Ташкентское метро: названия станций, маршрутная сеть, стоимость проезда

Ташкентский метрополитен является скоростной подземной транспортной системой, обслуживающей жителей и гостей столицы Узбекистана. Строительство метро в Ташкенте началось в 1968-1972 годах, а первая линия была сдана в 1977-м. Его станции являются одними из самых богато украшенных в мире. В отличие от большинства бывших советских республик, система залегания неглубокая, аналогичная Минскому.

Описание

Ташкентское метро находится под управлением Ташкентской ассоциации предприятий автомобильного транспорта. Общая протяженность линий составляет 38,25 км, количество остановок – 29. Осуществляется строительство новых веток и продление уже действующих. На 2019 год запланирован ввод еще 8 посадочных пунктов и электродепо.

Глубина подземных туннелей варьируется от 8 до 25 метров, средняя длина перегона – 1,4 км. В конструкции использованы силовые элементы, позволяющие выдерживать землетрясение силой до 9 баллов по шкале Рихтера.

Средняя скорость поездов составляет 39 км/ч, максимальная скорость достигает 65 км/ч. Услугами Ташкентского метрополитена каждый день пользуются порядка 200-300 тысяч пассажиров (в зависимости от дня недели). Средний годовой пассажиропоток оценивается в 60-70 млн.

Основой подвижного состава являются метропоезда проекта 81-717/714, разработанные еще в Советском Союзе на Мытищинском машиностроительном заводе и впоследствии модернизированные. Благодаря удачной конструкции они выпускаются и сегодня рядом предприятий.

С 17 июня 2015 года в Ташкентском метрополитене были введены в эксплуатацию новые вагоны с современным дизайном, улучшенной эргономикой и техническими характеристиками. Обновленный подвижной состав осуществляет перевозку пассажиров на Чиланзарской линии. В будущем планируется осовременить парк для других направлений.

Когда построили метро в Ташкенте

Проектные работы по постройке Ташкентского метрополитена стартовали в 1968 году, спустя два года после того, как в 1966-м произошло крупное землетрясение в городе. По этой причине от конструкторов требовалось подготовить комплекс мероприятий по усилению несущих конструкций, с чем они блестяще справились. Хотя столь мощных землетрясений больше не было, более слабые подземные толчки метро выдержало.

Проектирование поручили Ташметропроекту, ранее являвшемуся филиалом Метрогипротранса СССР. В сжатые сроки узбекским строителям удалось наладить необходимую производственную базу, организовать выпуск чугунных тюбингов и железобетонных конструкций.

Проходческий коллектив был основан на базе тоннельного отряда №2, хорошо себя зарекомендовавшего при возведении деривационного тоннеля в Андижане и подземных объектов в Сибири. Метростроевцам пришлось решать много сложных технических вопросов во время проходки перегонных тоннелей по причине непредсказуемого поведения лессовых грунтов, типичных для геологии Ташкента. Осадочные породы с обилием известняка сильно уплотнялись из-за вибрации, создаваемой движением механизированных комплексов, образуя пустоты, в которые проваливались многотонные механизмы. В результате проходка шла медленнее, чем планировалось. От проходчиков пришлось отказаться и рыть тоннели немеханизированным щитовым методом.

Строительство первой Чиланзарской линии началось в 1972 году, и было завершено 6 ноября 1977 года на девяти станциях. В 1980-м ветка была продлена, а в 1984 году запущена вторая Узбекистанская линия. Первые 6 станций третьей Юнусабадской ветви открылись в 2001 году. Дальнейшее развитие видится в проведении линий к густонаселенным спальным районам, размещенным на окраинах города.

Стоимость

Метро в Ташкенте является городским общественным видом транспорта, доступным для всех слоев населения. Администрация старается соблюдать разумный баланс между стоимостью проезда и экономической эффективностью предприятия. Впрочем, за последние 10 лет тариф подорожал в 3 раза.

С 1.04.2016 жетоны ташкентского метрополитена продаются по цене 1200 сум (9,50 руб.). Проездные карточки на месяц предлагаются за 166 000 сум (1320 руб.). Зимой 2018 года президент страны Шавкат Мирзиеев выразил необходимость снижения стоимости проезда за счет увеличения пассажиропотока.

Архитектура

При строительстве ташкентского метро ответственные органы не экономили на отделке посадочных станций и вестибюлей. К проекту привлекались талантливые архитекторы, дизайнеры, скульпторы сначала со всего СССР, а позже – национальные и зарубежные специалисты. В результате метрополитен столицы Узбекистана признан одним из самых красивых на планете.

Каждая из станций украшена художественными архитектурными элементами и малыми скульптурными формами, символически отражающими ее название и тематику. В отделке залов, посадочных платформ, переходов и вестибюлей прослеживаются национальные традиции культурного, монументального и декоративно-прикладного искусства. При отделке в основном используются черный, красный, серый гранит, мрамор, керамика, дерево, стекло, смальта, пластик, алебастр, различные металлы и прочие материалы.

