Самые популярные франшизы: обзор лучших франшиз, описание и возможности для бизнеса
К успеху титанов бизнеса при желании может прикоснуться каждый. Франшиза дает возможность молодому предпринимателю стать владельцем бизнеса и набраться ценного опыта, не создавая ничего с нуля, а франчайзеру – расширить свое дело. Показательный пример такого бизнеса: сеть ресторанов быстрого питания Subway. Первое заведение открылось в 1965 году, а сегодня насчитывается уже больше 43 тысяч торговых точек по всему миру. Годовой оборот превышает 11 млрд долларов. Сама компания не владеет уже ни одним рестораном, зато молодые бизнесмены получили возможность наработать опыт в предпринимательской сфере.
Плюсы франчайзинга для бизнесмена
Покупка франшизы дает предпринимателю множество преимуществ. Франчайзи могут избежать ошибок начинающего предпринимателя. Бизнесмен получает уже проверенную схему, принципы обучения персонала и правила работы. Предпринимателю не нужно продумывать и запускать рекламную кампанию, договариваться об условиях аренды, придумывать услуги и покупать материалы. Начинающему сложно договориться о выгодных условиях, а еще некоторые поставщики хотят работать только с известными брендами.
Продавец франшизы достаточно быстро расширяет свое дело в разных регионах при минимальных затратах. Все риски берет на себя начинающий предприниматель, он же занимается ведением и развитием бизнеса. Бренд становится все более популярным и узнаваемым, что повышает общий доход. Кроме того, компания-владелец получает доход от продажи франшизы и месячного дохода.
Недостатки модели бизнеса
Конечно, есть и недостатки франчайзинга. Для начинающего бизнесмена это потеря свободы действий, потому что с франшизой он обязан продавать товар и услуги только по установленным правилам. Приобретение франшизы – дело затратное, да и в дальнейшем предприниматель полностью зависит от стабильности франчайзера.
Компания-владелец рискует распространением корпоративных секретов и должна четко контролировать исполнение условий франшизы, чтобы не потерять имидж.
Лучшие франшизы в РФ по версии «Форбс»
Согласно данным «Форбс», самые популярные франшизы в России – это лабораторная служба «Хеликс», интернет-гипермаркет для подбора туров и размещения предложений «Слетать.ру», а также школа скорочтения, каллиграфии, развития интеллекта и памяти для детей и взрослых IQ007. По стартовым вложениям самое лучшее предложение из первой тройки – интернет-бизнес «Слетать.ру». Чтобы открыть агентство, нужно вложить около 200 тыс. рублей, при этом в год практически каждая точка продает путевок на 29 млн рублей.
Самые лучшие франшизы в России не ограничиваются тремя предложениями. Каждый предприниматель может выбирать модель бизнеса на свой вкус и возможность первоначальных финансовых вложений. В списке 25 лучших числятся GrossHaus (магазины канцелярских товаров), «СДЭК» (Новосибирская компания, занимающаяся перевозкой товаров, грузов и деловой документации), Samura (магазин керамических и стальных японских ножей высокого качества в среднем ценовом сегменте) и другие.
Рейтинг франшиз в России: топ-10
Лучшие франшизы в России (топ-10) по версии интернет-проектов «Моя франшиза» и franch.biz следующие:
- Subway. Одна из крупнейших сетей ресторанов быстрого питания в мире. Франшиза позволяет открыть точку питания в любом месте и без опыта работы в ресторанном бизнесе. Самая популярная франшиза в России вот уже несколько лет подряд. Компания максимально подстраивается под региональные рынки.
- Invitro. Крупнейшая в России сеть частных медицинских лабораторий, которая включает более 500 центров по стране, является лауреатом множества премий, франчайзинговых и не только. Активно развивается программа для бизнесменов, обеспечивается специальная доставка биоматериала из центров партнеров в технологический комплекс Invitro. Есть несколько форматов работы. Франчайзи необязательно иметь медицинское образование.
- Milavitsa. Белорусская франшиза сети магазинов нижнего белья и купальников работает в 22 странах мира (магазины даже в ЮАР и Бахрейне). Затраты на открытие одного магазина составляют около 2 млн рублей. Основу ассортимента составляют бюджетные предложения для покупателей, коллекции часто обновляются.
- «Шоколадница».
- Sela. Одна из первых франчайзинговых компаний и самых популярных франшиз в России. Формат магазинов Sela – недорогая одежда для массового покупателя. Для открытия магазина необходимо вложить около 2 млн рублей.
- «Лукойл». Бизнесмен получает в управление действительно готовый бизнес, который работает с первого дня запуска. Существуют жесткие ограничения по количеству точек на физическое лицо. Компания проводит конкурс между кандидатами. Это новинка для России, но нормальная практика для международного рынка. Компания очень крупная, что объясняет такие жесткие условия и высокую стоимость.
- «33 пингвина».
- KillFish Discount Bar.
- InfoLife. Одна из самых популярных франшиз в России с инвестициями меньше 200 тысяч рублей и окупаемостью примерно за 7 дней. Идея очень интересная: по сканам отпечатков пальцев предоставляется отчет о способностях и состоянии здоровья человека.
- «Бегемотик». Сеть гипермаркетов игрушек. За пять лет работы компания открыла более 700 магазинов, большинство из которых работают по франшизе. Фирма действительно крупная. Это наикрупнейший импортер игрушек в Россию. Компания сотрудничает с известными производителями («Диснеем», например, и другими) и владеет собственными производственными мощностями.
