Учет уставного капитала

 

Минимальный уставной капитал устанавливается законодательно, а его реальная сумма фиксируется и утверждается в Уставе предприятия. Никто из учредителей не сможет без изменения в соответствующем документе изменить вид, стоимость имущества, забрать свою долю. Но они имеют возможность делать дополнительные взносы на развитие предприятия.

Учет уставного капитала подтверждает гарантию действительного существования предприятия. Это важно для кредиторов, делающих финансовые вливания, и партнеров, осуществляющих совместную деятельность.

Все предприятия, начиная свою деятельность, ведут учет уставного капитала и расчет с учредителями.

От его размера и эффективного использования напрямую зависит себестоимость производимой продукции, рентабельность и прибыль предприятия, а главное, его финансовая стабильность.

В уставной капитал можно вносить:

  • денежные средства;
  • основные средства;
  • нематериальные активы (это могут быть патенты, лицензии);
  • имущественные права, имеющие оценку в денежном эквиваленте (здания, земля);
  • ценные бумаги.

Если вклад одного учредителя составляет более 200 МРОТ, то проводится независимая экспертиза передаваемого имущества. Во всех других случаях оценка вклада осуществляется по взаимной финансовой договоренности.

Учет формирования уставного капитала

В зависимости от форм собственности предприятия уставной капитал имеет особенности формирования и подразделяется на:

  1. Уставной фонд у муниципальных организаций, которые получили от государства основные и оборотные средства.
  2. Паевой фонд формируется из взносов членов кооператива, которые ведут совместную деятельность.
  3. Складочный капитал состоит из вкладов участников товарищества для ведения хозяйственной деятельности. Помимо них есть еще и вкладчики, которые имеют обязательства в зависимости от своих вкладов.

 При формировании уставного капитала выделяют несколько его стадий:

- Объявленный, который зарегистрирован в учредительных документах.

- Подписной, который соответствует стоимости акций, которые можно гарантированно приобрести по подписке.

- Оплаченный, состоящий из внесенных средств и реализованных в продаже.

- Изъятый. Образуется за счет суммы выкупленных акций у акционеров самим обществом.

 Для регистрации предприятия необходимо внести 1/2 уставного капитала, который объявлен на расчетный счет и получить соответствующую справку. В бухгалтерии после регистрации фирмы учет уставного капитала ведут так:

Д 75 К 80 – уставной капитал сформирован.

Д 50 К 75- деньги внесли в кассу от учредителя.

Д 20 К 75 – взнос услугами или работой.

Д 58 К 75 – взнос ценными бумагами.

Д 51 К 75 – внесены деньги на счет.

Д 10 К 75 – взнос материалами.

Д 41 К 75 – взнос товаром.

Д 08 К 75 – взнос основными средствами.

Д 04 К 75 – взнос нематериальными активами.

При изменении в учредительных документах в сторону увеличения учет уставного капитала ведут по кредиту К 80, а по дебету Д 75.

Источниками увеличения могут стать:

Д 83

Д 50

·         Когда уставной капитал уменьшается, после соответствующих изменений в уставных документах в бухгалтерии делают запись по дебету Д 80, а по кредиту К 75(81). Это может произойти при выходе одного из учредителей из организации. Ему начисляются причитающиеся доходы Д 84 К 75 и выдаются денежные средства Д 75 К 50(51).

·         Если уменьшается номинальная стоимость акций К 50 или их часть выкупили К 81, то и уставной капитал уменьшится и отражается по дебету.

Чистые активы по стоимости в конце года могут превышать стоимость уставного капитала, что тоже ведет к его уменьшению (К 84).

Бухгалтер обязан знать, как ведется формирование и учет уставного капитала, его минимальную сумму, сроки внесения, правила регулирования, установленные законодательными актами условия, при которых возможны его изменения в сторону увеличения или уменьшения.

 

Комментарии