Органы управления автомобилем: особенности и рекомендации
История автомобилестроения началась в далеком 1768 году. Те машины были паросиловыми. Они имели простейшие органы управления. Автомобиль было сложнее подготовить к поездке и обслуживать, чем управлять им. Со времен первого автомобиля массового производства («Форд-Модел Т», выпускавшегося с 1908 по 1927 год) органы и элементы управления претерпели колоссальные изменения. Все они становились более дружелюбными по отношению к человеку.
Инженеры старались сделать работу с органами управления автомобиля максимально незаметной для водителя, ведь раньше ему приходилось отвлекаться на огромное количество дополнительных действий. Даже для поворота руля нужно было приложить значительно больше усилий, чем сейчас.
В то же время все эти новшества делали автомобиль намного более сложным технически. Появились электронные стартеры вместо ручных, гидравлические и электрические усилители руля, усилители тормозов и еще огромное количество устройств, без которых современный человек не может представить себе автомобиль. Кто будет выходить из машины, чтобы запустить двигатель? И может ли человек представить себе машину без системы подачи воздуха в салон?
Эта система прошла апргейд не один раз. Сначала появился подогрев воздуха, затем начали устанавливать воздушные фильтры, появились кондиционеры, их заменили системы с климатической установкой, которая сама добивается выбранной температуры, после чего такие системы стали делать двух-, трех- и даже четырехзонными. В последнее время премиум-автомобили начали оснащаться приборами для ионизации воздуха и ароматизации. И это всего лишь простейшая система подачи воздуха в салон. Некоторые элементы управления появились вообще совсем недавно. Навигация, голосовое управление - все это можно перечислять бесконечно.
Органы управления в легковых автомобилях
В салоне любой современной машины огромное количество различных кнопок. Не важно, сенсорные они, механические или вообще нарисованы просто на огромном дисплее «Теслы», разобраться сходу даже опытному водителю в новой машине бывает непросто. Все элементы управления можно разделить на три группы:
- основные;
- вспомогательные;
- элементы управления функциями комфорта.
К первой группе относятся рулевое колесо, педали, рычаг коробки переключения передач. Ко второй относят не менее важные органы управления автомобилем, но без которых водитель может в теории передвигаться на машине. Все они прямо влияют на безопасность дорожного движения. Вспомогательные органы: управление светом и дворниками, системами безопасности (антиблокировочная система, электронная система динамической стабилизации автомобиля, антипробуксовочная система и другие), регулировка зеркал.
К третьей категории относят все остальные органы, а именно: управление мультимедиа, управление системой подачи воздуха в салон, регулировку сидений, стеклоподъемники и многое другое. Расположение органов управления автомобилем должно быть эргономичным, то есть удобным для пользования. Именно поэтому часто в автомобилях одинаковые элементы располагаются в одинаковых местах: коробка передач устанавливается между передними сиденьями, стеклоподъемники - на карте двери, управление радио - по центру торпедо. Но бывают и исключения. Эта статья поможет легко и быстро находить органы управления автомобилем в любой машине и использовать их правильно.
Управление рулевой системой
Без знания правил управления этими элементами водитель даже не сдвинется с места за рулем авто, разве что на сиденье может подвигаться. Руль находится всегда прямо перед водителем. Для начала его нужно отрегулировать в соответствии с картинкой ниже. Сделать это можно с помощью рычажка, находящегося слева на рулевой колонке. Там же будут и кнопки, если положения руля изменяется электрическим приводом.
Регулировка может осуществляться как по наклону, так и по вылету. Рулевое колесо следует держать всегда двумя руками, чтобы его не выбило на яме или неровности. Избегайте ситуации, когда во время вращения руля руки водителя окажутся скрещенными, нужно сразу перехватить его одной рукой. Если необходимо повернуть направо - крутить руль тоже нужно вправо, и не важно, едет машина вперед или назад. Во всех современных машинах на рулевом колесе размещают дополнительные органы управления автомобилем: круиз-контроль, управление мультимедиа и так далее.
Управление мотором и тормозной системой
Педалей в машине может быть две или три. Если в автомобиле механическая коробка переключения передач, то педалей будет три, автоматическая - две. Правая педаль всегда является газом. Нажимать на нее следует плавно. Слева от нее находится педаль тормоза. На эти две педали нужно нажимать только правой ногой, исключением будут являться только автогонки.
Следовательно, нельзя нажимать одновременно на газ и на тормоз. Третья педаль, самая левая - сцепление, нажимается для переключения передач. Выжимать его следует быстро, отпускать плавно. Рычаг управления механической коробки передач всегда находится справа от водителя (между сиденьями или на "торпедо"). Схема переключения передач находится непосредственно на рычаге. Для включения задней скорости часто нужно или нажать на кнопку на рычаге, или на сам рычаг.
Элементы управления автомобилем с автоматической коробкой переключения передач
Управление авто с автоматической коробкой отличается только тем, что нет педали сцепления, и передачи переключаются сами. Селектор коробки может выглядеть как рычаг, кнопка (набор кнопок) или шайба. Обычно располагается справа от водителя. На американских машинах и авто марки «Мерседес» часто можно увидеть рычаг АКПП за рулем.
Свет и дворники
Управление светом и дворниками кажется очень простым на первый взгляд, однако тут очень много тонкостей и деталей. Рычаг управления светом всегда находится слева за рулем. Если потянуть рычаг вниз - включается левый поворотник, вверх - правый. Почти на всех современных машинах, за исключением «Тойоты», имеется поворотник в одно касание. Этот же рычаг отвечает за включение ближнего и дальнего света фар, ДХО, противотуманок и так далее.
Рычаг управления дворниками обычно установлен справа за рулем, если его место не занял селектор автоматической коробки. На нем можно регулировать скорость дворников, подавать омывающую жидкость. Стоит отметить, что на многих современных автомобилях стоят датчики дождя и света, поэтому, поставив рычажки в положение «Авто», водитель должен будет только включить поворотники.
Органы управления грузовых автомобилей
Сегодня элементы управления грузовиков почти не отличаются от таковых в легковых машинах. Фуры могут обладать дополнительными органами управления, например сцепным устройством. Для понимания ниже показана картинка расположения органов управления автомобилем МАН.
Вывод
Инженеры и конструкторы прикладывают много усилий для того, чтобы сделать управление машиной не только простым, но и приятным. Один раз поняв принцип управления системами автомобиля, водитель сможет намного легче пересаживаться из одного авто на другое. К тому же это сделает жизнь немного проще. Удачи на дорогах!