Уровень профессионализма: определение, характеристика, оценка, этапы развития и повышения квалификации
Профессия - основной вид деятельности человека в социуме. Это выбор его судьбы, жизненного пути. Она занимает весомое значение в жизни каждого отдельно взятого человека, а также и во всем обществе в целом. Трудовая деятельность связывает все структуры мира в один большой двигатель прогресса на земле.
В современном мире важно не только быть занятым, но и заслужить высшее признание в трудовой деятельности для раскрытия собственного потенциала. Повышение квалификации среди профессионалов поддерживает конкурентоспособность на рынке труда, а также помогает любому специалисту постоянно развивать свои профессиональные качества и достигать карьерных высот.
Понятие «профессионализм»
Профессионализм - это высокий уровень знаний и навыков в определенной области.
Достижение выдающихся результатов в рабочей деятельности, путем применения уже полученного опыта можно также назвать этим термином. Это проявляется в активном профессиональном развитии личности, высокой степени подготовки к трудовым требованиям, систематическом повышении квалификации.
Также данное понятие можно раскрыть в роли мотивационной стороны человека, учитывая его способность к усвоению новых знаний и технологий, практические способности, целевую направленность, оценку личности, профессиональные ценности, эффективность в работе.
Данное понятие характеризует три аспекта, это:
- Личность специалиста.
- Профессиональная деятельность.
- Профессиональное общение.
Профессионализм личности реализуется путем развития необходимых навыков для рабочего процесса, качеством выполнения поставленных перед задач и получения опыта в области ведущей деятельности.
Критерии результативности
Существует трехуровневая оценка градации, соответствующая нормативным критериям уровней квалификации профессионализма, где низший можно назвать учебным (дает представление потенциальных способностей), средний считается основным (установленная норма), а высший будет являться перспективой (дальнейшее развитие). Важно понимать, что с оценкой профессионального уровня связаны внутренние и внешние критерии психологического состояния человека.
Каждую градацию можно разделить на несколько внутренних категорий и сформировать по десятибалльной шкале.
1. Первая группа таких критерий подразумевает результативность в производительности труда. Сюда можно отнести качественность работы и скорость ее выполнения.
2. Во второй группе рассматриваются показатели, при которых выявляется специфика профессии. Например:
- Умения, знания, навыки, опыт.
- Сила мотивации.
- Профессиональная самооценка.
- Стрессоустойчивость.
- Особенности профессии.
- Общее состояние.
Профессиональная самооценка
Уровень профессионализма определяется личностными социальными параметрами по отношению к рабочим задачам. На успешность выполнения деятельности влияют следующие факторы:
- Психическое и физическое состояние.
- Уровень самооценки.
- Адекватная самооценка.
- Устойчивость самооценки.
- Гибкость самооценки.
Здесь вступает в силу такое понятие, как «саморегуляция». В профессиональной деятельности она направлена на адекватное восприятие ресурсов организма. Любое отклонение от адекватного уровня восприятия отражается не только на работе, но и на состоянии человека.
Физическая тренированность дает возможность расширять сферу активности и приводит к полной адаптации человека к рабочим условиям, определенному уровню эффективности и устойчивой работоспособности. Таким образом, в ходе трудовой деятельности вырабатывается циклический процесс, при котором выявляются слабые и сильные стороны сотрудника, определяется его профпригодность и компетентность.
Стадии профессионализма
Для определения уровня профессионализма выделяется 4 стадии профкомпентности:
1. Человек не осознает свою некомпетентность. Он не обладает необходимыми знаниями и умениями, поэтому не имеет возможности вести деятельность успешно.
Причиной может являться банальная нехватка навыков, когда при дальнейшей профессиональной активности человек получает нужный опыт. В другом случае, личная негативная оценка (неуверенность в своих силах, отсутствие мотивации, повышенная тревожность) стопорит развитие субъекта и не способствует повышению компетентности.
2. Осознаваемая некомпетентность. Человек понимает, что ему требуется профессиональная подготовка для осуществления трудовой деятельности.
