Нейропсихологическое обследование: процедура проведения, норма и отклонения

Нейропсихологическое обследование школьников, детей младшего возраста, подростков и взрослых – задача нейропсихологии. Под этим термином скрывается медицинская наука, подраздел неврологии, психологической науки, нейрохирургии. Наука исследует топическое расположение систем мозга, соотносит их с полученными учеными сведениями, посвященными высшим функциям психики. Научные успехи применимы на практике и используются для исследования лиц разного пола и возраста. Такие навыки особенно важны в работе дефектологов.

Зачем и почему

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения проводятся для определения специфических механизмов, присущих конкретному ребенку. Исследовав состояние, можно определить, что спровоцировало сбой развития, по какой причине ребенок испытывает сложности с адаптацией в обществе. Проведенная вовремя и ответственно диагностика дает возможности определить, какие участки мозговых полушарий поражены, насколько масштабны нарушения. Кроме топического диагноза, обследование дает возможности проанализировать, в какой степени сохранены психические функции. Врач составляет полную картину сбоев в функционировании психики, что становится фундаментом проработки корректировочной программы. Восстановительные работы будут возложены на группу специалистов, обязательно привлекаются родители.

Предварительно проводимое нейропсихологическое обследование младших школьников предполагает применение тестов, проб, разработанных для оценки психической функциональности. По результатам можно заключить об особенностях памяти человека, его способности мыслить, говорить. Также анализируются гнозис, праксис. Таблицы, разработанные для таких проб, дают детальное описание различных некорректных ответов. Из них можно узнать, как связана мозговая дисфункция и нарушения, как на это можно повлиять через игры, упражнения.

Особенности проведения

Нередко нейропсихологическое обследование детей дошкольного возраста организуется в форме стереогноза. Для этого объекту дают предмет для ощупывания, при этом глаза человека закрыты. Задача ребенка – опознать полученное. Зрительный гнозис предполагает распознавание изображений, включая незавершенные, покрытые штриховкой, а также выделение из общего фона конкретной фигуры.

К методикам нейропсихологического обследования относится кинестетическая оценка подвижности, в ходе которой специалист обращает внимание на положение пальцев. Праксис в пространстве – такой подход, при котором человек должен воспроизвести позу руки относительно прочего тела. Праксис в динамике – альтернативное исследование, в ходе которого объект должен менять положение кисти, рисовать оговоренные заранее рисунки.

Еще одна методика нейропсихологического обследования – слухо-моторная координация. Задача объекта – воспроизвести заданный ритм. Врач может назначить изучение способности говорить, в ходе которого человек должен назвать предметы на демонстрируемых изображениях, повторять слова, фразы. Слухо-речевая память изучается пробами на повтор заданных слов в определенном порядке и пересказ незначительных объемов прозы. Чтобы оценить развитие интеллекта, необходимо сделать тест на счет, написание текста, чтение. Немало информации можно извлечь из рисунков исследуемого объекта.

Специальный случай: эпилепсия

Именитые ученые, психологи и нейрохирурги активно работали и работают над рассматриваемой темой нейропсихологического обследования. Глозман, в частности, предложил ставшую популярной теорию интерпретации результатов. В настоящее время ее используют в приложении к самым разным случаям, в том числе при изучении итогов проб больных эпилепсией. Известно, что патологическое состояние сопряжено не только с характерными приступами, но и определенными когнитивными дисфункциями. Их наличие не обязательно, но возможно. Чтобы определить факт присутствия таких нарушений, оценить их тяжесть, пациента направляют на исследования, по итогам которых принимают решение об оптимальной терапевтической, реабилитационной программе.

Согласно Ахутиной, нейропсихологическое обследование имеет цель оценить, насколько изменились функции психики по причине болезни. Как правило, анализируют внимание больного, его способность помнить, речевые навыки, визуальные и пространственные. Обязательно обращают внимание на психическую высшую функциональность. В ходе исследования врач оценивает, насколько пациент способен мыслить логически, как он подходит к решению проблем. Такие исследования базируются на компьютерных, бумажных, карандашных методах. Некоторые длятся совсем недолго, другие растягиваются на часы – это зависит от нюансов вопроса. Иногда анкетирования позволяют оценить психическое состояние, определить, каков качественный уровень повседневности человека. Врач выявляет, как способности влияют на жизнь больного.

