Двунадесятые праздники тропари и кондаки: описание, история возникновения, значение
В православной традиции многое не полностью понятно и в принципе не известно современному человеку. Вызвана эта безграмотность вовсе не отсутствием духовности как таковой, а долгими десятилетиями, в течение которых православие не было частью обыденной жизни людей, не участвовало в их воспитании и не оказывало влияние на формирование личностных качеств.
Если о таких праздниках, как Пасха или Рождество, представление есть у всех без исключения. То о многих других – нет. Например, на вопрос о том, что такое двунадесятые праздники, тропари и кондаки, не ответит практически никто, кроме людей, посещающих какие-либо специальные занятия, или же близких к церкви. Разумеется таких людей не особо много.
Что такое двунадесятые праздники?
Между тем двунадесятые праздники, тропари и кондаки которых занимают особое место среди текстов церковных служб, это не что иное, как двенадцать важнейших для христиан торжеств после Пасхи.
Посвящены эти праздники определенным событиям и вехам земных жизней Иисуса и девы Марии, или же, как принято говорить в православии, Богородицы. Эти дни входят в число особо почитаемых, великих праздников. Каждая дата имеет собственные пред- и попразднства, а также отдаяния. Иными словами, каждое празднование является многодневным, имеет завязку, начало, кульминацию и окончание.
Какие даты в них входят?
Тропари, кондаки величания двунадесятых праздников посвящены самым важным событиям земной жизни Иисуса и, конечно же, Богоматери.
Открывают перечень такие торжества:
- Рождество Пресвятой Богородицы.
- Воздвижение Креста Господня.
Продолжают перечень почитаемых дат:
- Введение во храм Пресвятой Богородицы.
- Рождество Христово.
- Крещение Господне.
Вслед за Крещением празднуется Сретение Господа. За ним следуют:
- Благовещение Пресвятой Богородицы.
- Вход Господень в Иерусалим.
Этот праздник в народе на Руси называют Вербным воскресеньем. Вслед за ним отмечается Вознесение Господне. Завершают праздники:
- День Святой Троицы.
- Преображение Господне.
- Успение Пресвятой Богородицы.
Именно эти события и есть - двунадесятые праздники, тропари и кондаки к которым несложно найти в любой церковной торговой лавке.
Про типы празднеств
Все двунадесятые торжества подразделяются на два типа:
- Господские – прославляющие самого Иисуса.
- Богородичные – посвященные Богоматери.
Господские праздники являются более важными. Иными словами, служения, когда используются тропари двунадесятых праздников, текст которых прославляет и описывает события жизни в миру Иисуса, являются главными, господствующими. Богородичные служения в сравнении с Господскими вторичны.
На практике это выражается в следующем. Если Господское торжество выпадает на воскресный день, то в богослужении используются сборник нот, тропари кондаки величания двунадесятых праздников. Обычные тексты и хоры Воскресной службы не используются вообще. В том же случае, если на воскресный день приходится празднество Богородичное, то служения объединяются воедино. Иными словами, дается и Богородичная и воскресная службы одновременно.
Самым же почитаемым, главным празднеством в православии является Воскресение Христово. Этот день чтится превыше всех прочих.
Что составляет структуру празднеств?
Тропари и кондаки двунадесятых праздников с переводом с церковнославянского на обычный современный разговорный язык, продающиеся в торговых киосках при храмах, понятно и доступно разъяснят каждому прихожанину порядок богослужений. Прочитав их, вполне можно разобраться, что именно происходит на служении, а не оглядываться на остальных, в ожидании мгновения, в которое требуется перекреститься и поклониться.
Структура же каждого из великих празднеств включает в себя несколько дней. Открывает их предпразднство – период подготовки к торжественной дате. Кроме него существуют:
- попразднство – время развития и начала поминаний события;
- отдание – кульминация с торжественным богослужением.
Отдание может сочетаться с субботами или же неделями, воскресениями. Предпразднство, то есть период подготовительный, может продолжаться от одного дня до восьми. Попразднство – это развитие торжества. То есть, если празднование в целом длится неделю, то до последней, самой величественной службы, этот период и идет. Отдание – последний день празднования и завершающая, величественная торжественная служба, ему посвященная.
Меняются ли их даты?
Тропари двунадесятых праздников на церковнославянском языке посвящены двум типам торжеств:
- Первый – непереходящие празднования, то есть имеющие постоянную дату.
- Второй – праздники переходящие, соответственно, не имеющие постоянного календарного числа для проведения торжеств.
К непереходящим Господским празднествам, то есть имеющим фиксированную привязку к календарю, относятся:
- Воздвижение Креста Господня.
- Рождество Христово.
- Крещение.
- Преображение.
Господские переходящие праздники это:
- Вход Господень в Иерусалим.
- Вознесение.
- Пятидесятница.
Все пять Богородичных торжеств относят к недвижимым (непереходящим), иными словами, они привязаны к календарным датам.
О служении в Господские праздники
В Господские двунадесятые праздники тропари и кондаки читаются и поются тематические. То есть, вне зависимости от того, на какой день недели или же иной христианский праздник выпадает торжество, оно пользуется приоритетом.
