Итальянский карандаш: история, методы создания, работы

Итальянский карандаш, или черный мел - это один из видов инструментов для живописи. Он используется в работе над портретами, а также для изображения обнаженной человеческой натуры.

Делится на три сорта по жесткости: мягкий, средний и твердый.

История создания

Итальянский карандаш получил широкую известность начиная с XV века, однако до этого уже использовался в эпоху треченто (XIV век). Называется подобным образом он только в России. Повсеместно материал носит иное название - "черный мел".

В записях "Книга об искусстве" художника Ченнино Ченнини от 1437 года упоминается об одном камне, с помощью которого появилась возможность рисовать, словно углем. Он нашел для рисования некий особый материал, получаемый в Пьемонте (Италия). По словам Ченнино Ченнини, данный камень был таким мягким, что его можно было совершенствовать, оттачивая с помощью ножа.

После открытия месторождения итальянский карандаш быстро завоевал сердца мастеров и стал доступен во всех странах Европы. Но, к сожалению, его запасы быстро иссякли, как это случилось и с графитом. Новые хранилища черного мела были найдены в Тюрингии и Андалузии.

Флоренция с Римом были приверженцами строгого стиля линейного рисунка, потому к новому карандашу относились достаточно категорично, чего не скажешь о Ломбардии, где к нему испытывали огромный интерес.

Итальянский карандаш: значение и характеристика

Тем инструментом, который отыскал художник Ченнино Ченнини для рисования на холсте, оказался черный глинистый сланец.

На смену свинцовому и серебряному карандашам пришел черный мел. Исходя из появившихся возможностей, благодаря новым свойствам появившегося инструмента произошла смена как моды, так и жанров в рисовании:

  • композиция рисунка стала более свободной;
  • тон и объем приобрели большую насыщенность;
  • малые по размеру форматы сменились крупными;
  • четкая манера рисования перешла в более расплывчатый вид;
  • акцент теперь делался не на линию, а на светотень;
  • художники стали предпочитать работу с пятном, таким образом открывая более широкие возможности в искусстве.

Черный мел входит в вольный вид карандашей и обладает глубоким матовым бархатистым темным цветом. Материал достаточно легко растушевывается на бумажной поверхности.

Изготовление

Итальянский карандаш воспроизводили несколькими способами, по разным рецептам. В первоначальный входили такие материалы, как порошок из жженой кости и растительный клей, которые скреплялись друг с другом.

Затем французы нашли иной способ образования черного мела: они смешивали белую глину с ламповой сажей. В связи с придуманным рецептом появился новый вид карандаша - французский, или парижский.

В настоящее время итальянский карандаш изготавливают из:

  • кусочков угля и сажи, скрепляя клеем или смесью газовой сажи;
  • графита;
  • крахмала;
  • гипса.

Рецепт

Для получения черного мела мастеру понадобятся:

  • одна часть графита;
  • одна часть газовой сажи;
  • одна часть нейтральной черной сажи;
  • тринадцать частей гипса;
  • семь частей связующего материала (сажи или клея).

Все составляющие качественно измельчают, делая это в коллоидной мельнице. Далее из полученной смеси спрессовывают карандаши прямоугольной формы и опаливают при температуре 150-250 градусов на протяжении около двух-четырех часов. Вид твердости итальянского карандаша будет зависеть от времени его обжига.

Крупнейшие мастера

Одними из лучших мастеров в использовании черного мела были живописец Ганс Гольбейн (младший) и французские художники, рисовавшие карандашные портреты, например Прюдон и Клуэ. Также им гениально владели Леонардо да Винчи, Тинторетто, Рубенс, Бакст, Серов и другие, имена которых можно перечислять долгое время.

Рисунки итальянским карандашом Гольбейна источали четкость, лаконичность и при этом отображали мягкость нанесения штриха на бумагу.

Работы французских художников были достаточно разнообразны. Так, почерк Клуэ отличали элегантность, утонченность и легкость.

Линия же мастера Ланьо была более плотной и шероховатой.

Интересно играл с карандашом и Тинторетто, который прибегал то к активным нажимам, то к коротким штрихам округленной формы, то резко обрубал линии.

Художник XIX века Прюдон Пьер Поль творил с помощью черного мела мягкие лирические образы.

Полезные факты

Итальянский карандаш для рисования может изготавливаться двумя способами:

  • искусственным - материалы связывают с растительным клеем (французский карандаш).

Последним карандашом (французским) возможно рисовать только на плотной бумаге, которая сможет выдерживать продолжительный процесс трения без ущерба для поверхности. Карандаш должен наноситься штрихом и растираться на бумаге с помощью специальных приспособлений: тряпок, перчаточной кожи, простой ваты или же с участием классического варианта - пальца руки.

Для исправления ошибок прекрасно подходят хлеб, резинка или клячка (темная резина, размоченная в бензине, скипидаре или керосине, свойства которой заключаются в мягкости и прилипании).

При работе на тоновой бумаге в светлых местах рисунка итальянским карандашом используется мел или белая краска.

В Италии, начиная с эпохи Возрождения, практикуется метод под названием "техника трех карандашей". Его смысл заключается в сочетании трех цветов:

  • белого (мел);
  • рыжего (сепия или сангина);
  • черного (уголь).

В настоящее время, помимо вышеописанных материалов, в подобной технике используется не только уголь, потому вместо него для передачи черного цвета прекрасно подойдет и итальянский карандаш.

Комментарии
1
щяс всё это списывать ехей :D