Что такое верстка текста? Основные понятия, принципы и способы

Верстка текста - это особый процесс формирования страниц издания с помощью органичного расположения всех графических и текстовых элементов. Ее применяют в издании средств массовой информации, журналов, книг, любой полиграфической продукции. Что это за процесс, подробно разберемся в этой статье.

История

Верстка текста стала весьма популярной в эпоху металлического набора. В то время она заключалась в комплектации текстовых строк, которые приходилось набирать исключительно вручную, а могли это делать с помощью монотипа или линотипа. Также появлялись иллюстрированные клише, обкладка этих элементов осуществлялась с помощью линеек и пробельных материалов.

Когда цифровые технологии стали развиваться, верстку текста стали производить на компьютерах, появились специализированные программы. Самые популярные из них, которые сегодня используются большинством профессионалов, это AdobePageMaker, Adobe InDesign, Ventura Publishe, CorelDraw, Adobe FrameMaker, Microsoft Publisher. При этом для простейшей верстки текста книжкой Word также подойдет, хоть и является преимущественно текстовым редактором.

Разновидности верстки

Существует несколько разновидностей верстки. В первую очередь они различаются по видам изданий, в которых она используется. Во-первых, есть книжно-журнальная верстка, которая практически полностью идентична правилам и принципам верстки текста книжкой. При этом и здесь есть свои особые специфические приемы, которые применяются преимущественно при работе над иллюстрированными журналами.

Существенно отличается от книжно-журнальной верстка текста для газет. Для этих средств массовой информации присущи другие принципы расположения иллюстраций и текста, при этом максимально свободные правила переносов.

Также существует понятие акцидентная верстка, которая применяется для полиграфической продукции небольшого размера. Это листовки, афиши, рекламные объявления, бланки.

Требования к книжно-журнальным изданиям

Существуют весьма строгие правила верстки текста, которые необходимо соблюдать, чтобы заказчик быстро и без промедления принимал работу. Важно, чтобы сверстанные полосы были выполнены точно по размерам, причем как по высоте, так и по ширине, не должно быть никаких "распоров" или перекосов. Приветствуется приводность и единообразие верстки.

То есть полосы издания должны быть сверстаны в едином стиле, иметь одинаковые элементы. Однотипными обязаны быть заголовки, подзаголовки, примечания, сноски, подписи к фотографиям и рисункам, одинаково должны быть сверстаны иллюстрации одного типа.

Также стоит разобраться с понятием "приводность верстки". Так называют абсолютное совпадение размеров нечетных и четных полос, а также способ совмещения строк главного текста между собой на этих полосах.

Приводность достигается при помощи приведения всех без исключения частей текста к целому числу строк основного кегля. Для этого применяются отбивки снизу и сверху.

Создание организации и способы верстки текста

Для этих процессов необходимы так называемые настольные издательские системы, под которыми понимают компьютерную цифровую полиграфию. А если говорить совсем конкретно, то программы для верстки документов. Набор и верстку текста удобнее всего осуществлять с помощью специализированного программного обеспечения, которое разработано конкретно для подготовки публикаций, состоящих из текста и изображений, для печати.

Также подобные программы готовят документы для их публикации и распространения в электронном виде. Как правило, это форматы html или pdf. Важное отличие настольного издательства от классического типографского состоит в том, что оно предназначено именно для работы в офисе или дома, а не для крупных типографий.

В последнее время количество электронных сетевых и мультимедийных изданий велико, и настольные издательские системы разделяют на системы верстки электронных документов и системы для подготовки полиграфической продукции.

С помощью последних можно освоить создание и способы верстки текста, не прилагая к этому особых усилий. Ключевое отличие текстовых редакторов от настольных издательских систем заключается в том, что они предназначены для самой верстки документа, а не для его создания, которое может включать в себя набор, проверку орфографии и создание изображений. Хотя они могут поддерживать и эти функции.

Программы для верстки текста

Остановимся поподробнее на программах, которые применяют для верстки. Для наглядности разберем несколько самых популярных.

Adobe PageMaker - самая первая издательская настольная система, которая увидела свет еще в 1985 году. Приложение базировалось на графическом интерфейсе пользователя. Разработчики регулярно совершенствовали программу, например, в седьмой версии была добавлена возможность поддерживать печать переменных данных, расширились возможности для экспорта и импорта файлов Microsoft Office, появился модуль импорта файлов PDF.

