Офра Хаза: биография, дата и место рождения, альбомы, творчество, личная жизнь, интересные факты и истории, дата и причина смерти

Офра Хаза (фото артистки приведено далее в статье) – израильская певица, получившая международное признание благодаря сочетанию традиционной еврейско-йеменской лирики и музыки в западном стиле диско-поп. Она пела на иврите, арабском и английском языках. Своим творчеством она стремилась преодолеть культурную пропасть между иудеями, мусульманами и христианами.

Первой в творческой биографии Офры Хазы песней, ставшей международным хитом, была композиция Im Nin'alu – йеменская молитва, положенная на яркий дискотечный ритм. Было продано более миллиона ее копий. В течение нескольких месяцев она занимала первые места в хит-парадах и пользовалась огромной популярностью на танцплощадках Европы и Северной Америки. "Музыка Офры Хазы, - как писал обозреватель журнала «Пипл», - объединяет витиеватые мелодии в четверть тона традиционного йеменского фольклора и звонкую электронную музыку современного танцевального попа в удивительно приятный фьюжн". За свою 20-летнюю карьеру певица стала одной из самых успешных артисток, которые когда-либо рождались в Израиле, и когда в феврале 2000 года она попала в тель-авивскую больницу по причинам, которые не разглашались, ее поклонники круглосуточно дежурили на улице, желая ей скорейшего выздоровления.

Ранняя биография

Офра Хаза родилась 19 ноября 1957 г. в Тель-Авиве, Израиль. Она была младшей из девяти детей, родившихся у эмигрантов из Йемена.

Родители Хазы были спасены военным воздушным транспортом и получили въездные визы в Израиль.

Выходцы из Йемена, как правило, являются беднейшими гражданами этой ближневосточной страны. Семья будущей звезды жила в трущобах Тель-Авива, в районе Хатиква. Однако в Йемене ее мать была профессиональной певицей, и Офра Хаза помнила, как та пела детям с их рождения. Дочь начала проявлять такие же музыкальные способности и в возрасте двенадцати лет присоединилась к местной театральной труппе, основанной ее соседом Бецалелем Алони.

Протестная лирика

Алони, увидев в девочке уникальный талант, стал неотъемлемой частью певческой карьеры Хазы в качестве партнера по написанию песен и ее менеджера в течение следующих двадцати лет. Вскоре она стала одной из самых талантливых исполнительниц труппы, также называвшейся «Хатиква», и записала четыре альбома с другими участниками. Она даже выиграла национальный песенный конкурс и начала появляться на телевидении в качестве участницы телешоу. Многие из этих ранних песен характеризовались лирикой, в которой звучал протест против дискриминации йеменских евреев и других иммигрантов из арабских стран, с которой она столкнулась в Израиле. Кроме того, она снималась в фильмах Залмана Кинга и Горана Бреговича.

Лучшая певица Израиля

Как и все израильские юноши и девушки в возрасте восемнадцати лет, Хаза поступила на обязательную двухгодичную воинскую службу, которую провела в танковом корпусе в должности секретаря. После этого она подписала контракт со студией звукозаписи Hed Azri как сольный исполнитель. В первом в биографии Офры Хазы альбоме были такие треки, как The Tart's Song - музыкальный речитатив, в котором молодая женщина отвергала консервативные ценности общества. В начале карьеры она хотела забыть свои этнические корни и стать израильтянкой. Офра пела простые песни для обычных людей. Изначально альбомы Хазы пользовались лишь номинальным успехом и почти не транслировались по радио, но ее вызывающая лирика западала в душу молодежи, и записи начали хорошо продаваться. Ее меццо-сопрано, звучавшее на арабском и иврите, без труда преодолевало культурные барьеры и получило множество наград. Офра завоевывала звание лучшей певицей Израиля пять лет подряд и у себя на родине записала 16 золотых и платиновых альбомов. В 1983 г. она была выбрана представлять свою страну на известном песенном конкурсе «Евровидение», в котором заняла второе место. Продюсерам понравился ее голос, и они пригласили ее записать альбом для распространения в Европе.

Запись йеменских композиций

Период карьеры Хазы, который начался в середине 1980-х, ознаменовался ее желанием вернуться к музыке своего народа. Она привлекла новую аудиторию, выпустив три альбома старых еврейских песен, на которые обратили внимание радиостанции. Музыкальные продюсеры попросили ее сделать альбом для международной дистрибуции. Офра решила воспользоваться своим йеменско-еврейским происхождением, записав в современной аранжировке песни, которые исполняла ее мать.

