Калинкин мост в Санкт-Петербурге: фото, описание, история
В Санкт-Петербурге всего три моста с наименованием Калинкин: Мало-Калинкин, Старо-Калинкин и Ново-Калинкин.
Уникальнейшим памятником архитектуры города Санкт-Петербурга можно назвать Старо-Калинкин мост, раскинувшийся через Фонтанку в Центральном районе города и соединяющий Безымянный и Коломенский острова.
В статье представлена небольшая информация о Калинкином мосте: фото, описание, история и особенности.
Вкратце о происхождении названий мостов
Наименование всех Калинкиных мостов произошло от финского названия селения, располагавшегося в низовье реки Фонтанки – Каллина. В самые первые годы строительства города Петербурга название села было переделано на русский манер и стало именоваться Калинкиной. А на старых картах она обозначалась как Каллина или Кальюла.
Отсюда и исходят названия мостов.
Краткая история о трех мостах
В настоящее время мосты Санкт-Петербурга являются неповторимыми уникальнейшими украшениями облика города и историческими памятниками. А их в городе очень много.
Самым старым из трех Калинкиных мостов Петербурга является Старо-Калинкин, построенный в 1733 году (проект Герард И. И. и Сухтелен П. К.). Изначально он был деревянным и с 1737 года представлял собой разводную переправу. Деревянный пролет к 1893 году был заменен на более основательный, выполненный из камня. Местоположение моста - территория Адмиралтейского района, а соединяет он, как отмечалось выше, острова Безымянный и Коломенский.
Мало-Калинкин мост (по-другому Мало-Калинкинский) сооружен в 1783 году (инженер И. Н. Борисов). Соединяет он Покровский и Коломенский острова, пролегая над каналом Грибоедова. В административном отношении он тоже находится в Адмиралтейском районе.
Самый молодой Ново-Калинкин мост стал первым, построенным через канал Обводный. Он появился в створе проспекта Старо-Петергофского почти сразу же после строительства самого канала (1836 год). Автор проекта трехпролетной деревянной переправы – инженер Базен П. П.
История Старо-Калинкина моста
В Санкт-Петербурге (фото представлено в статье) этот мост является одной из уникальнейших исторических и архитектурных достопримечательностей. Как отмечалось выше, первоначально здесь был многопролетный деревянный мост.
Основательно сооруженный мост (1785-1788 годы) стал седьмым, перекинутым через Фонтанку. Все они были сооружены по типовому проекту архитектора-инженера Перроне Ж. Р. Средних размеров разводные пролеты подвешивались к цепям, закрепленным к башням-павильонам.
В 1890 году городской управой был утвержден проект реконструкции моста. Разработал его архитектор М. И. Рылло. Проект сохранил башни, но лишал мост элементов декора: обелисков с висячими фонарями, ограждений тротуаров, гранитных встроенных скамеек. Очередной раз согласно этому проекту Калинкин мост был перестроен в 1892-1893 годах. Связана эта реконструкция была и с появившейся перспективой прокладки путей для трамваев. В итоге, пролет деревянный был заменен на каменный. Обелиски, скамьи и парапет с того момента были утрачены, а сохранились лишь башни.
Следует отметить, что после совершенных перестроек в XIX веке те самые башни сохранились лишь у 2 мостов – Чернышева (находится выше по течению реки) и описываемого в статье Старо-Калинкина.
Последние реконструкции
В результате реконструкции 1907-1908 годов мост вновь был расширен. К нему и сверху, и снизу были пристроены гранитные своды.
В 1965 году коллектив "Ленмостотреста" предложил вернуть первоначальный исторический облик Калинкину мосту, что было поддержано, и архитектор И. Н. Бенуа разработал новый проект. Благодаря этой реставрации мост обрел вид, по максимуму схожий с изначальным мостом. В результате проведенных работ были восстановлены практически все элементы прежнего декора. В 1969 году согласно еще одному проекту (архитектор Иванов В. М.) на металлических деталях декора была восстановлена позолота (шары обелисков и башен). В период 1986-1987 г.г. были установлены фонари на башнях и памятные доски, с указанными на них датами начала и завершения строительных работ.
В результате этих последних реконструкций, Старо-Калинкину мосту придали изначальный облик – облик конца XVIII столетия.
Описание
Расположен мост по оси Старо-Петергофского проспекта. Протяженность его равна 65,6 метрам, ширина – 30 метрам. Облицованные гранитными блоками крайние каменные своды очерчены коробовыми кривыми. Речные средние опоры профилированы треугольной формы ледорезами. Над ними возведены башни классической формы, выполненные из гранита и завершенные куполами.
Выполненные из металлических секций, закрепленных между гранитными тумбами, ограждения моста не отличаются от перил, установленных на набережной Фонтанки.
Следует отметить, что нынешний внешний облик моста был перенят с полотна К. Кнаппе «Калинкин мост» (более подробная информация ниже).
Несколько интересных исторических фактов
Изображение Калинкина моста в Санкт-Петербурге можно увидеть в Эрмитаже на картине художника К. Кнаппе. Именно благодаря этому полотну удалось выяснить более точную дату его возведения. Кроме того, выяснилось, что тротуары отделялись гранитными барьерами от проезжей части, а также у въездов на мост с четырех сторон стояли гранитные обелиски с подвешенными фонарями. Также у парапетов стояли скамьи, тоже выполненные из гранита. Все это было определено по картине.
Возле моста стоит еще один интересный исторический объект. Это дом (пр-т Старо-Петергофский, д. 2), в котором с 1836 года размещался Военно-морской госпиталь (первый в России), который был учрежден Петром I еще в 1715 году.