3. Осознаваемая компетентность. Формируется четкая структура профессиональных навыков, человек эффективно применяет знания.
4. Неосознаваемая компетентность. Происходит в случае, когда профессионализм становится частью личности. Здесь профессиональность определяется, как принятие единого верного решения даже в критических условиях.
Уровни оценки профессиональных навыков
Уровень квалификации профессионализма - это определение оценки профессиональных умений, знаний, степени ответственности и полномочий в соответствии с профстандартами.
Квалификация определяется, как степень подготовки к специальности или процесс оценки профессиональных возможностей человека.
Оценка уровня профессионализма строится на следующих квалификационных возможностях:
Уровни | Полномочия и ответственность | Необходимые навыки | Требования к повышению квалификации |
1 | Исполнительность под руководством. Степень личной ответственности. | Реализация стандартных поручений. Владение базовыми знаниями. | Прохождение первоначального обучения. Практические умения. |
2 | Исполнение задач под руководством. Умение самостоятельно принимать решения. | Выполнение типовых поручений. Выбор стратегии решения вопроса с учетом нестандартной ситуации. Понимание основ стандартных заданий на практике | Профессиональная подготовка. Практические умения. |
3 | Исполнение задач под руководством. Планирование результативной методики решения вопроса. Самостоятельное решение задачи. | Решение основных стандартных задач. Подбор действенных способов исполнения поставленной задачи. Решение задач с учетом сложившегося опыта. | Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации в срок до 1 года. |
4 | Исполнение задач под руководством. Планирование результативных средств решения вопроса. Самостоятельное решение задачи. Ответственность за себя и подчиненных сотрудников. | Реализация различных задач, путем использования полученного опыта. Контроль ситуации, коррекция действий при необходимости. Решение спец. заданий. Способность к самостоятельному анализированию. | Требуемое образование. Прохождение программы по подготовке квалифицированного персонала. Повышение квалификации. Практические навыки. |
5 | Участие в принятии решений внутриструктурных задач. Самостоятельное принятие решений. Ответственность за себя и подчиненных. | Использование технологических или методических профзнаний. Умение самостоятельно находить решение в профессиональных вопросах. Контроль и анализ исполнения заданий. | Прохождение подготовки высоко специализированных кадров. Повышение квалификации, переподготовка. Добавочное обучение. |
6 | Самоорганизация собственной деятельности. Контроль работы подчиненных. Способность налаживания сотрудничества между сотрудниками или подразделениями. Ответственность за предприятие. | Внедрение действенных приемов в решении профессиональных вопросов. Контроль и корректировка решений. Самостоятельный анализ профдеятельности. | Получение высшего образования. Получение образования по подготовке среднего звена. Дополнительные программы. Владение практическими навыками на высшем уровне. |
7 | Разработка стратегий. Управления крупными организациями. Ответственность за результат работы предприятия. | Решение задач по развитию профдеятельности с применением полученного опыта. Разработка новых методов в решении практической деятельности. Нахождение новых способов развития предприятия. | Наличие высшего образования. Обучение вспомогательным навыкам. Владение необходимыми навыками. |
8 | Самостоятельная работа в управлении трудового процесса на крупных предприятиях. Ответственность за результативность работы крупных компаний или целых отраслей. | Разработка проектно-исследовательских задач, направленная на повышение эффективности. | Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры. Получение практических навыков. |
9 | Управление объемными значительными процессами, разработка систем экономического и социального характера. Ответственность за результат работы предприятия на государственном и международном уровнях. | Самостоятельная разработка приемов решения задач. Повышение эффективности деятельности. Создание новых отраслей. | Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры. Дополнительное необходимое обучение. Получение практических навыков |
Методы оценки
Уровень профессионализма оценивается для получения сведений о результативности труда. Это помогает принимать решение о повышении либо понижении сотрудников. Оценивание уровня профессионализма и качества исполнения работы помогает проанализировать продвижение компании на рынке.
Профессиональная компетентность может оцениваться двумя способами: индивидуальным и групповым.
