики тревожности школьников младших классов должна показать психическое состояние каждого изучаемого ребенка. Сюда входит и общее эмоциональное состояние учеников, и социальная активность, и реакции на жизненные ситуации, и наличие фобий.
Почему диагностика тревожности и агрессивности школьников младших классов проводится именно в учебное время? Потому что данное психическое расстройство проявляется в период с 7 до 11 лет. В школе ребенок сталкивается с первыми трудностями, проводя большую часть времени в стенах учебного заведения.
Характеристика изучаемых синдромов
Начинается диагностика школьной тревожности у младших школьников с незамысловатого теста. Он позволяет определить:
- Наличие школьных фобий. У большинства детей развиваются страхи публичного унижения из-за невыученных или неподготовленных уроков. Тревога возрастает в большей степени, если в школе и дома образовался неблагоприятный фон, который ограничивает и останавливает малыша в достижении определенных результатов, успехов, наград. Отсюда возникает страх получения негативных оценок, появляются желания и мысли избежать публичного наказания и унижения, путем игнорирования домашних заданий, общественных мероприятий. Активность ребенка снижается, появляется естественное ожидание негативных результатов его работы.
- Трудности с самовыражением. Скованность, страх публичного выступления усугубляются со временем, из-за чего ребенок просто боится проявить свои способности, находясь перед знакомыми или малознакомыми людьми. Демонстрация своих талантов, знаний становится настоящим кошмаром для несформировавшейся психики школьника.
- Проблемы с коммуникацией. Опросы должны показать, насколько ребенок асоциален. Зачастую у детей появляются проблемы в общении со сверстниками, невозможность налаживать контакт и объединяться в группы.
- Поведение. На фоне регулярного стресса, диагностика уровня тревожности школьников младших классов показывает, насколько изменилось поведение каждого ребенка. Все факторы, влияющие на разрушение психоэмоционального состояния, влияют на приспособленность, коммуникативность, активность детей. Ребенок, окруженный негативным фоном, сталкивается с низкой успеваемостью, замкнутостью, депрессией, апатией и быстрой утомляемостью.
Причины появления
Причина тревожных расстройств имеет генетическую основу, но в значительной степени модифицируется психосоциальным опытом. Тип наследования полигенный, но лишь небольшое количество конкретных генов, влияющих на развитие отклонения, было описано и изучено на сегодняшний день.
Тревожные родители, как правило, имеют тревожных детей, которые сталкиваются с гораздо худшими проблемами, чем их предки. Даже нормальному ребенку трудно оставаться спокойным и собранным в присутствии озабоченных, агрессивных, депрессивных родителей, а для тех, кто генетически предрасположен к тревоге, это намного сложнее.
В разные периоды детства около 10-15 % детей сталкиваются с тревожным расстройством (например, генерализованным тревожным расстройством, страхом разлуки, социальными фобиями, обсессивно-компульсивным расстройством, специфическими фобиями, острыми и посттравматическими стрессовыми расстройствами). Все эти явления сопровождаются страхом и тревогой, которые значительно нарушают образ жизни ребенка.
Симптоматика
Методики для диагностики уровня тревожности школьников младших классов включают в себя обязательное изучение общего состояния детей. Важно выявить на ранних стадиях симптомы, которые указывают на наличие данного типа расстройства. Их могут заметить и родители, и учителя, а также определить с помощью анонимного конфиденциального опроса.
Наверное, самым распространенным проявлением тревожного расстройства является отказ идти в школу. Такое негативное отношение к учебному заведению часто заменяется термином “школьная фобия”. Но настоящий страх перед школой крайне редок. Большинство детей, которые отказываются идти на учебу, имеют разделительный страх, социальную фобию, паническое расстройство или их комбинацию. Отказ идти в школу также иногда отмечается у детей с определенными комплексами или страхами.
Некоторые дети жалуются непосредственно на беспокойство, описывая его как то, что не дает им покоя. Например, “я боюсь, что никогда не увижу вас снова” (страх разлуки), “я боюсь, что дети будут смеяться надо мной” (социальные фобии). В то же время большинство детей описывает дискомфорт как соматические жалобы: “Я не могу ходить в школу, потому что у меня болит живот”. Такие жалобы могут привести к некоторой путанице, так как ребенок часто говорит правду. Расстройство желудка, тошнота и головная боль часто развиваются у тревожных детей.