Позже она сказала журналисту «Нью-Йорк таймс», что йеменская музыка имеет хороший, особый танцевальный ритм, услышав который, никто не может стоять без движения. Она начала адаптировать традиционные произведения, добавляя современные ударные и электронные инструменты, и в результате в 1985 г. появился альбом «50 врат мудрости: йеменские песни». Его лирика была взята из знаменитой литургической поэмы, написанной в XVII в. раввином Шаломом Шавази. Хаза и Алони просто хотели сделать запись, которая бы понравилась их преданным традициям родителям, и были застигнуты врасплох, когда трек стала подпольным хитом в европейских танцевальных клубах. Английская группа Coldcut услышала одну из песен и сделала ее ремикс для рэпперов Эрика Б. и Ракима. По словам Хазы, это дало композиции толчок: люди, не знавшие девушку, услышали ее голос благодаря рэпу.

Музыкальный обозреватель «Нью-Йорк таймс» писал, что ее броский, интригующий голос себя полностью оправдал. Он прекрасно вписался в современную аранжировку, предлагая разным культурам встречаться и веселиться. Некоторые вокальные композиции Хазы были ремикшированы в другой заметный трек той эпохи Pump Up the Volume от M.A.R.R.S. Эта композиция из «50 Врат Мудрости» Im Nin’Alu («Если Небесные Врата закрыты») подверглась ремиксу и в 1987 г. была выпущена как сингл в Соединенных Штатах. Ее продажи превысили миллион экземпляров по всему миру. Она держалась на первом месте хит-парада синглов Германии в течение 9 недель, а в Европе – 2 недели. В ФРГ Офра стала лучшей исполнительницей 1989 г.

Сохранение еврейских традиций

Исполняя песни из альбома «50 Врат Мудрости», Офра дополняла стиль и музыку традиционными элементами. Она с гордостью носила традиционную йеменскую одежду, тщательно вышитую бисером, с богато украшенными кольцами и серебряными браслетами. Верная своей религии, Хаза соблюдала еврейские традиции, когда гастролировала и выступала. Она избегала проведения концертов в пятницу вечером, чтобы не нарушить Субботу, и ела только кошерное мясо.

Офра Хаза старалась жить так, как этого хотели ее родители. По ее словам, они всегда стояли перед ее глазами, уча ее ценить все, что дал ей Бог. Она жила бедно и вдруг начала останавливаться в первоклассных отелях, ездить на лимузинах, летать в первом классе. Каждый день она говорила «Шема, Исраэль» и благодарила Бога за предоставленную ей возможность.

Всемирный успех

Следующий этап в биографии Офры Хазы был связан с ростом популярности нового жанра, который быстро стали называть «мировым битом». Подписав контракт со звукозаписывающей компанией Sire Records, йеменско-израильская певица записала альбом Shaday, который был выпущен в 1988 г. Многие из его треков были основаны на другом знаменитом литургическом произведении – «Песни Соломона». Это был ее самый успешный альбом на сегодняшний день, продажи которого достигли миллионной отметки по всему миру. В нем сочетались песни на иврите и английском языке. Тем не менее музыкальный критик журнала «Пипл» назвал английские треки работы слишком сентиментальными. По его мнению, плохо то, что Хаза не поднялась над музыкальными клише, потому что ее яркий голос, иногда похожий на голос Барбры Стрейзенд, кажется способным справиться с чем-то более сложным.

Офра Хаза гастролировала по Соединенным Штатам в 1988 году и некоторое время жила в Лос-Анджелесе. В 1990 г. она выпустила свой первый полностью англоязычный сборник Desert Wind. Как она сообщила журналу «Уолл-стрит джорнал», несмотря на другой язык, альбом по-прежнему был ее личным посланием. Один трек под названием Fatamorgana был посвящен трагическому опыту ее родителей, изгнанных из Йемена много лет назад. В песне есть отрывок на арабском языке, спетый ее матерью по телефону из Израиля во время работы над альбомом. Эта композиция получила особую похвалу от критика: ритмическое контральто Хазы ассоциируется с походом йеменских евреев в пустынное изгнание, жарой миражей и печалью.

Номинация на премию «Грэмми»

Примерно в это же время Хаза сняла видео, которое транслировалось по музыкальному каналу MTV. Это был первый клип с израильским исполнителем на этом канале. В альбоме 1992 года «Кирия», выпущенном знаменитым студийным гением Доном Васом, снова звучали песни Офры Хазы на иврите, арабском и английском языках. Создавать его помогали легенды рока Лу Рид и Игги Поп. Альбом получил свое название от древнего прозвища священного города Иерусалима, поскольку Хаза надеялась сделать запись, которая могла бы служить напоминанием о том, что мир на Ближнем Востоке давно назрел. В заглавной композиции Офра поет о том, что многие из сыновей должны каждый день умирать за этот город. Альбом был номинирован на премию «Грэмми» в категории World Music.

Выступление на Нобелевской церемонии

К середине 1990-х Хаза была ближневосточной знаменитостью. И израильские, и палестинские подростки покупали ее записи и видели в ней пример для подражания. В 1993 году после мирного соглашения между Палестиной и Израилем, которые на протяжении десятилетий сражались за спорную территорию, которую считали своей древней родиной, подписавшие договор были удостоены Нобелевской премии мира. Один из трех получателей, премьер-министр Ицхак Рабин, пригласил Хазу выступить на церемонии награждения в Осло в 1994 г., назвав ее «послом доброй воли». Год спустя, в 1995 году, Офра уже пела на похоронах Рабина после его убийства.

