Фридрих фон Хайек, "Дорога к рабству": краткое содержание, основные идеи произведения, фабула и особенности языка и перевода
"Дорога к рабству" Фридриха фон Хайека — самая знаменитая книга нобелевского лауреата по экономике 1974 года. Труд был переведен более чем на 20 языков, считается одним из основополагающих по классическому либерализму. Книга оказала огромное влияние на современную мировую политику и экономику, стала основой для идей по отказу от государственного регулирования, мотивировала к возвращению к классической модели конкурентного рынка в Великобритании при Маргарет Тэтчер и в США при Рональде Рейгане.
Основная идея
Ключевая идея книги "Дорога к рабству" Фридриха фон Хайека заключается в том, что плановое регулирование экономики необратимо ведет к росту социалистической идеологии. А это, в свою очередь, является первым знаковым шагом к тоталитаризму.
По мнению самого Хайека, нацизм и фашизм достигали своего расцвета, став не реакцией на социалистические тенденции, а их неизбежным развитием.
Австрийский философ и экономист был убежден, что отказ от экономических свобод в угоду централизованному планированию и коллективизму ведет к лишению граждан не только экономических, но и основополагающих человеческих свобод. Это он и называл "дорогой к рабству".
Язык этой книги, несмотря на глубокое и сложное содержание, максимально прост, что позволило ее перевести на несколько десятков языков, познакомиться с изложенными в ней идеями смогли жители всей планеты.
Краткое содержание
Книга начинается с главы "Отвергнутый путь", в которой Хайек приводит свою трактовку последних исторических событий. "Дорога к рабству" была издана в 1944 году, когда мировая война уже подходила к концу. Экономист отмечает, что эта война стала не только военным конфликтом, в который оказались втянуты практически все страны Европы, но и идейной борьбой, происходившей в рамках европейской цивилизации.
В "Дороге к рабству" Фридрих фон Хайек утверждает, что именно отказ от экономических свобод приводит к формированию тоталитаризма. К концу XIX века во всем мире снижалось доверие к либеральным ценностям, что вызывалось стремлением к быстрым переменам, желанием разрушить старый мир для постройки нового.
В главе "Великая утопия" автор описывает, как под знаменем свободы в мире происходит замена либерализма на социализм. Социализм, который Хайек изначально считает тоталитарным течением, стал последней попыткой лидеров Великой Французской революции довести ее до конца, реорганизовав и умышленно установив "духовную власть".
Книга "Дорога к рабству" Фридриха фон Хайека разбита на 15 глав, в каждой из которых заключается какое-то основополагающее утверждение. В главе "Индивидуализм и коллективизм" автор отмечает, что главная беда социалистов — это вера в две несовместимые вещи — организацию и свободу. Сам термин предполагает социальную защищенность населения, равенство и всеобщую справедливость. Но чтобы достичь этого идеала, применяются принципы плановой экономики.
Либерализм же предполагает максимально свободную конкуренцию, недопущение монополий, создание мощной законодательной базы, борьбу с коррупцией и мошенничеством, неосведомленностью и злоупотреблениями.
По мнению Хайека, общей для всех социалистов становится ненависть к конкуренции в любом ее проявлении.
Неизбежное планирование
«Является ли планирование неизбежным?» — таким вопросом в названии четвертой главы задается автор. Хайек в «Дороге к рабству» детально пытается разобрать утверждение о том, что из-за развития технологий рынок в конечном счете оказался монополизирован.
Один из ключевых аргументов необходимости планирования заключается в том, что из-за монополизаций остаются только два варианта: либо передать управление производством в руки правительства, либо начать контролировать частные монополии.
По Хайеку, монополии чаще всего возникают из-за тайных соглашений и прямой поддержки крупных государственных чиновников, а не становятся следствием какого-то экономического развития. Устранив эту помеху, можно создать идеальные условия для стимулирования конкуренции.
В книге "Дорога к рабству" Фридрих Август фон Хайек пишет, что единственный выход в таком положении — это децентрализация. Прямое управление должно быть отменено в пользу координации. Максимум это может быть система мер, которая необходима для согласования действий остальных субъектов рынка.
В главе "Планирование и демократия" Хайек отмечает, что коммунизм, системы коллективизма, фашизм различаются только в конечных целях. Общим для них является сознательная организация производственных сил, предназначенных для выполнения определенной задачи. Начиная выстраивать свою работу по определенному плану, важно различать потребности каждого индивида, сводя их в единую систему ценностей, которая подчинена государственной идеи.
В книге "Дорога к рабству" Фридрих Хайек подчеркивает, что свободу уничтожает не диктатура сама по себе, а планирование, которое неизбежно приводит к диктатуре, так как становится необходимым инструментом в обществе масштабного планирования.
"План и закон"
Глава "План и закон" посвящена отличиям, которые существуют между так называемыми "постановлениями по существу дела", которые принимают планирующие органы, и формальным правом. Разница между ними точно такая же, как в правилах дорожного движения и распоряжениях о том, по какому пути двигаться дальше.
В первом варианте они не соотносятся с конкретными людьми и целями, а во втором направлены на конкретных индивидов, призывая их трудиться на заданную цель.
