Минфин: полномочия, основные задачи и направления деятельности

Согласно официальной декларации за 2017 год, доход министра финансов Антона Силуанова составил 25,1 млн рублей. При этом министр только на 7 месте в своем ведомстве. Возникает вопрос, за что государство платит чиновникам такие деньги?

Структура Министерства финансов

В ведении Минфина РФ находится 5 основных подразделений:

Следят и за таможенниками: как начисляются и взимаются платежи и пошлины, определяется стоимость товаров и транспортных средств.

Полномочия Министерства финансов

С точки зрения права, Минфин РФ относится к исполнительной власти. По сути, это главный казначей России, основная задача которого изыскать и правильно распределить имеющиеся ресурсы для выполнения обещаний законодательной власти.

Полномочия Минфина ограничены двумя функциями:

  1. Внесение в правительство РФ проектов Федеральных законов, нормативных актов за подписью президента РФ и других документов, по которым правительство должно принять решение.
  2. Принятие определенных нормативно-правовых актов: это отчет Минфина об использовании бюджетных и внебюджетных средств РФ, форма и порядок заполнения налоговых деклараций, и другие узкоспециализированные документы.

Сотрудники этого ведомства прорабатывают бюджетную политику и проводят финансовый аудит. Кроме того, в полномочиях Минфина:

  • определять случаи, когда обязательно обеспечивать уплату таможенных взносов страховыми договорами;
  • устанавливать максимальную сумму банковской гарантии и для каждого банка;
  • определять процедуры и правила для включения организаций в реестр страховщиков.

Права сотрудников Минфина

Для исполнения своих полномочий, сотрудники Министерства:

  • Запрашивают информацию в пределах компетенции Минфина.
  • Самостоятельно учреждают знаки отличия и награждают ими своих работников.
  • Привлекают сторонних специалистов для решения конкретных вопросов.
  • Создают группы и комитеты для обсуждения конкретных проблем.
  • Самостоятельно учреждают СМИ.

Тем не менее полномочия Минфина не распространяются на ограничение прав и свобод граждан, а также коммерческих и некоммерческих организаций.

Законодательная база для Министерства финансов

Руководящими документами для Министерства финансов являются:

  • Конституция РФ;
  • нормативные акты, подписанные Президентом РФ;
  • закон о Минфине;
  • внутренние инструкции.

Основные направления деятельности Министерства финансов в 2018 году

В последнем публичном докладе в числе приоритетных названы следующие направления деятельности Минфина.

  1. Обеспечение стабильности при непростом выходе из кризиса, изменение структуры экономики.
  2. Улучшение делового климата и развитие конкурентной среды за счет более эффективного управления доходами бюджета.
  3. Эффективное управление расходной частью бюджета.
  4. Обеспечение сбалансированного развития регионов.

Теперь рассмотрим каждое из них в трех плоскостях: основные задачи Минфина РФ, текущая ситуация и перспективы и результаты, которых само ведомство планирует добиться до конца 2018 года.

Обеспечение стабильности в непростых экономических условиях выхода из кризиса, изменение структуры экономики

Работу в этом направлении начинал еще бывший министр финансов Алексей Кудрин (на фото выше). В 2018 году поставлена амбициозная цель реализовать следующие задачи:

  • оптимизировать формирование бюджета и политику в отношении налогов и сборов;
  • подготовить федеральный бюджет на ближайшие 3 года;
  • подготовить план по реформированию налоговой системы, с целью обеспечить стабильный рост экономики и создать условия для справедливой конкуренции.

Как обстоят дела сейчас и чего ждать в 2018 году?

В 2017 году для решения этих задач уже был принят ряд мер. Так, законодательно закрепили бюджетные правила, что создало предпосылки для снижения зависимости экономики от внешней конъюнктуры.

В полномочиях Минфина провести консолидацию бюджета и снизить первичный дефицит бюджета до 1 % ВВП.

В настоящее время экономика постепенно выходит из кризиса. Как говорит нынешний министр финансов Антон Силуанов (на фото ниже), мы стали сильнее и способны противостоять внешним шокам. На этот фундамент и опираются основные направления бюджетной политики Минфина.

Бюджет 2019–2021 годов учитывает последние рекомендации Минфина и предполагает снижение зависимости экономики от цен на нефть, повышение конкурентоспособности реального сектора и снижение зависимости от внешней конъюнктуры.

Планируется реформирование налоговой системы, которое позволит выйти на стабильный экономический рост. В настоящее время нет предпосылок для развития бизнеса в условиях справедливой конкуренции.

Эту ситуацию попытаются изменить за счет дополнительных налоговых стимулов. А средства на проведение реформы Министерство финансов предполагает взять из доходов бюджета.

Ожидаемые результаты на 2018 год:

  • защитить экономику от влияния внешних факторов;
  • обеспечить устойчивый и сбалансированный рост.

Улучшение условий для ведения бизнеса и развитие конкурентной среды за счет более эффективного управления доходами бюджета

На этом направлении перед Минфином поставлены следующие задачи:

  • повысить эффективность управления доходами и предотвратить рост дебиторской задолженности;
  • создать условия для сокращения теневой экономики и возвращения капиталов в Россию.

Текущее положение и перспективы

Внедрение новых технологий и формирование единого информационного пространства позволяют пополнить бюджет без увеличения налоговой нагрузки на население. Такая прозрачность создает условия для повышения привлекательности инвестиций и бизнеса. Но ситуация только начинает исправляться.

В 2018 году на этом направлении предстоит проделать большую работу. Запланирована реализация второго этапа программы, для чего необходимо создать единый механизм управления таможенными и налоговыми платежами.

