История образования - без сомнения, любопытная тема для каждого ученика

Люди на протяжении многих лет передают приобретенные знания и умения своим детям, их дети делятся опытом со своими детьми, внуками, и так формируется своеобразная цепочка. Без сомнения, это свойственно любому поколению, и без этого развитие общества невозможно. Как правило, потомки получали ориентир, формировали взгляд на жизнь благодаря своим родителям, которые адаптировали свое дитя к традиционному укладу жизни, характерному на тот момент для общества.

История образования

С развитием технического и научного прогресса тех знаний, которые получали люди, становилось недостаточно. В связи с появлением все новых профессий, у людей стало больше выбора в плане того, чем же им заниматься. Без тени сомнения, предки не могли поделиться своим опытом и умениями в новой области, потому как сами с ней не были знакомы. Таким образом в поселениях появились люди, которые давали новому поколению необходимые знания.

Изначально в роли учителей выступали самые пожилые члены общины или поселения. У них уже не хватало сил для тяжелого физического труда, и они выбирали для себя посильную роль учителя. Люди среднего возраста, пока старики обучали мудрости жизни их детей, тем временем много усилий отдавали производительному труду, что благоприятно сказалось на уровне жизни всего общества.

По мере становления и развития института государства, понадобились люди, обладающие иными навыками, которые могут помочь в управлении и развитии государства. Отныне обучение чтению и письму, хорошая ориентация в законах и религиозной тематике становились в приоритете. В то время люди, разбирающиеся в этих вопросах, стали взимать небольшую плату с сограждан и обучали их детей, собирая их у себя дома. Так и стали появляться первые школы. Без сомнения, большую часть обучающихся детей составляли дети элиты. Крестьяне не спешили отдавать своих ребят, так как обучали их самостоятельно тем премудростям, которые помогут им в ведении домашнего хозяйства.

Процесс обучения

Знания, которые обретало человечество тогда, на сегодняшний взгляд кажутся несерьезными и даже наивными, однако тогда эти учения помогали людям добиться больших высот. Без сомнения, благодаря грамоте можно было путешествовать и искать работу в более благоприятном месте, можно было торговать или занимать посты в духовенстве. Даже среди крестьян грамотного человека почитали и берегли, так как только он мог прочесть бумагу, пришедшую от властей.

При изучении жизни и быта Древнего Египта, Вавилона, Древнего Китая и Индии были найдены изображения на настенной росписи, где фигурировали сцены обучающего процесса. Перед учителем сидели ученики и писали на папирусе или глиняных табличках. В Древнем Риме и Спарте посещение школы было обязательным в связи с высоким уровнем развития общего культурного уровня этих античных городов.

Общая численность населения в этих полисах, по сравнению с остальным государством, была невелика, поэтому греки были убеждены, что каждый житель города должен быть настолько грамотен, что должен уметь руководить своим государством. В Древнем Риме образование было доступно каждому, независимо от сословия. И аристократы, и жители сельской местности получали образование на должном уровне. Без сомнения, Средневековье отличалось более сложной образовательной структурой.

В то время общество было четко разделено на сословия, которые занимались одним делом из поколения в поколение и имели разные права и обязанности. Основу общества составляли торговцы и крестьяне, управление государства было в руках у дворянства и духовенства. Городские ремесленники также составляли довольно обширную по своему масштабу прослойку общества. В связи с расколом общества, произошло разделение школ по различным специализациям и сословиям. В городских школах обучали детей читать, писать, духовной грамоте, философии, ценности монет, изучению мер и весов. Родители сами контролировали уровень образования детей и, как только им казалось, что обучения достаточно, забирали их из школы.

Сельские школы

В сельской местности школа – явление редкое, однако и там обучали простейшему счету и письму. Независимо от того, школу какого сословия посещал ребенок, он всегда совмещал учебу и помощь родителям по хозяйству, в лавках и мастерских. Самыми престижными учебными заведениями считались духовные школы. Только там, дополнительно к основным предметам, изучались логика, риторика, история и география. Несмотря на кажущуюся абсурдность тех знаний о мироздании, у учеников была колоссальная возможность изучить священные книги и изречения древних философов, что повлияло на расширение их кругозора. Это привело к тому, что в эпоху Возрождения появились новые философы и ученые, которые оказали влияние на дальнейший научный прогресс.

В Новое время значимость церковных школ как в Европе, так и в России упала. Светское общество нуждалось в грамотных специалистах, а не в духовенстве. Лицеи и гимназии считались лучшими учреждениями, где можно получить среднее образование. Однако стоимость обучения в них была очень велика. По своему укладу они наиболее всего напоминают современные школы. В них преподавали точные науки, языки и литературу. Также ученики были обязаны носить форму. Экзамены стали постоянным спутником учеников, после них часть учащихся отсеивались. Строгая дисциплина, непререкаемое послушание младших старшим, обусловленное суровым патриархальным обществом, телесные наказания – то, на чем строилось воспитание детей. Широко распространились бесплатные школы для детей всех слоев общества. Разнополые дети получили возможность обучаться вместе, в отличие от Средневековья. Религиозные знания можно было получить только в специализированных школах при церкви. Только в мусульманских странах, где религия составляет основу государства, в школах преподают религиозные учения наравне с точными и гуманитарными науками.

Комментарии