Дополнительный перечень симптомов
Большинство детей страдают тревожными расстройствами без осложнений. Иногда могут возникать неприятные ощущения в области желудка, появляется диарея на фоне стресса, бессонница или нарушение сна. У некоторых детей наблюдаются побочные эффекты в виде поведенческих изменений, включая возбуждение и расторможение.
А. М. Прихожан: методика
Диагностику тревожности школьников младших классов нередко проводят с помощью теста, разработанного педагогом социальных наук - Анны Михайловны Прихожан.
- Суть диагностики. Тестирующий в индивидуальном порядке опрашивает детей, которых нужно исследовать. Он показывает им презентацию в виде незамысловатых иллюстраций, а ребенок должен описать то, что видит на изображениях.
- Как проводится диагностика тревожности младших школьников от Прихожан? Ребенка сажают около стола, а затем тестирующий дает ему изображения, чтобы тестируемый придумал рассказы. Важно понимать, что Анна Михайловна подобрала все иллюстрации не просто так. Изображения хоть и незамысловатые, но в них достаточное количество деталей. Тестирующий параллельно задает наводящие вопросы, чтобы уточнить, какое настроение передает иллюстрация, грустные или веселые лица нарисованы. Также ребенок должен выбрать одного из персонажей и придумать к нему рассказ, исходя из изображения и находящихся в нем предметов.
- Оценка и получение результатов. В общей сложности дается 10 изображений. Первая иллюстрация предназначена для того, чтобы ребенок понял суть данного тестирования. После 10 рисунков тестирующий дает заключительные картинки, на которые ребенок должен отреагировать позитивно. Если число негативных и неблагополучных ответов (грустное, сердитое, злое, печальное, скучное лицо у человечков на картинке) превышает, то ученику ставится диагноз - тревожное расстройство.
Методика для диагностики тревожности младших школьников от Прихожан Анны действительно работает. Она позволяет определить состояние малышей на ранних стадиях.
Методика от Р. Тэммл, Ф. Амена и М. Дорки
Диагностику тревожности школьников младших классов можно проводить по еще одному уникальному и эффективному методу, который был разработан тремя американскими психологами. Представляет собой тестовый опрос в виде иллюстраций, где дети должны описывать жизненные ситуации. Каждый рисунок важно показывать в строгой последовательности, при этом нужно давать время ребенку, чтобы тот внимательно изучил все картинки и рассказал о том, что происходит в них.
Например, первое тестовое изображение рассказывает о мальчике и девочке, которые играют в мяч. На иллюстрации лицо девочки стерто, а ниже представлены два варианта эмоций - грусть и радость. Тестируемый должен выбрать что-то одно, а затем поделиться своими впечатлениями об увиденном с тестирующим. При этом для мальчиков и девочек идут аналогичные рисунки, но главный герой соответствует полу тестируемого ребенка.
Польза
В некоторых случаях проводят диагностику тревожности младших школьников для мониторинга. Методики, предназначенные для выявления данного расстройства на ранних стадиях, позволяют создать полноценную картину эмоционального состояния детей в возрасте от 8 до 11 лет. Нередко это позволяет понять, что происходит в стенах учебного заведения.
Например, если в одном классе обучается 30 учеников, а у 20 из них имеются какие-то фобии и комплексы, то начинается тщательная проверка на наличие неблагоприятного фона внутри школы. Вполне возможно, что тревожное расстройство возникает из-за некомпетентности учителя, из-за негативного влияния детей на конкретного ребенка, из-за напряженной обстановки внутри семьи, которое только ухудшается, когда ученик попадает в стрессовые ситуации.
Лечение
Тревожные расстройства у детей лечат с использованием поведенческой терапии, иногда в сочетании с медикаментозным лечением.
Что такое поведенческая терапия? Это когда ребенок систематически оказывается в тревожной ситуации, постепенно меняя свое поведение под воздействием внешних факторов. Такая терапия позволяет со временем становится менее восприимчивым к неблагополучным и стрессовым событиям, а впоследствии начинает снижаться и тревожность.
В легких случаях обычно достаточно только поведенческой терапии, но в более сложных назначаются медикаменты. Как правило, используются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина.
В заключение
Прогноз зависит от тяжести, наличия грамотного лечения и способности ребенка к выздоровлению. В большинстве случаев дети борются с симптомами тревоги до достижения совершеннолетия и дольше. Тем не менее с ранним началом лечения многие дети учатся контролировать свой страх. Именно поэтому важно проводить диагностику тревожности школьников, начиная с младших классов.