Франшизы ресторанов и кафе
KillFish Discount Bar – это сеть алкогольных баров, в которых клиент при покупке специальной карточки получает доступ к очень низким ценам: бокал пива стоит 66 рублей, виски – 70 рублей. Компания специальным образом работает с поставщиками, максимально распространяет информацию о себе и привлекает как можно больше клиентов. Первое заведение открылось в Санкт-Петербурге в 2010 году.
«33 пингвина» – франшиза торговых точек по продаже мороженого. Бизнесмен может купить островную, приставную, круглую или угловую точку, мобильное мини-кафе. Компания работает в России, Казахстане, Монголии. Франчайзи предлагается открыть сразу три торговых точки за 1,5 млн рублей. Компания использует итальянские технологии и натуральные ингредиенты.
Одна из самых популярных франшиз – «Шоколадница». Первая кофейня открылась в 1964 году в Москве. В 2001 году компания начала развивать сеть в Москве, потом в регионах, с 2008 работает по модели франчайзинга. Затраты на открытие одной кофейни составляют 4 млн рублей, дополнительно 2 млн нужно вложить в качестве взноса. Эксперты говорят, что в компании очень хороший менеджмент.
Франшиза кинотеатра «Кинескоп»
Это революционно новый подход к ожиданию. Одна из самых популярных франшиз для малого бизнеса. Мини-кинозалы располагаются в крупных ТЦ, аэропортах, железнодорожных вокзалах. В зале расположены уютные диванчики, рассчитанные максимум на шесть человек. Каждому посетителю выдаются наушники, чтобы не мешать окружающим. Можно заказать закуски и напитки. В «Кинескопе» можно устраивать закрытые показы для друзей и близких, а выбор фильмов огромный: от черно-белых лент до новинок. Франчайзи нужно купить франшизу самого «Кинескопа», самые популярные франшизы фильмов, арендовать место (при поддержке компании-владельца) и заплатить начальный взнос.
Франшиза супермаркета «Пятерочка»
Компания начала по системе франчайзинга с 2001 года. Разработана специальная система – обратный франчайзинг – магазины возле дома. Первые торговые точки по этой технологии были открыты в 2003 году. Обратная система представляет собой схему сотрудничества, по которой франчайзи не платит роялти компании-владельцу, а ежемесячно получает вознаграждение (от 14 до 17 %) за реализацию товара. Владелец магазина может не тратить крупные суммы на покупку товара, а получать на реализацию от компании. Такая схема работы позволяет существенно снизить расходы и риски.
Франшиза «Блек Стар Бургер»
В топ самых популярных франшиз «Блек Стар Бургер» входит не каждый год, что обуславливается необходимостью крупных вложений. Компания отказывается от полуфабрикатов и заготовок длительного хранения, покупает качественное сырье (ключевым продуктом является мраморная говядина абердин-ангусской породы, выращенная без гормональных препаратов и антибиотиков). Основная идея ресторанов быстрого питания – доказать, что фастфуд может быть здоровой пищей.
«Блек Стар Бургер»: вложения
Стоимость франшизы составляет от 7 500 до 45 000 долларов. Кроме того, ежемесячно уплачивается процент от выручки (6–12%). Торговый зал должен вмещать 130 посетителей (площадь его – от 300 кв. м, подсобных помещений – от 100 кв. м). Недвижимость должна быть в собственности или с долгосрочным правом пользования. Претенденты проходят обязательное обучение, чтобы изучить особенности маркетинга и технологию приготовления блюд. Общая стоимость комплектации точки обойдется в 100–230 тысяч долларов.
Лабораторная служба «Хеликс»
Самая популярная франшиза и лучшая по версии «Форбс». Компания работает на рынке уже 19 лет, на территории России открыто более 250 центров. Это лаборатории частной диагностики, которые выполняют более 1 500 исследований для государственных и частных медицинских учреждений. Вступительный взнос составляет от 50 до 90 тыс. рублей, а роялти (выплачивается с четвертого месяца работы) – 2%.
Бизнесмену предлагается несколько вариантов сотрудничества. Можно открыть несколько диагностических центров, диверсифицировать существующий бизнес, получить специальное предложение для небольших городов. Франчайзи получает максимальную поддержку как на этапе открытия центра, так и в дальнейшем. Для партнера разрабатывается программа развития, которая позволит в ближайшее время выйти на полную окупаемость и возврат вложенных средств. Важно, что предпринимателю не нужно иметь соответствующее образование в области медицины.
Лаборатории «Инвитро»: для небольших городов
Популярная франшиза в России, которая стабильно занимает высокие позиции в рейтингах. Есть предложение для небольших городов с инвестициями в 4-6 раз ниже затрат на стандартную франшизу. Начальные инвестиции – от 900 тыс. рублей, взнос – 150 тыс. рублей + 2% оборота ежемесячно (после 25-го месяца работы, но не более 28 тыс. рублей), роялти с шестого месяца при условии достижения расчетных показателей. Такой формат подходит для городов с населением 10–15 тыс. человек. Ближайший стандартный пункт «Инвитро» должен быть в радиусе не более 150 км.
Лаборатории «Инвитро»: стандарт
Франчайзинговый пакет «Стандарт» предполагает открытие точки, предоставляющей услуги лабораторной диагностики и пакет дополнительных исследований (вакцинация, осмотр водителей, УЗИ, ЭКГ). Модель бизнеса в обязательном порядке предусматривает кабинет врача и процедурный. Начальные вложения: 2–5 млн рублей; паушальный взнос – 700 тыс. в Москве, 300–500 тыс. в Московской области и других регионах; роялти – 28 тыс. рублей за каждый офис в месяц с четвертого месяца работы в Москве или с 25 – в Московской области и других регионах.