При этом в 2004 году официально было объявлено, что разработка PageMaker завершается, но компания будет по-прежнему выпускать и продавать свой продукт. Преемником стала программа Adobe InDesign. Это более усовершенствованная программа верстки, которая позволяла создавать документы для их вывода на типографские машины промышленных масштабов, а при желании на самые простые пользовательские принтеры. Созданные документы можно было экспортировать во всевозможные форматы электронных изданий.

Важным преимуществом стало то, что разработчики фактически отказались от изменения основных функций в более поздних версиях, интерфейс оставался прежним, это позволяло быстрее привыкать к последствиям обновлений.

Еще одна программа для работы по верстке текстов - CorelDRAW. Это графический редактор, который работает на платформе Microsoft Windows. Возможности этого продукта намного шире, чем тех, которые были перечислены ранее. Главное отличие в том, что это не только программа для верстки текста, но и редактор растровой графики, обладающей возможностью захвата изображений и другими функциями.

Основные правила

Необходимо при работе над любой полиграфической продукцией соблюдать основные правила верстки текста. К основополагающим относится то, что полосы каждого отдельного издания должны быть одинаковыми по высоте, то есть содержать строго одинаковое число строк. При верстке иллюстраций или каких-то дополнительных фрагментов, например, формул или таблиц, необходимо внимательно рассчитывать, сколько полных строк нужно будет изъять, чтобы сверстать эти части на полосе.

Также при верстке текста книжкой необходимо выдерживать прямоугольность полос. Каждая полоса не должна начинаться с неполной концевой строки абзаца и не должна заканчиваться начальной абзацной строкой, это значит, что не должно быть так называемых "висячих" строк.

Сплошной текст верстать совсем несложно. Обратим внимание, что оформление начальных полос при этом может быть трех видов, все это способы верстки текста:

  • со спуском;
  • со спуском, но с инициалами;
  • со шмуцтитулом в виде "шапки".

Какой вариант выбрать в итоге, должен определить художник издательства совместно с верстальщиком. Отметим, что инициал может быть не только шрифтовым, но и рисованным, он представляет собой заглавную букву большого кегля, которая играет роль первой буквы в начальной строке. Если вы делаете верстку текста книгой с внутренним титулом, то он устанавливается в счет спуска в виде "шапки".

Завершая концевые полосы, необходимо придерживаться следующих рекомендаций, которые помогут сделать ваше издание максимально презентабельным и продаваемым:

  • Если текста на странице немного, его нужно вмещать в предыдущую полосу, либо увеличить таким образом, чтобы он занимал не менее четверти полосы на следующей странице. Обратите внимание, что так называемым вгонке и выгонке подвергается текст не одного, а чаще нескольких абзацев, пока не удается достигнуть нужного результата.
  • Если на концевой полосе много текста, то она не должна быть короче полной менее чем на 4 строки.
  • Не забывайте, что на концевых полосах можно в определенных случаях устанавливать концовки, которые помогают отбиваться от текста одинаково для каждого отдельно взятого издания.

Это основные способы преобразования верстки текста, которые можно применять и для сложного текста.

Как размещать стихотворения в верстке

В этой статье мы поможем детально разобраться в организации верстки текста любого формата. Например, если перед вами стоит задача сверстать стихотворение, то нужно знать, что поэтический текст, помещаемый внутри основного текста или на отдельных полосах, должен верстаться таким образом, чтобы стихотворная полоса или какая-либо ее часть в итоге разместилась на середине страницы.

При этом не забывайте, что стихотворение должно быть сверстано как дополнительный текст, то есть иметь отбивку от главного текста в пределах не более одной строки.

Если при верстке текста книжкой в Word приходится переносить часть стихотворного текста на другую полосу, то на предыдущей нужно оставить не менее двух строк. В идеальном варианте при переносе стихотворения оно должно разбиваться по парам стихов.

Если строфы поэтического текста набираются в порядке чередования без использования втяжек, то их не следует отбивать друг от друга.

А вот если стихотворение верстается на развороте, то оно должно быть оформлено и отбито единообразно. В наши дни в качестве программы верстки текста книжкой можно применять одну из уже перечисленных, а можно воспользоваться классическим текстовым редактором Word, который есть, пожалуй, на компьютере практически каждого пользователя.

Драматический текст

Особые правила верстки текста в Word следует соблюдать, если вы собрались публиковать драматическое произведение. В этом случае необходимо обратить самое пристальное внимание на некоторые специфические, но при этом очень важные требования. Например, имена и фамилии действующих лиц необходимо набирать отдельными строками, отбивая от основного текста наподобие рубрик.