А также продолжается формирование национальной системы прослеживаемости товаров на основании заполненных деклараций.

В 2017 году завершена инвентаризация накопленной дебиторской задолженности по страховым взносам. Реализован ряд мер по повышению собираемости зарплатных налогов. Благодаря этим мерам, примерно 70 % предприятий вышли из тени.

В 2018 предстоит сформировать нормативную базу для международного обмена информацией и борьбы с уклонением от налогов. Также на 2018 год намечено проведение второго этапа амнистии капитала. Это позволит вернуть в нашу экономику выведенные за границу средства, а также станет дополнительным стимулом для ведения бизнеса в России.

Как повысить эффективность сбора налогов?

Для повышения эффективности сбора налогов предполагается внедрение следующих мер:

  • создание условий для «обеления» экономики;
  • стимулирование добровольной и своевременной уплаты налогов и других сборов;
  • создание условий для более эффективного взыскания;
  • предотвращение формирования безнадежной задолженности.

Для реализации этих мер придется повысить ответственность аудиторских организаций и аудиторов, перейти на международные принципы обмена информацией между аудиторскими компаниями и налоговыми органами, а также адаптировать стандарты бухгалтерского учета к реалиям цифровой экономики.

Ожидаемые результаты на 2018 год:

  • улучшить условия для справедливой конкуренции, сократить долю теневой экономики и повысить сумму собираемых налогов;
  • повысить прозрачность и предсказуемость ведения бизнеса в РФ;
  • вернуть выведенный за границу капитал в российскую экономику, повысить привлекательность ведения бизнеса в России;
  • обеспечить надежность и доступность финансовой информации, повысить прозрачность формирования доходной части бюджета.

Эффективное управление расходной частью бюджета

В этом направлении перед Минфином поставлены следующие задачи:

  • сформировать новую систему управления бюджетными расходами, сделать ее более эффективной за счет гибкости и комплексного подхода;
  • увязать бюджет с государственной стратегией управления.

Какая работа предстоит?

Для повышения стратегической эффективности реализуются следующие меры:

  • идет активная работа над программой повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах;
  • разрабатываются стандарты и процедуры контроля, учета и оценки эффективности налоговых льгот;
  • внедряется механизм социального заказа в ряде субъектов РФ.

Также ведется работа над повышением операционной эффективности:

  • разрабатываются подходы и критерии эффективности расходов средств из бюджета;
  • государственные закупки переводят в электронную форму;
  • разрабатывается новая концепция слежения за расходованием бюджетных средств;
  • обновляются критерии обоснования сметных расчетов;
  • расширяется перечень случаев, когда средства из бюджета предоставляются «под фактическую необходимость».

Работают чиновники и над повышением контроля за бюджетными расходами:

  • разрабатываются новые стандарты бухгалтерского учета в рамках федеральной программы на 2018 год;
  • внедряется новая система слежения за качеством финансового менеджмента – будет проведена комплексная проверка Минфина: что проверяют аудиторы и как они это делают.

Ожидаемые результаты на 2018 год:

  • усилить контроль за использованием бюджетных средств по целевому назначению;
  • повысить качество оказания государственных услуг за счет развития справедливой конкуренции;
  • повысить прозрачность и создать свободную конкуренцию в сфере государственных контрактов;
  • сформировать реестр полномочий федеральных органов исполнительной власти;
  • повысить качество финансового менеджмента;
  • повысить эффективность и оперативность выполнения обязательств по расходам из бюджета.

Обеспечение сбалансированного развития регионов

На 2018 год перед Минфином поставлены следующие задачи:

  • повысить предсказуемость объема средств, необходимых для поддержания регионов и выделяемых из внебюджетных средств;
  • выровнять финансовые возможности регионов, снизить долговую нагрузку на субъекты РФ;
  • подготовить предложения по донастройке института КГН (консолидированных групп налогоплательщиков).

Текущее положение и перспективы:

В 2017 году на этом направлении были приняты следующие меры:

  • реструктуризована задолженность регионов по бюджетным кредитам;
  • созданы условия для стабилизации и снижения долговой нагрузки.

В 2018 году предстоит продолжить работу в этом направлении и внедрить следующие меры:

  • повышение эффективности и прозрачности целевых межбюджетных трансфертов;
  • закрепление нормативов на содержание органов государственной власти;
  • уменьшение регулирования на федеральном уровне полномочий органов государственной власти и местного самоуправления;
  • ужесточение контроля за программой финансового оздоровления субъектов РФ с высоким уровнем долговой нагрузки;
  • проведение комплексного анализа Института консолидированных групп налогоплательщиков.

Ожидаемые результаты на 2018 год:

  • повысить уровень предсказуемости трансфертов;
  • создать условия для обеспечения взвешенной долговой политики, проводимой субъектами РФ;
  • разработать и внедрить комплекс мер по справедливому распределению налоговых поступлений между субъектами РФ.

Подведем итоги

По словам Антона Силуанова, в 2017 году экономика страны вышла на траекторию устойчивого роста. Кризис 2014–2016 годов был самым мощным за последние 50 лет. Тем не менее структура экономики стремится к оздоровлению и гораздо меньше подвержена влиянию внешней конъюнктуры.

Есть немало вопросов, которые еще предстоит решить. Придется преодолеть все тормозящие факторы: структурные ограничения, неблагоприятный деловой климат. Не менее важно обеспечить прозрачность финансов.

Это основные приоритеты на ближайшие 3–5 лет. Будем надеяться, что Минфин сможет использовать существующий фундамент и построить на нем крепкий каркас современной, эффективной и конкурентоспособной экономики.

Комментарии