Бухгалтерские счета
Бухгалтерские счета – это особый метод группирования объекта наблюдения по экономическому признаку, позволяющий достоверно отражать начальное, конечное состояние и изменение объектов учета в ходе хозяйственных операций. Счета открывают на все виды активов, доходов, капитала, обязательств, расходов. Их подразделяют на регулирующие и применяемые самостоятельно.
Существуют определенные правила ведения бухгалтерских счетов, которые являются основополагающими в работе любого бухгалтера. Для того чтобы понять, как работает вся система учета, необходимо разобраться в самой сущности понятия «счет».
Под понятием «счет бухгалтерского учета» подразумевается специфический метод экономической группировки, позволяющий в денежной оценке систематизировать текущую информацию о различных показателях хозяйственной деятельности. Он является накопителем информации, которую затем обобщают и используют для составления разных сводных показателей, финансовой отчетности. На основе совокупности всех счетов составляется главная отчетность предприятия – бухгалтерский баланс.
Все бухгалтерские счета имеют названия и коды, которые определяются так называемым «Планом счетов». На каждом из них отражаются сгруппированные по принципу однородности объекты. Однородные виды средств и их источников показываются на тех счетах, которые имеют отражающее характер информации название. В «Плане счетов» указываются коды, названия всевозможных счетов и комментарии к их использованию.
Бухгалтерские счета имеют учетные записи и ведутся в денежном измерении. Все эти записи осуществляются в строгом хронологическом порядке (в порядке даты осуществления хозяйственной операции) по данным первичных документов.
Каждый бухгалтерский счет делится на 2 части:
- левую сторону – дебет, обозначаемый «Д» или «Дт»;
- правую сторону – кредит, обозначаемый «К» или «Кт».
«Дебет» по латыни обозначает «должен», а «кредит» переводится, как «верить».
Отображаемые на любом счете хозяйственно-финансовые операции влекут за собой увеличение или уменьшение определенной группы средств. Каждая из его сторон предназначается для раздельного отображения уменьшения или увеличения сумм. Все суммы, отраженные на его левой стороне, называются дебетовыми, а записанные на правой стороне - кредитовыми.
Схематически бухгалтерские счета изображаются в таком виде:
Номер, название.
Дебет Кредит
В бухгалтерском учете существует и такое понятие, как «двойная запись». Это понятие предполагает отражение всех операций как минимум на двух счетах. Так, любое изменение в записи одного счета автоматически должно отразиться на другом счете, с которым он «корреспондирует». При этом итог дебетовой записи равняется итогу кредитовой записи. Из этого правила вытекает балансовое уравнение: сумма активов всегда равна сумме пассивов и капитала предприятия.
Помесячные итоги (остатки) счетов ведутся в «Главной книге», в которой отражается информация по каждому из них на протяжении года. В ней записывают начальный (входящий) остаток (сальдо) учитываемого объекта, после чего указывают его дебетовое и кредитовое изменение за месяц (оборот), а затем выводят его остаток на конец периода. Поскольку сальдо является разницей между оборотами, оно может быть как дебетовым, так и кредитовым.
В бухгалтерском учете существует подразделение счетов на пассивные, активные, активно-пассивные. На активных бухгалтерских счетах отражают информацию обо всех видах имущества и иных средствах организации (основные средства, товары, денежные средства). На пассивных счетах отражают информацию об источниках имущества и обязательствах организации (уставной и другой капитал, расчеты по кредитам). Активные бухгалтерские счета имеют только дебетовый остаток, а пассивные – только кредитовый.
Кроме вышеперечисленных счетов, существуют и такие, на которых одновременно отражают информацию об имуществе и источниках его формирования (прибыль/убытки, расчеты с покупателями и продавцами). Они называются «активно-пассивными». Их сальдо (остаток) может быть дебетовым и кредитовым.