Что такое реквием? История и значение музыкального произведения
Реквием – это торжественное музыкальное произведение, которое традиционно исполняется в память об умерших. У него древние корни и богатая история. Давайте разберемся, что означает это слово, каково происхождение реквиема и его символическое значение.
Что такое реквием? Определение
Изначально реквием – это название католической заупокойной мессы, которая проводится на латинском языке. Само слово «реквием» переводится с латыни как «покой», «упокоение».
Такая месса открывается словами «Requiem aeternam dona eis, Domine» , что означает «Даруй им вечный покой, Господи». Именно от первого слова «Requiem» и произошло название всего богослужения.
Со временем реквиемом стали называть и музыкальные произведения, созданные на основе этой заупокойной мессы. Это масштабные музыкальные сочинения для хора, солистов и оркестра. Они могут исполняться как в церкви, так и на концертной эстраде.
Сегодня реквиемы чаще всего создаются и исполняются в память о конкретных людях, в честь жертв трагических событий или катастроф.
Какова структура реквиема?
В традиционной католической заупокойной мессе реквием включает следующие части:
- Introit (вступление)
- Kyrie (молитва «Господи, помилуй»)
- Graduale (псалом)
- Tractus (тракт - протяжная мелодия на псалмы)
- Sequentia (последовательность - гимн Dies irae)
- Offertorium (приношение даров)
- Sanctus (свят)
- Agnus Dei (молитва «Агнец Божий»)
- Communio (причастие)
В композиторских реквиемах, созданных для концертного исполнения, чаще всего встречаются такие части:
- Introitus
- Kyrie
- Sequentia (Dies Irae)
- Offertorium
- Sanctus
- Agnus Dei
- Lux Aeterna
- Libera Me
Кроме того, могут использоваться Pie Jesu («Благословен Иисус»), In Paradisum («В рай») и некоторые другие тексты. Секвенция Dies Irae («День гнева») часто разворачивается в несколько отдельных частей.
Структура реквиема может варьироваться в зависимости от автора музыкального произведения и его замысла.
Краткая история возникновения жанра
Жанр реквиема берет свои истоки в раннем Средневековье. Первые заупокойные песнопения сложились на основе одноголосных григорианских хоралов и исполнялись a cappella, без музыкального сопровождения.
В эпоху Возрождения появляются первые полифонические авторские реквиемы, где мелодия григорианского хорала сочетается с другими голосами. Одним из первых реквиемов с популярной секвенцией Dies Irae считается произведение французского композитора Антуана Брюмеля (XV век).
Настоящий расцвет жанра реквиема происходит в XVII-XVIII веках. Появляются масштабные музыкальные полотна для солистов, хора и оркестра. Среди самых известных произведений того периода - реквиемы Моцарта, Верди, Брамса, Форе, Дворжака.
Начиная с XIX века, реквиемы все чаще исполняются не только в церквях, но и в концертных залах. Они посвящаются конкретным трагическим событиям и памяти умерших людей.
В XX веке в реквиемах, наряду с латинскими каноническими текстами, нередко используются стихи современных поэтов на национальных языках.
К этому музыкальному жанру в разные эпохи обращались выдающиеся композиторы - от Окегема и Брюмеля до Шнитке, Пендерецкого, Лигети и Шнитке. Реквием продолжает вдохновлять авторов и в наши дни.
Некоторые шедевры в жанре реквиема
Среди самых известных произведений в жанре реквиема:
- Реквием Моцарта - одно из величайших творений композитора, которое он не успел завершить при жизни.
- Реквием Верди - драматичное и театральное произведение, созданное в память об итальянском писателе Алессандро Мандзони.
- Немецкий реквием Брамса - монументальное произведение на основе немецких библейских текстов, а не латинских канонических.
- Военный реквием Бриттена - сочетание латинских текстов и антивоенной поэзии Уилфреда Оуэна.
- Реквием Дворжака - лирическое, светлое музыкальное полотно.
- Реквиемы Шнитке, Пендерецкого, Лигети - яркие образцы жанра XX века.
Эти и многие другие реквиемы демонстрируют бесконечное богатство и глубину этого музыкального жанра.
Символическое значение реквиема
Помимо музыкально-исторического значения, реквием несет в себе и глубокий символический смысл. Это произведение олицетворяет скорбь, печаль по умершим, молитву об их упокоении.
Торжественные звуки реквиема призывают живых людей остановиться и задуматься о конечности земного бытия, о смерти и бренности всего сущего.
Тексты вроде Dies Irae предостерегают грешников о Страшном Суде и вечных муках в аду, которые ожидают их после смерти.
В то же время реквием выражает и надежду на спасение души, на воскресение праведников и обретение ими вечной жизни в раю.
Это произведение также несет в себе идею единения всех людей перед лицом смерти, призыв к взаимопомощи и состраданию.
Что реквием значит для культуры
Реквием оказал большое влияние на развитие мировой культуры. Это понятие широко используется в литературе, живописи, кинематографе.
В художественной литературе слово «реквием» часто фигурирует в названиях произведений, посвященных теме смерти, трагедии, памяти ушедших. Это и поэма Анны Ахматовой «Реквием», и роман Уильяма Фолкнера «Реквием по монахине».
В изобразительном искусстве это название носят картины, скульптуры, гравюры скорбного содержания. Например, картина Павла Корина «Реквием», посвященная теме уходящей старой Руси.
Такое использование реквиема в музыке
Само слово «реквием» широко используется в названиях музыкальных произведений самых разных жанров – как академических, так и популярных.
Существуют рок и метал-альбомы под названием «Реквием» – например, одноименные альбомы групп Lacrimosa, Avenged Sevenfold, Trivium.
Отдельные песни и композиции, посвященные теме смерти и памяти, также часто называются «Реквием» - например, у групп Linkin Park, King Crimson, «Ария».
Кроме того, само слово «реквием» широко используется в переносном смысле, как символ трагедии, гибели, утраты.
Что такое реквием сегодня
И в наши дни реквием остается одним из самых востребованных и популярных жанров академической музыки. К этой форме продолжают обращаться современные композиторы.
Реквиемы пишутся как на канонические латинские тексты, так и на основе стихов поэтов XX-XXI веков. Это могут быть как камерные сочинения, так и масштабные полотна для хора и симфонического оркестра.
Лучшие образцы жанра по-прежнему исполняются в концертных залах и храмах по всему миру. Реквием живет и развивается, сохраняя глубокий философский смысл и воздействуя на слушателей через века.