В индивидуальную методику входят:
- Интервью.
- Тестирование.
- Наблюдение за сотрудником в практике.
- Наблюдение за сотрудником в практике с подстройкой сложных ситуаций.
При групповом методе может использоваться несколько способов одновременно.
Среди них выделяют:
- Ассессмент-центр. Когда сотрудников оценивают коллективно. Это может представлять деловую игру, которая будет оцениваться экспертной комиссией.
- Проведение переговоров.
Также существуют нестандартные методы оценки. Например, с участием психолога, который составляет оценку личных и профессиональных качеств.
Повышение квалификации
Повышение квалификации рассматривается, как прохождение профессионального обучения с целью повышения теоретических и практических умений. Получение квалификации высшего уровня способствует совершенствованию навыков и профессиональному росту.
Обучение бывает кратким (от 72 ч.), теоретическим (до 100 ч.) и продолжительным (более 100 ч.). Лицам, прошедшим краткосрочное или теоретическое обучение, выдается удостоверение повышения квалификации. Лица, прошедшие курс, длительностью более 100 часов, получают свидетельство.
Квалификации педагогических работников
Квалификационные требования педагогов подготовлены в соответствии с типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации.
Лица, претендующие на первую, вторую и высшие категории квалификации должны иметь высшее образование и стаж работы.
Уровни профессионализма педагога второй категории:
- Понимание основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии;
- Знание содержания преподаваемого материала;
- Знание обучающих методик;
- Знание основ воспитания;
- Владение практическими знаниями;
- Владение разными приемами обучения и широким спектром методов, обеспечивающий интерес к образовательному процессу;
- Умение налаживать коммуникативность с обучающимися;
- Умение способствовать развитию образовательной системы;
- Умение создавать комфортные условия во время образовательного процесса;
Первая квалификационная категория должна отвечать всем необходимым требованиям второй, а также иметь набор следующих навыков:
- Применение практических навыков в современной психологическо-педагогической диагностике;
- Владение современными педагогическими технологиями;
- Владения методиками анализа учебно-методической предметной работы;
- Понимание психологических особенностей обучающихся;
- Умение подбирать методику учебно-воспитательного процесса под особенности обучающихся.
Высший педагогический уровень профессионализма
Для повышения профессионального уровня в педагогической деятельности, знания и умения претендента, должны соответствовать первой квалификационной категории. Этот момент необходимо учитывать. Кроме этого, высокий уровень профессионализма характеризуется следующими навыками:
- Подходить к решению практических задач творчески.
- Создавать максимально комфортные условия для осуществления творческой формы образования.
- Умение использовать в образовательном процессе опытно-экспериментальные методы.
- Владеть организационными приемами образовательного процесса.
- Иметь навыки планирования и управления воспитательно-образовательным процессом.
Этапы профессионального развития
В ходе повышения своего уровня профессионализма субъект находится на разных этапах развития.
- Допрофессионализм. На данном этапе человек занимается профдеятельностью без специальных навыков и умений. Его минимальные знания соответствуют уровню новичка или помощника.
- Профессионализм. Этап, на котором можно говорить о качествах профессионала. Человек усваивает необходимые знания и правила профессии, приобретает специальность, ставит первые профессиональные цели.
- Высший профессионализм. Ступень профессионального роста, на котором специалист достигает успехов в карьере, превращается в эксперта своего дела, находит творческие неординарные решения задач в своей профобласти, самостоятельно разрабатывает стратегии и концепции, которые применяет на практике. Имеет способность обучать других.
- Послепрофессионализм. В основном относится к специалистам, достигшим пенсионного возраста. В этом периоде человек может быть советчиком, лучшим наставником, консультантом в своей бывшей профессиональной отрасли. Таких людей называют экс-профессионалами.
Также рассматривается этап непрофессионализма, когда человек, обладая нужными знаниями и техниками идет в неправильном направлении. Что-то мешает ему повышать уровень профессионализма (ощущается недостаток практики либо выбрана ошибочная стратегия развития).