Чудесные спасения

Несмотря на свою обширную международную карьеру, Хаза никогда не прекращала выступать в Израиле, где ее концерты всегда привлекали широкую аудиторию. Она часто появлялась на армейских базах на севере и юге страны. Во время возвращения с одного из таких шоу самолет ВВС Израиля, перевозивший ее и Алони, разбился. Оба чудесным образом избежали смерти. В биографии Офры Хазы упоминается и второй подобный случай. В 1994 г. на обратном пути из Лондона в ее самолет ударила молния, но все обошлось.

Жизнь в Израиле

Хаза выступала на многочисленных национальных песенных фестивалях для детей и взрослых, как правило, исполняла песню победителя. По всей стране были созданы фан-клубы певицы.

В 1997 г. биография Офры Хазы пополнилась еще одним важным фактом. Она вышла замуж за бизнесмена Дорона Ашкенази. Вскоре после этого Офра разорвала отношения с Бецалелем Алони.

В 1998 г. ее выбрали исполнительницей песни Наоми Шемера «Золотой Иерусалим» на официальной церемонии, посвященной пятидесятилетию Израиля.

В 1998 г. Хаза записала трек Deliver Us к анимационному диснеевскому мультфильму «Принц Египта», а также озвучила роль матери Моисея. К международному выпуску фильма она спела композицию на семнадцати языках, включая немецкий, греческий, польский и венгерский, используя фонетическую транскрипцию на иврите. В следующем году она участвовала в создании многоязычного сборника священных песен «Молитвенный цикл: музыка для века» Джонатана Элиаса, в котором также участвовали Аланис Мориссетт и Перри Фаррелл. Офра пела в дуэте с пакистанским певцом Нусратом Фатехом Али Ханом.

Также в 1998 г. Хаза спела в фильме киностудии Columbia/Tristar film «Гувернантка» о еврейской жизни в Лондоне конца XIX в. Саундтрек был выпущен студией Sony Classical.

Трагическая кончина

Офра Хаза была любимицей израильской публики, поэтому, когда она попала в тель-авивскую больницу «Тель-Хашомер» 10 февраля 2000 года, было много разговоров о причине этого печального события. Поклонники круглые сутки стояли у стен лечебного учреждения и подозревали, что 42-летняя певица больна раком. 23 февраля она умерла от функциональной недостаточности внутренних органов. На похоронах Офры Хазы, состоявшихся 27 февраля и привлекших тысячи скорбящих поклонников, премьер-министр Эхуд Барак сделал официальное заявление о том, что он имел честь знать Оффру и был поражен ее яркой индивидуальностью и великим талантом. Ее вклад в израильскую культуру был огромным, и слава, которую она принесла своей стране, никогда не будет забыта.

Таинственная болезнь

Несколько дней спустя, однако, тель-авивская газета написала, что причиной смерти Офры Хазы являлся синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД). Согласно газете «Гаарец», часть медперсонала больницы сердилась на знаменитую певицу, пытавшуюся скрыть природу своей болезни. Медики боялись, что могли быть инфицированы ВИЧ-положительной кровью. Конфиденциальность истории болезни осталась нерушимой даже после смерти Офры Хазы. Это вызвало споры по поводу прав пациентов в Израиле. Многие считали, что было нарушено право на тайну личной жизни певицы, которая, скорее всего, желала оставить свою консервативную йеменскую семью в неведении относительно причины смерти. Офра Хаза, как уже упоминалось, была очень предана семейным традициям. Как объяснил британский медицинский журнал, жалобы на то, что работники больницы подвергались риску заражения, были сомнительными, поскольку «Тель-Хашомер» должна выполнять приказ Министерства здравоохранения Израиля и обращаться со всеми пациентами так, как если бы они были носителями инфекционного заболевания, если не доказано иное. Газета, однако, защищалась от обвинений в сенсационализме. По словам главного редактора, известная во всем мире исполнительница являлась общественным деятелем и в какой-то мере ее жизнь была общественным достоянием.

Так окончилась творческая биография Офры Хазы. Смерть певицы стала потрясением для многих ее соотечественников. Об истинной причине кончины артистки до сих пор ходит много слухов.

Биография Офры Хазы и личная жизнь певицы описаны в книге Бацалеля Алони. В ней бывший менеджер утверждает, что за несколько недель до смерти она позвонила ему и сообщила о своей болезни. При этом Дорон Ашкенази, согласно Алони, был первым и единственным мужчиной знаменитости. Для нее всегда на первом месте был муж.

Биография Офры Хазы пестрит загадочными происшествиями. Почему же она умерла? Вдовец утверждал, что певица заразилась во время переливания крови, которое ей сделали после выкидыша. Дорон Ашкенази скончался через год и 2 месяца после смерти жены от передозировки кокаина.

Комментарии