Функциональные нарушения: источники и первопричины

Анализируя альбом нейропсихологического обследования, можно выявить несколько типов когнитивных сбоев. Их причины, предположительно, обычно связаны между собой. Эпилепсия развивается на фоне структурных мозговых повреждений, при которых ослабляются функции определенных участков органа. Временные нарушения возможны из-за эпилептической активности. Во многом это зависит от специфики приступов, их длительности, частоты, временных промежутков между припадками. Возможно ограничение когнитивных возможностей по причине приема медикаментозных средств, включая специализированные противоэпилептические и прочие лекарства для борьбы с судорожностью. Вскоре после завершения медикаментозной программы функциональность мозга обычно приходит в норму.

Если на фоне эпилепсии запланировано хирургическое вмешательство, нейропсихологические методы обследования становятся важным подготовительным этапом. Его исключение категорически запрещено. Объект исследования – способность человека говорить и помнить, его внимательность, обработка поступающих через органы зрения данных, психическая высшая функциональность. В ходе исследования выявляют, как между собой связаны нехватка когнитивной функциональности и мозговые структурные нарушения. При этом учитывают уже известную информацию об эпилептическом очаге.

Специфика проверки: что и как?

Если запланирована нейропсихологическая диагностика, обследование перед операцией направляют в первую очередь на оценку речевых навыков. Врач должен определить, какое мозговое полушарие в большей степени ответственно за эту функцию. Формулируют опасные факторы, исходя из чего планируют хирургическое мероприятие. Чаще всего для этого прибегают к функциональной МРТ. Во время процедуры записывается активность мозга в период, когда объект работает над речевыми заданиями. Допускается проведение пробы Вада, при которой по очереди выключают гемисферы. Анализируя результаты, можно понять, какое полушарие в конкретном случае наиболее важно для речевой функциональности.

Предоперационное нейропсихологическое обследование детей, больных эпилепсий, также включает оценку опасностей, связанных с запланированным мероприятием. Врач должен определить, каким образом нарушения могут в будущем скорректировать жизнь человека, как они повлияют на его способность трудиться.

Предложенная во Фрайбурге система проведения нейропсихологического обследования детей, и методики, используемые для оценки состояния больных эпилепсией, при помощи инструментария для МРТ помогают оценить целостность мозговых полушарий и способность отдельных частей справляться с предусмотренными природой функциями. Следуя полученным итогам, можно предусмотреть, какие в будущем понадобятся мероприятия, чтобы восстановиться после операции. Чтобы результаты хирургии закрепить на продолжительное время, в будущем придется не менее двух раз проводить контрольные мероприятия. Как правило, первое организуют через четверть года после операции, второе – через год.

Все под контролем

Проводимое на фоне эпилепсии нейропсихологическое обследование детей позволяет уточнять, насколько эффективны назначаемые медикаменты, как то или иное лекарство влияет на мозговую функциональность. Ориентируясь на получаемые результаты, можно выбрать удачную дозировку, зафиксировать все проявляемые в конкретном случае качества состава. В будущем, если решено повысить дозу, итоги проб сравниваются с полученными ранее. При понижении на фоне терапевтического курса когнитивных способностей объемы принимаемых препаратов сокращают или полностью отказываются от них.

В настоящее время первичное нейропсихологическое обследование обычно организуется с применением высокоточной компьютеризированной техники, позволяющей в течение суток контролировать изменения. Мобильный мониторинг – наиболее результативный метод фиксации коррекции работоспособности мозга пациента, а также его психоэмоционального статуса. При этом учитывается, как сильно влияют на больного привычные условия, повседневные рутинные задачи.

Всероссийский подход и общие рекомендации

В нашей державе правила и нюансы проведения нейропсихологического обследования были предложены специализированным центром, занимающимся неврологическими проблемами несовершеннолетних. Относительно оригинальной теории Лурия разработанные позднее правила имеют более сокращенный вид. Основная идея применяемой схемы – изучить состояние ребенка. Всероссийский центр детской неврологии, представивший столь обширно используемое в настоящее время руководство, специализируется на работе с пациентами дошкольного возраста и начального школьного.

Применяемая в нашей стране схема включает пробы, тесты, призванные упростить оценку мыслительных способностей, возможности запоминать и говорить, гнозиса, практиса. Разработана специальная таблица, включающая все возможные отклонения и расшифровки, правила их трактовки. Пользуясь такой таблицей, невролог без труда сможет выявить, проблемы функциональности какой именно структуры мозга присутствуют у конкретного больного.