При этом размер строки, на которой размещаются имена персонажей, должен быть кратным кеглю основного набора. Если в тексте присутствуют ремарки, которые разбивают слова персонажей отдельной строкой, то их необходимо отбивать от текста на два-четыре пункта снизу и сверху.

Категорически не рекомендуется завершать полосу строкой с именем действующего в пьесе лица или ремаркой, перенося текст на другую полосу. Рекомендуется, чтобы ремарка закрывалась как минимум двумя строками. А реплика, которая переносится на другую страницу, должна закрываться как минимум двумя строками.

Плохим тоном считается начинать полосу с ремарки, которая находится в речи одного действующего лица. В этом случае саму ремарку необходимо подверстать вниз на предыдущей полосе.

Верстка таблиц и формул

Ключевые моменты при организации и основные способы преобразования верстки текста подробно разобраны и рассмотрены в этой статье. Главная рекомендация заключается в том, что таблицы и выводы из них должны верстаться непосредственно сразу после текста, который они иллюстрируют. Если по каким-либо техническим причинам сделать это не представляется возможным, то их допускается верстать весьма произвольно в пределах одного разворота. На этот случай в тексте дается соответствующая ссылка, в которой указывается конкретный номер таблицы.

При расположении таблицы на полосе пристальное внимание нужно уделить формату полосы и ее размерам. При верстке таблиц вразрез, их необходимо размещать на оптической середине полосы, отбиваясь от текста в пределах одной строки кегля шрифта основного набора, не забывая, конечно, про правило приводности.

На полосах таблицы могут размещаться как поперек, так и вдоль. В первом случае таблица будет читаться при повороте страницы ровно на 90 градусов по часовой стрелке. Если оказалось, что ширина таблицы больше, чем формат стандартной наборной полосы, который вы используете, то ее можно расположить на развороте поперек или вдоль, прерываясь на корешок издания. Главное, точно выдержать размер перерыва, он должен быть рассчитан таким образом, чтобы таблица оказывалась ровно на развороте и без труда читалась.

Подобные таблицы называют распашными и делят на поперечные и продольные. Так, поперечно-распашные таблицы располагаются поперек на двух полосах, а продольно-распашные таблицы - на двух полосах вдоль.

По формату самих строк продольно-распашные таблицы всегда должны строго равняться удвоенному формату строк текста, при условии увеличения в каждой половине на один или два цицеро, чтобы обеспечить органичный выход в корешковое поле.

При этом поперечно-распашные таблицы по своему формату должны быть строго равны высоте полосы издания, а в идеале - быть немного меньше. В конечном счете высота таких таблиц должна равняться удвоенному формату строк текста издания, который увеличивается в каждой из половин на один-два цицеро для выхода в корешковое поле.

Также существует понятие "клочковые таблицы", которые верстаются вразрез. При этом ширина таблицы должна приближаться к формату набора, либо есть еще один вариант - верстка в оборку, когда ширина самой таблицы меньше формата набора на несколько единиц. От основного текста таблицы должны отбиваться на расстояние шести-двенадцати пунктов, от текста, размещенного сверху, на два-четыре пункта, остальная отбивка снизу определяется по условиям приводности.

Важно при верстке правильно обходиться с формулами. Они верстаются строго по оригинальной разметке, а от текста отбиваются сверху и снизу так, чтобы от основного набора отличаться максимально на кегль шрифта, соблюдая условия приводности. Обратите внимание, что если формуле в вашем тексте предшествует короткая конечная строка какого-то текста, то формулу сверху отбивать не нужно, даже частично.

Полосу не рекомендуется начинать с формул, только в порядке редкого исключения - при переносе формул. Если формула состоит из трех строк, то их запрещается разрывать при необходимости переноса. Когда формула состоит из четырех строк, при переносе с одной полосы на другую их можно разделить строго пополам.

Для того чтобы не допустить нарушений приводности верстки, важно, чтобы при размещении формул в тексте, как и в случае с таблицами, обязательно просчитывалось, сколько строк основного текста необходимо убрать, чтобы органично разместить необходимый дополнительный текст вместе со всеми отбивками. При этом число строк должно быть обязательно целым, а текстовые строки на просвет должны совпадать со строками текста на обратной полосе.

