Великий дирижер современности Дмитриев Александр Сергеевич

Музыканты суетятся, настраиваются, просматривают ноты, зал наполняется огромным количеством звуков, воздух наполнен ожиданием чуда. Проходит несколько минут, и артисты поднимаются и приветствуют дирижера. Тот очень скромно благодарит своих слушателей и поворачивается к оркестру. В эту самую секунду происходит удивительная вещь, когда один человек подключает к себе целый оркестр из десятков человек. Дмитриев Александр Сергеевич умел это делать, как никто другой. Для него профессия дирижера была не просто работой – это целая духовная миссия.

Юные дирижерские годы

Дирижер Александр Сергеевич Дмитриев сегодня профессор, народный артист, заслуженный деятель искусства, легендарный человек, которого знают и помнят в России и за рубежом.

Маэстро родился в Санкт-Петербурге в семье, в которой отец был музыкантом оркестра величайшего советского дирижера Евгения Александровича Мравинского. Любовь к музыке ему привили с самого детства.

Будучи мальчиком, он вступил в хоровую капеллу и получил самый первый, но очень важный музыкальный опыт. В 1953 году Александр Сергеевич блестяще окончил Хоровое училище имени М.И. Глинки и далее поступил в Ленинградскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова сразу на два отделения: дирижерско-хоровое (в класс преподавателя Кудрявцевой Елизаветы Петровны) и историко-теоретическое (в класс преподавателя Тюлина Юрия Николаевича).

Почувствовав дальнейший творческий подъем, Александр Сергеевич продолжил обучаться в Ленинградской консерватории и уже стал аспирантом по классу оперно-симфонического дирижирования у Николая Семеновича Рабиновича.

Становление профессионала

После окончания консерватории учеба маэстро еще не заканчивается, и биография Александра Сергеевича Дмитриева все больше наполняется значимыми и выдающимися событиями. В 1968 году он стажируется в Венской академии музыки. Дирижер отмечает высокую профессиональность работы преподавателей на новом месте учебы, но все же родные стены Ленинградской консерватории дали ему самый бесценный опыт.

Еще будучи ребенком, когда его отец работал у Евгения Александровича Мравинского, он не мог представить, что уже спустя год после окончания консерватории получит бесценный опыт работы в Ленинградской филармонии под руководством мастера. Сам Дмитриев отмечал особую трепетность по отношению к себе от великого дирижера. Уже впоследствии сам Александр Сергеевич много раз заменял Мравинского в связи с ухудшением здоровья Евгения Александровича.

Александр Сергеевич Дмитриев вспоминает свой первый дебют, который случился 5 февраля 1967 года в большом зале Ленинградской филармонии. Афишу с того важного события дирижер хранит до сих пор. С 1971 года он стал главным дирижером оркестра этой филармонии в СПб.

Александр Сергеевич успешно выступал в СССР и за рубежом. Как сам он вспоминал, он очень любил путешествовать, но почти всегда это происходит по принуждению, потому что он неразрывно связан со своим оркестром.

Преподавательская деятельность

Дмитриев Александр Сергеевич также является заслуженным преподавателем Ленинградской и ныне уже Санкт-Петербургской консерватории.

Еще обучаясь в Ленинградской консерватории, по настоянию своего учителя Александр Сергеевич начал преподавать. Педагогический труд маэстро был очень длительным и непростым. С 1971 и вплоть до 1990 годов он был преподавателем и уже в качестве профессора покинул консерваторию, чтобы больше отдаться дирижерскому делу в городе Ставангер в Норвегии. Но уже восемь лет спустя Александр Сергеевич вернулся и снова стал почетным педагогом Санкт-Петербургской консерватории.

Своим ученикам маэстро говорит очень важную истину, сказанную еще Рихардом Вагнером, гениальным немецким композитором: "Партитура должна быть в голове, а не голова в партитуре".

Концертный репертуар

За свою долгую работу Александр Сергеевич Дмитриев продирижировал десятками и даже сотнями различных произведений по всей России и Европе. Немало приглашали его и в США.

Репертуар маэстро невероятно широк: он начинается со старинной итальянской музыки барокко композиторов Антонио Вивальди и Иоганна Себастьяна Баха, русской классики Михаила Глинки, Модеста Мусоргского, зарубежной классики Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига Ван Бетховена и заканчивается произведениями самых современных зарубежных и отечественных композиторов.

Александр Сергеевич вошел в историю как один из немногих, кто дирижировал на запись полного цикла симфоний Бетховена и Шуберта. Маэстро был одним из первых советских дирижеров, которые участвовали в первых постановках произведений Глюка, Орфа, Малера, Дебюсси, Равеля, Генделя, которые ранее не ставились в Советском Союзе. Дирижер за свою долгую карьеру успел поработать со многими талантливыми и известными мировыми артистами - такими, как пианистка Полина Осетинская, виолончелист Алексей Массарский и т. д.

С юбилеем, маэстро!

В 2015 году Александр Дмитриевич отметил свой 80 день рождения. Накануне праздника прошла серия концертов в филармонии СПб, посвященная этой особенной дате. Свои дни рождения маэстро привык справлять в кругу семьи. И даже несмотря на уже значимый возраст, Александр Сергеевич все еще продолжает радовать слушателей, управляя оркестром, максимально выкладываясь за дирижерским пультом.

Комментарии