Практика показала высокий уровень эффективности такого нейропсихологического обследования в качестве основного метода диагностики. Проводились диспансерные углубленные мероприятия с участием детсадовцев, детдомовцев из заведений общего профиля. Отклонения, выявляемые таким образом, помогают выбрать оптимальные способы воспитания и коррекции поведения ребенка.

Нюансы проведения: подготовительный этап

Нейропсихологическое обследование начинается с беседы с ребенком. Для этого необходимо организовать отдельное помещение. Из мебели обязательно должны присутствовать стол и стулья. Ребенок садится напротив собеседника. Следует исключить присутствие игрушек, посторонних личностей, ярких предметов, способных привлечь внимание малыша. Предварительно необходимо подготовить изображения, позволяющие оценить способность исследуемого визуально воспринимать сведения. Для тактильной пробы нужно подготовить подходящие предметы. Кроме того, понадобятся листы бумаги, карандаши и ручки. Предварительная беседа направлена на вызов расположения к исследователю: ребенок должен доверять взрослому. При разговоре задача ответственного лица – оценить личность ребенка, нюансы его поведения, способность критично мыслить. Взрослый должен определить, как младший относится к друзьям, родственникам, учителям и воспитателям.

После предварительного знакомства приступают к выполнению заданий, помогающих определить склонность ребенка быть левшой. Необходимо проанализировать поведение не только на явные, но и латентные признаки. Исследователь должен выявить моторное, сенсорное доминирование, определить, какая рука, нога, ухо, глаз у ребенка – ведущие. Итогом исследования должен быть коэффициент левшества, вычисляемый как отношение количества подтвердивших левшество проб к общему числу организованных исследований. Как правило, их делают 11 или больше.

Основной этап

Для проведения обследования необходимо предварительно подготовить схему. Исследователь обязан следовать ей во всех деталях, без отступлений. Результаты проб вносят в специализированный официальный протокол. Если особенности состояния ребенка не позволяют провести работу, необходимо отметить, какие пробы не выполнены. Задания предъявляют, следуя заранее подготовленному списку. В приложенной таблице исследователь может видеть, на какие функции направлена конкретная проба. Задача проводящего обследование человека – удостовериться, что объект понял и осознал задание. Если ребенок воспринял инструкцию некорректно, необходимо ее повторять, пока не удастся добиться понимания.

Анализируя полученные сведения, можно выявить, с какими сложностями сталкивается ребенок. Чтобы оценка данных была проще, применяют формализованные схемы, учитывающие типичные и выраженные нарушения. Из приложения видно, какими анатомическими, физиологическими особенностями может объясняться полученный итог. Каждая серия тестов имеет целью изучить конкретную мозговую функцию, и нарушения, определенные по итогам исследования, будут суммарными. Фактически результаты представляют собой сведения не о нарушениях при проведении пробы, а о сбоях функции.

Тщательная оценка – залог точного результата

Интерпретация итогов обследования включает как констатацию симптоматики, так и ее квалификацию. Основываясь на полученных сведениях, можно прийти к выводу, какой дефект спровоцировал симптоматический разнородный комплекс проявлений, связанных между собой. Как правило, базовое ограничение «территории» нарушений видно из кинестетического праксиса, в то время как прочие тесты направлены на уточнение состояния.

Формулирование топического диагноза производится с применением специального утвержденного на федеральном уровне приложения, включающего кодировку разнообразных функциональных нарушений с учетом локализации очага повреждения. Задача проводящего исследования персонала – выделить обнаруженные нарушения, описать топический диагноз. Локальные синдромы, перечисленные в официальном приложении, считаются базой для оценки расстройств, но эта информация общая. В отдельном случае возможны индивидуальные отклонения, обусловленные специфическими факторами.

Подводя итоги

Пользуясь общепринятой схемой исследования, можно сделать постановку диагноза быстрой, точной и максимально корректной. В то же время нельзя считать итоги формализованного обследования абсолютом истины. При их интерпретации важно учитывать нюансы состояния здоровья конкретного объекта.

Отклонения, определяемые посредством описанной методологии, помогают составить точное представление о минимальной дисфункции мозга. При этом учитывают психику ребенка, его физиологию и локализацию нарушений, а значит, могут подобрать оптимальный курс коррекции, применимый для данного случая.

При локальном глубоком симптоматическом комплексе дефицит может связываться с органическими мозговыми нарушениями. Это указывает на необходимость проведения дополнительных исследовательских и диагностических мероприятий. В ходе таковых можно обнаружить опухоль, очаг воспаления или дегенерацию тканей, аномальное развитие органа.

Комментарии