Размещение иллюстраций при верстке текста

Запомните, что месторасположение каждой иллюстрации изначально должно быть установлено еще при разметке оригинала и изготовлении макета. Вид размещения конкретных иллюстраций на полосе зависит от ее формата и формата самой иллюстрации. Существует несколько основных типов их размещения:

  • Открытая верстка, при ней иллюстрация размещается строго сверху или снизу полосы, непосредственно соприкасаясь с текстом одной или двумя сторонами.
  • Закрытая верстка. При этом способе иллюстрация помещается внутрь основного текста, соприкасаясь с ним двумя или даже тремя сторонами.
  • Глухая верстка. В этом случае иллюстрация закрыта текстом со всех четырех сторон, так называемая двухсторонняя оборка. При таком варианте иллюстрации могут располагаться на полях или с частичным выходом в поле.
  • Последний вариант подразумевает то, что иллюстрация настолько большая, что она занимает всю полосу, а текста на ней нет вовсе, кроме, возможно, подписи к самой иллюстрации, если она требуется.

Любую иллюстрацию необходимо верстать максимально близко к тексту, к которому она относится. Если ее размер по ширине равен наборной полосе, то она может быть установлена сверху, на оптической середине или снизу полосы. При верстке двух иллюстраций вразрез, когда одна располагается непосредственно под другой, между ними должно быть не менее трех строчек текста, не считая подписей под самими иллюстрациями. При этом обе такие иллюстрации должны располагаться на оптической середине полосы.

Важно отметить, что правило приводности при верстке иллюстраций вразрез обязательно должно строго выполняться. То есть размер самой иллюстрации с отбивками и всеми необходимыми подписями должен быть кратен кеглю основного набора. От основного текста иллюстрация отбивается в пределах одного цицеро.

Важно также отметить значение согласованности размещения сразу нескольких иллюстраций на одном развороте. Профессионалы советуют, что иллюстрацию лучше всего выравнивать по нижней линии, располагая симметрично по диагонали. В некоторых случаях допускается использовать асимметричное расположение как особый прием оформления.

Если в вашем распоряжении оказалась иллюстрация слишком большого формата, к которой можно подверстать не больше трех-четырех строк, то лучше всего увеличить ее до полосной. Такой вариант считается самым целесообразным.

Если у вас открытая заверстка внизу или вверху полосы, то под такую иллюстрацию не рекомендуется помещать конечную строку абзаца, а над самой иллюстрацией оставлять абзацную строку. Также запрещено верстать иллюстрацию перед заголовком следующего раздела вашего основного текста.

Если вам приходится помещать иллюстрацию на край полосы или в угол, то следите за тем, чтобы внешние линии рисунка или фотографии обязательно совпадали с краями текста. На концевых полосах размещать иллюстрации не рекомендуется вовсе. Если же это необходимо, то под ней должны оставаться не менее пяти-шести строк основного текста. При верстке иллюстраций всегда нужно обращать внимание на оборот рисунков. На него не должны попадать выводы, таблицы, формулы или любой другой дополнительный текст.

Если на полосе вашего текста оказалась одна иллюстрация в оборку, то ее нужно установить к наружному полю, а вторую иллюстрацию в оборку поставить также к наружному или корешковому полю. При этом они обязательно должны разделяться как минимум тремя полноформатными полиграфическими строками.

Если вы используете закрытую верстку иллюстраций, то их необходимо помещать на оптической середине полосы, а при верстке в оборку соблюдать важное в данном случае правило - строки оборки должны образовывать прямоугольник. Это делается для того, чтобы не допустить появления над иллюстрацией концевой или неполной строки, а под иллюстрацией не должно быть абзацной строки.

В оборке не рекомендуется размещать рубрики. Сверху от текста иллюстрации отбиваются на величину, которая строго равна кеглю шрифта основного текста, а сборку от текста оборки - в пределах одного цицеро. Важно, чтобы формат оборки сам был кратен цицеро.

Если необходимо поместить подпись под рисунком, то от самой иллюстрации ее необходимо отбить в пределах кегля основного набора, при этом сам пробел между последующим текстом и подписью к рисунку или фотографии должен быть немного больше, чем между иллюстрацией и подписью к ней.

Вот примерное соотношение размера шрифта для подписей под рисунками или фотографиями:

  • при наборе основного текста 12 кеглем, подписи делаются кеглем в 8 или 10 пунктов;
  • если основной текст набран 10 кеглем, то размер подписи к иллюстрации 8 пунктов;
  • если текст набран 8 кеглем, то размер подписи к рисунку остается таким же.

Подводя итог, нужно отметить, что высота самой иллюстрации с отбивками от основного текста и подписью не должна быть кратна кеглю шрифта основного набора. Исходя из размера окна, можно в результате рассчитать количество строк оборки, то есть строк, которые набраны на меньший формат и располагаются сбоку от иллюстрации.

Комментарии