Чиланзарская линия (красная)

Самая первая линия ташкентского метрополитена имеет протяженность 15,5 км. Ее открытие состоялось 6 ноября 1977 года, что делает ее первой в Средней Азии. В 1980-х годах дистанция была продлена. Включает 12 посадочных станций подземного залегания:

Название

Прежнее название

Перевод

Тип станции

"Олмазор" (Olmazor)

"Сабира Рахимова"

"Яблоневый сад"

Колонная

"Чилонзор" (Chilonzor)

"Унабиевый сад"

Односводчатая

"Мирзо Улугбек" (Mirzo Ulug’bek)

"50 Лет СССР"

"Мирзы Улугбека"

Колонная

"Новза" (Novza)

"Хамза"

"Новза"

Односводчатая

"Миллий бог" (Milliy bog)

"Комсомольская", "Ешлик"

"Национальный парк"

Колонная

"Халклар дустлиги" (Xalqlar do'stligi)

"Бунедкор"

"Дружба Народов"

Колонная

"Пахтакор" (Paxtakor)

"Хлопкороб"

Колонная

"Мустакиллик майдони" (Mustaqillik maydoni)

"Площадь Ленина"

"Площадь Независимости"

Колонная монолитная

"Амир Темур хиебони" (Amir Temur xiyoboni)

"Октябрьской революции", "Центральный сквер"

"Сквер Амира Тимура"

Колонная

"Хамид Олимжон" (Hamid Olimjon)

"Хамида Алимджана"

Односводчатая

"Пушкин" (Pushkin)

"Пушкинская"

Колонная

"Буюк Ипак Йули" (Buyuk Ipak Yo’li)

"Максима Горького"

"Великий Шелковый Путь"

Односводчатая

Пожалуй, это самая красивая ветка всего метрополитена.

Узбекистанская линия (синяя)

Первые 4 станции ташкентского метро синей линии начали работу 8 декабря 1984 года и позже продлевались в 1987, 1989 и 1991 годах. Общая протяженность составляет 14,3 км. На сегодня насчитывает 11 остановочных пунктов.

Название

Прежнее название

Перевод

Тип станции

"Беруний" (Beruniy)

"Беруни"

Односводчатая

"Тинчлик" (Tinchlik)

"Мир"

Колонная

"Чорсу" (Chorsu)

"Четыре дороги"

Односводчатая

"Гофур Гулом" (G’ofur G’ulom)

"Гафура Гуляма"

Колонная

"Алишер Навойи" (Alisher Navoiy)

"Алишера Навои"

Колонная

"Узбекистон" (O’zbekiston)

"Узбекистанская"

Односводчатая

"Космонавтлар" (Kosmonavtlar)

"Проспект Космонавтов"

"Космонавтов"

Колонная

"Ойбек" (Oybek)

"Айбека"

Колонная

"Ташкент" (Toshkent)

"Ташкент"

Колонная

"Машинасозлар" (Mashinasozlar)

"Ташсельмаш"

"Машиностроителей"

Колонная

"Дустлик" (Do'stlik)

"Чкаловская"

"Дружбы"

Односводчатая

Особенностью ветки является широкое использование в отделке мрамора и гранита.

Юнусабадская линия (зеленая)

Третья, самая новая из работающих линий ташкентского метро имеет длину 6,4 км. Все 6 действующих станций открыты для пользования 24 октября 2001 года.

Название

Прежнее название

Перевод

Тип станции

"Шахристан" (Shahriston)

"Хабиб Абдуллаев"

"Шахристан"

Колонная

"Бодомзор" (Bodomzor)

"ВДНХ"

"Миндальный сад"

Односводчатая

"Минор" (Minor)

"Минор"

Колонная

"Абдулла Кодирий" (Abdulla Qodiriy)

"Алайский рынок"

"Абдуллы Кадыри"

Колонная

"Юнус Ражабий" (Yunus Rajabiy)

"Юнуса Раджаби"

Колонная

"Мингурик" (Ming O’rik)

"Лахути"

"Мингурик"

Колонная

На 2019 год запланировано открытие еще двух станций: "Туркестан" (Turkiston) и "Юнусабад" (Yunusobod). На стадии проектирования находятся 4 остановочных пункта и электродепо "Юнусобод".

Сергелийская линия (оранжевая)

В 2000-х годах республиканская администрация поручила подготовить план по расширению сети метро в Ташкенте. Новая ветка призвана разгрузить пассажиропоток в южных спальных районах города. Она будет пересекаться с Чиланзарской линией на станции "Олмазор".

Несмотря на высокую стоимость проекта, активные проходческие работы начались в конце 2016 года и должны завершиться в 2019 году. Названия станций ташкентского метро оранжевой линии еще не утверждены, но в проекте предварительно указаны как:

  • "Отчопар" (Otchopar);
  • "А. Ходжаева" (A. Xo`jaev);
  • "Чаштепа" (Choshtepa);
  • "Турсунзаде" (Tursunzoda);
  • "Сергели" (Sirg`ali);
  • "Эхтиром" (Ehtirom).

Власти рассматривают вопрос о том, чтобы в будущем построить кольцевую ветку, объединяющую в единую сеть все существующие маршруты.

Комментарии