Эдвард Григ "Кобольд". Пьеса о мифическом существе
Чтобы было понятно, о ком идет речь, следует рассказать о том, кто такой кобольд. Это существо, упоминаемое в немецких сказках, которое является разновидностью маленького тролля. В английском фольклоре их называют стуканцами. Эти маленькие обитатели горных шахт обладают очень вредным и злым нравом, главным развлечением для них является издевательство над шахтерами. С особым злорадством кобольды устраивают завалы и камнепады, оставляют работников шахт в полной темноте, задувая их светильники, режут веревки и строят другие опасные козни.
Интересен тот факт, что камень кобальт, назван так в честь этих несносных существ. Считается, что он постоянно напоминает шахтерам об этих злорадных малышах. Скорее всего, как раз потому, что драгоценным минерал не является, зато попадается на каждом шагу.
Именно о кобольде Григ написал одну из своих замечательных пьес.
Как выглядят эти странные существа?
Взрослый кобольд имеет рост с человеческого детеныша, коренастое телосложение, огненно-рыжие волосы и такую же бороду. Следует отметить, что, несмотря на свою миниатюрность, он обладает недюжинной силой.
Любой кобольд по своему желанию может стать невидимкой, после чего появляется в совершенно неожиданном месте в виде бородатого крохи в алой шапке.
В одной из саксонских легенд о его появлении говорится:
…неподалеку от себя, посреди обвала, Ганс заприметил крошку-кобольда. С виду он был похож на большеголовое человеческое дитя с коротенькими ножками и щуплым тельцем, однако личико покрывала огненно-рыжая борода, струящаяся до самого пола, а по бокам головы торчали маленькие кончики заостренных ушек...
Кобольд у Эдварда Грига
Поскольку великий композитор черпал вдохновение из народных сказок, многие его творения связаны с некими мистическими персонажами, и пьеса «Кобольд» (Smartlord) - самое яркое тому доказательство.
В ней в полной мере раскрывается фантастический замысел поэта, и перед глазами возникают четкие и прекрасные образы, заложенные композитором.«Кобольд» Грига отличается стремительным темпом с контрастными сменами основного pianissimo на резко возникающий forte. Мелодия пьесы словно пропитана сюрреалистичной таинственностью. Особенно интересна финальная часть произведения, в которой неожиданно возникает посторонний звук, тритоном соотносящийся с четкой гармонией трезвучия E dur.