В книге "Дорога к рабству" фон Хайек подчеркивает, что для контроля над целыми народами необходима группа экспертов или фигура некого главнокомандующего, в руках которого вся власть, не связанная с демократическими процедурами. К такому заключению он приходит в главе "Экономический контроль и тоталитаризм".
Потерю свободы выбора он определяет ситуациями, когда граждане вместо конкретного денежного вознаграждения начинают получать общественные должности, отличия и привилегии. Экономическая жизнь оказывается под тотальным контролем, человек теряет возможность сделать хотя бы шаг, не заявляя во всеуслышание о своих целях и намерениях. Вся человеческая жизнь оказывается под контролем. Такую же картину, как в "Дороге к рабству" Ф. Хайека, спустя несколько лет опишет Оруэлл в романе "1984".
"Кто кого?"
Суть главы "Кто кого?" заключается в том, что, потеряв частную собственность, общество лишается свободы. При этом реальные ресурсы оказываются в руках государства или неких влиятельных структур.
Планирование производства государством в конечном счете приводит к тотальному контролю за произведенными ресурсами, отмечает автор, а это значительно ограничивает рыночные отношения. Когда они доходят до критической точки, их становится необходимо распространить до тех пор, пока они не станут всеобъемлющими.
Все это приводит к тому, что индивид лишается работы, становясь зависимым от решения властей, которые за него определяют его место в обществе, где он будет трудиться и как жить. Когда государство принимает на себя такие функции, единственной реальной формой власти остается власть чиновников или бюрократов, то есть тех людей, у которых находится аппарат принуждения.
"Свобода и защищенность"
В этой главе книги "Дорога к рабству" Хайек останавливается на проблеме дисциплины, которая неизбежно встает, когда планированием по отношению к целой нации занимается государство.
Общественным институтом, который иллюстрирует плановое общество, автор называет армию. Сотрудников и их обязанности определяет командование, а если возникает дефицит ресурсов, то все оказываются на голодном пайке. Экономическая защищенность в этой системе гарантирована исключительно военным, но она связана с потерей личной свободы.
"Почему к власти приходят худшие?"
Часть книги "Дорога к рабству", краткое содержание которой приведено в этой статье, озаглавленная этим риторическим вопросом, вызвала наибольший интерес среди читателей.
В этой главе он пытается разобраться с утверждением о том, что тоталитаризм не плох сам по себе, а его портят исторические личности, которые оказываются во главе. В своих доказательствах и размышлениях автор убеждает читателя, что эта форма власти несовместима с ценностями индивида, присущими западным цивилизациям.
Если государство или общество ставятся выше индивида, то его истинными членами остаются только те, чьи интересы совпадают с коллективными. Обязательное условие пребывания диктатора у власти — поиск врага (внутреннего или внешнего) и беспощадная борьба против него.
Там, где встречается высшая цель, где считают, что для ее достижения все средства хороши, не остается этических правил и норм. Жестокость ради исполнения долга оправдывается, коллективисты считают ценности и права отдельной личности помехой для достижения конечного результата. Будучи преданными своему идеалу, они готовы совершать даже аморальные и низкие поступки. Когда сами ценности устанавливает вождь, его подчиненные освобождаются от нравственных убеждений. Единственное, что от них требуется, — это беспрекословно подчиняться.
Их более не пугает грязная работа, выполнение подобных заданий становится путевкой на вершину карьерной лестницы, к настоящей власти. Люди, у которых сохраняются внутренние идеалы, отказываются ее выполнять, на это идут только самые беспринципные.
Хайек относит к таким организациям СД и СС, министерство пропаганды и гестапо в Третьем рейхе, а также подобные службы в Советском Союзе и Италии, где от сотрудников в первую очередь требуются жестокость, умение запугивать, следить и обманывать.
"Конец правды"
В главе "Конец правды" Хайек пишет, что для служения единой цели принуждения мало. Нужно, чтобы народ уверовал в важность и необходимость этой цели. Добиться этого можно только с помощью пропаганды. Приходится подменять понятия, потому что убеждать приходится не только в важности самой цели, но и в методах ее достижения.
Значение слов в условиях государственной пропаганды может меняться в зависимости от внешних или внутренних обстоятельств. Критика и сомнения подавляются. Вводится тотальный контроль над информацией, что затрагивает даже абсолютно аполитичные области.
Корни нацизма
Хайек вводит понятие социалистические корни нацизма, демонстрируя, насколько близки друг к другу эти доктрины.
Например, он приводит фразу и работы многих лидеров национал-социализма, которые начинали свою политическую карьеру в качестве марксистов.
Идеальные цели
Хайек утверждает, что в современном обществе человек часто отказывается подчиняться законам рынка. Он даже готов жертвовать своими свободами, только бы получить действенную экономическую защищенность.
Все это приводит к близоруким мерам, которые приносят только вред и ведут к тоталитаризму.
"Каким будет мир после войны?"
Так называется последняя глава этой книги. В преддверии грядущего окончания мировой войны автор отмечает недопустимость формирования наднациональных планирующих органов.
По мнению философа, международное правление может стать прообразом неприкрытой диктатуры, воплотив идеи национал-социализма в самых крупных масштабах. Такая форма приведет к мировой напряженности. Главное — не допустить, чтобы развитые нации начали силой навязывать окружающим свои представления о нравственности. В этом случае они рискуют оказаться в положении, когда им самим придется решаться на безнравственные поступки, заключает автор.