Особенными моментами можно считать такие:
- при служении в воскресный день, либо в понедельник поется гимн «Блажен муж» в вечерню, а в другое время – нет;
- антифоны обязательно входят в литургии;
- при выполнении Малого входа диаконы читают молельный стих пред Царскими Вратами, после чего приходит время для тропаря и кондака конкретного празднования;
- вечерня совершается с обстоятельным торжественным входом и прокимном;
- в отдание в ходе литургии служится лишь один Апостол и читается одно дневное Евангелие.
Разумеется, к особенностям можно отнести и внешний вид служащих церковников, и убранство храмов, соответствующее тематике празднования.
О служении в Богородичные праздники
В эти дни читаются тематические тропари двунадесятых праздников на церковнославянском. Служение при выпадении на воскресный день совмещается с выходным. Однако если празднование приходится на субботу, совершается исключительно торжественное служение.
Особенностью данных празднований является совершение Всенощных бдений. К отличительным моментам непосредственно в ходе самих богослужений можно отнести:
- исполнение тематических стихир;
- по завершении прокимна вечерни совершается чтение праздничных паремий;
- тропарь в ходе Благословения хлебов поется трижды, а воскресный – дважды, при соединении служб.
Также отличительными моментами можно считать при присоединении воскресного служения то, что в едином совершении читается антифон выходного дня текущего гласа, но Евангелие, как и прокимен – праздничные.
Где размещены праздничные иконы?
Тропари и величания двунадесятых праздников в православной традиции неразделимы с иконописными образами. Иконопись, касающаяся тематики двунадесятых праздников, как правило, бывает размещена в храмах во втором ряду, если вести отсчет с нижнего.
То есть образы нужно разыскивать промеж деисусного и местного рядов. Разумеется, это размещение актуально исключительно для тех храмов, которые располагают полным иконостасом.
Как установились двунадесятые праздники?
Выделить особо важные торжественные дни, в которые вспоминаются определяющие для становления всего христианства в целом, пытались еще в начале формирования религии. Соответственно, у каждого из двунадесятых празднеств своя особенная история установления.
История данных торжеств неразрывно связана со становлением церковного календарного распорядка в целом. Все выделенные в христианстве двенадцать праздников своими корнями уходят во времена Воскрешения Иисуса. Именно Воскрешение стало самым первым и наиболее значимым событием для верующих. Оно и явилось своего рода основоположником календаря церковных празднеств.
Именно со светлого Воскресения Господня и начинаются все остальные события, которым посвящены тропари двунадесятых праздников. Разумеется, хронологически события начинаются с явления Деве Марии Ангела, принесшего благую весть. Однако во времена становления христианства наиболее значимым являлось чудо Воскрешения. Таким образом, именно это событие и стало самым главным в религиозных обрядах.
Остальные же праздники присоединялись по мере изучения верующими людьми жизни Иисуса. Конечно же, важную роль в этом сыграли тексты Евангелий. Вполне естественно, что наибольшее любопытство вызывали подробности появления в этом мире Христа, события его жизни. Женщин же, которых среди первых христиан было также не мало, волновали проблемы материнства и, конечно же, им было более важно все, что случилось с Девой Марией.
Апостолы и прочие первые последователи не вызывали столь живого интереса у верующих. Предположительно, что именно благодаря этому и выделились в отдельные, особо почитаемые даты в церковном служении двунадесятые праздники.
Первое же документальное закрепление праздников произошло при правлении Константина Великого Багрянородного, римского императора и христианина, немало сделавшего для становления веры и оформления ее канонов.
Почему эти праздники важны?
Важность двенадцати основных праздников в православной традиции заключается не в том, что они служат своего рода основополагающим стержнем церковного календаря, его образующим кругом.
Важны эти дни для формирования духовности прихожан, их просвещения. Ведь чем больше верующие люди знают о мирской жизни тех, кого почитают в храмах, тем трепетнее и искреннее они воспринимают служение. Это особенность человеческого восприятия. Соответственно, важны праздники для укрепления веры прихожан и в этом их основное значение.
Что делают в эти праздники?
Впервые правила поведения в быту, так сказать, житейские предписания, были задокументированы при правлении Константина Великого. Самое первое из появившихся правил поведения в праздники – это запрет на торговлю. До нашего времени это предписание не дошло, оно было упразднено.
Многие правила и предписания касались воскресного дня. В разные исторические эпохи церковными правилами запрещались выступления артистов, судопроизводство, общественные работы. Но с течением времени ограничения спадали, суть понимания празднеств менялась.
В праздничный день не рекомендуется трудиться, в том числе и по дому. Разумеется, неотложные дела совершать не возбраняется. Например, приготовить завтрак или же подобрать упавший на пол сор церковь не запрещает, утрировать предписания не нужно. Однако, генеральную уборку, стирку или же иные хлопоты, которые вполне можно отложить, совершать не рекомендуется.
Конечно же, в дни празднований необходимо посещать храмы, а не только бездельничать. Эти дни отдаются не безделью, а духовной работе человека над собой, размышлениям и молитвам.