Ролевые игры для детей дошкольного возраста
Ролевые игры для детей подразделяются на:
- взаимодействие участников игры в реальном времени, когда действия игроков равносильны действиям персонажей, которых они обыгрывают;
- настольно-словесные игры, основанные на определении результатов своих ходов и расчете перспектив ходов соперников;
- компьютерные игры.
Но чаще всего ролевые игры для детей являются симбиозом всех выше перечисленных видов.
С первым видом ролевых игр дети знакомятся в самом раннем возрасте. Это всем нам известные «дочки – матери», «в доктора», «в магазин» и другие подобные. Дети представляют себя родителями, парикмахерами, шофёрами, врачами или продавцами, имитируя действия этих реальных людей, привнося в свою игру накопленный жизненный опыт. Эти игры ещё называют так: сюжетно-ролевые игры для дошкольников, так как они заранее имеют определённую сюжетную линию.
К этому виду можно отнести и такие, в которых участники разыгрывают сказочные, неправдоподобные истории. Например, один играет роль летающего дракона, а другому отдаётся роль маленького зайчика, прячущегося от преследователя. Дети во время этих игр бегают, прячутся, одевают друг друга или развешивают на весах «продукты». Эти игры позволяют малышам вырабатывать навык общественного поведения, показывают, какие на свете существуют обязанности и профессии, что есть добро, а что – зло.
Развивающие настольные игры для детей менее динамичны, но зато намного эффективнее в плане интеллектуального развития. К таким играм можно отнести «Отгадай загадку», «Путешествие в сказку» и другие. Для игры обязательно требуются карточки с картинками. В первом случае это карточки–отгадки, а во втором – карточки, на которых изображены разные эпизоды из разных сказок. Дети должны определить, какую карточку им следует выложить на вопрос ведущего. Обычно такие игры предполагают участие взрослого человека, умеющего читать.
Огромную пользу оказывают на развитие малышей настольные ролевые игры для детей. Это могут быть игры по специально для этого изданным книгам. Каждая страница такого издания содержит определённое задание, которое маленький человечек должен выполнить, чтобы иметь возможность перейти на следующую страницу.
В самом начале перед ребёнком ставится сюжетная задача. Например, предлагается добраться до клада, который «спрятан» на последней странице. Первая страничка ставит перед игроком задачу построить транспортное средство для того, чтобы переплыть через озеро. Там же даны чертежи и выкройки, которые следует вырезать, склеить, раскрасить. На второй страничке задание связано с навыком письма: дошкольнику предлагается написать ровные палочки между двумя строчками. Они имитируют ступеньки верёвочной лесенки. И так на каждой новой страничке крошка сталкивается с новым интересным заданием. А в конце книги его ждёт сюрприз: новый интересный диск с мультфильмом!
Настольные ролевые игры для детей – это и всеми нами любимые «одевалки» бумажных куколок. В них девочки могут попробовать свои навыки в модельерном творчестве, а также закрепить навыки рисования и вырезания. Эти игры интересны ещё тем, что ребёнок может заниматься «сам с собой», не мешая взрослым делать их домашние дела.
Ролевые игры для детей, в которые больше любят играть мальчики, чаще основываются на «войнушках» и моделировании. Играя в «войну», мальчики рисуют поле боевых действий, «убивают» танки мнимого противника, изображая взрывы или зачёркивая вражеских солдат.
Говоря о компьютерных играх, следует отметить, что подходить к отбору таких игр нужно чрезвычайно осторожно. Детям совсем не принесут пользу игры в «стрелялки» или «бродилки», тем более, если прототипами участников этих игр выступают зомби, мертвецы или мифические силы зла.
В продаже сегодня есть именно развивающие или обучающие компьютерные игры для дошкольников. Сюжетом в них выступают сказочные истории, где участники – говорящие животные. Именно им нужно помочь открыть свой магазин и разложить товар по полкам, ориентируясь на группу товаров: ягоды к ягодам, шампуни – к моющим средствам, тетради – к канцтоварам. Или для закрепления написания цифр предлагается «позвонить» другу–бегемотику, «набрав» его номер. А есть ещё задание - навести порядок в комнате, «убрав» ненужное: щётку, тарелку с пельменями, пальто или велосипед.