Бросок через плечо: техника выполнения

С точки зрения искусства рукопашного боя, если поединок не закончился после нескольких ударов, велика вероятность, что исход схватки будет зависеть от уровня владения техникой борьбы, включающей в том числе и использование бросков. Этот вид техники используется не только в различных видах борьбы, но и в других видах единоборств: рукопашном бое, смешанных единоборствах и других. Бросок через плечо - это один из самых динамичных и самых известных в технике дзюдо, он является хорошим примером принципа дзюдо: «мягкость подчиняет твердость».

Применение бросковой техники в разных видах единоборств

Техника бросков является распространенной для многих видов единоборств. Броски изучаются не только в секции дзюдо. Каждый из видов борьбы имеет свои особенности. Самые значительные ограничения в использовании технических приемов содержатся в правилах федерации греко-римской борьбы. Здесь разрешены только захваты выше пояса и броски. Другие виды борьбы отличаются более разнообразным арсеналом. Техника борьбы дзюдо включает не только бросковую технику, но и использование болевых и удушающих приемов. Все это ставит дзюдо в один ряд с самыми зрелищными видами единоборств. Данная техника является обязательным элементом тренировочной программы рукопашного боя спецназа. Это объясняется эффективностью ее применения в условиях реального боя. Кроме того, она является неотъемлемой частью программы подготовки практически всех курсов самообороны. Но, несмотря на все разнообразие приемов и методов подготовки, их объединяет единство принципов выполнения. Например, бросок через плечо в вольной борьбе мало чем будет отличаться от других видов единоборств.

Преимущества и недостатки

Не всегда получается сбить противника с ног при помощи удара рукой или ногой. Тогда на помощь приходит техника борьбы. В спорте удачно выполненный бросок часто приносит безоговорочную победу или позволяет бросавшему занять более выгодную позицию для удачного завершения схватки.

При этом следует учитывать, что в спортивных видах борьбы, таких как дзюдо, вольная и классическая борьба, разрешено использование далеко не всех видов бросков.

С другой стороны, использование бросковой техники имеет и некоторые минусы. Несмотря на то что их изучают на курсах самообороны, в условиях реального поединка на улице броски недостаточно мобильны. Движения могут быть ограничены количеством и видом одежды противника, погодными условиями, типом и качеством поверхности, на которой приходится вести бой.

Различия в разных видах единоборств

Использование различных техник в спорте ограничено правилами федерации греко-римской борьбы, несмотря на доскональную изученность этого раздела и научное обоснование его использования. В качестве ограничений выступают условия допустимого действия, правила состязаний, использование стандартизированных техник, нормы этики.

В боевых единоборствах (например, рукопашный бой спецназа) техника борьбы и бросков изучается с точки зрения их использования в нестандартных условиях, например, для разоружения или захвата преступника.

Необходимые физические качества

Физические качества, обеспечивающие проведение броска, включают координацию, силу, взрывную силу, выносливость, гибкость. Они являются основой того, что борец может сделать со своим телом, на них влияет генетика, обучение, возраст и травмы.

Физические качества сильно влияют на то, какие методы могут быть использованы против борющегося противника.

Взрывная сила и выносливость являются предпосылками для обеспечения «мобильности». Без них борец вынужден выбирать медленную, позиционную схватку.

Различные броски требуют разных физических качеств. Координация имеет решающее значение для некоторых бросков, таких как учи мата (выведение противника из равновесия скручиванием), для других, таких как сеои наге (бросок через плечо) необходима взрывная сила. Защитные проходы требуют хорошей координации и силы ног. Сила рук делает многие броски более эффективными.

Классификация техники бросков в дзюдо

Стандартная программа, включающая весь арсенал техники в дзюдо, возникла в 1895 году. С 1920 по 1982 год этот комплекс состоял из 40-ка бросков, разделенных на 5 групп, и это были все бросковые техники в программе Кодокан дзюдо. В 1982 году была признана группа из 8 традиционных для дзюдо бросков, которые были введены в 1920 году, а 17 новых техник были признаны в качестве официальной техники Кодокан дзюдо.

Техника бросков (наге ваза) включает в себя:

  1. Тачи ваза (техника бросков стоя).
  2. Сутеми ваза (техника бросков, которые проводятся с падением).

Тачи ваза, в свою очередь, имеет собственную классификацию:

  1. Те ваза (броски, которые выполняются в основном при помощи рук).
  2. Коши ваза (броски с использованием бедер и поясницы).
  3. Аши ваза (броски с использованием ног).

Особенности техники

Смысл техники заключается в том, чтобы протянуть противника через спину, а затем бросить его через плечо.

Сеои наге (бросок через плечо) является одной из самых ярких техник бросков в дзюдо, и это прекрасный пример философии мягкости, присущей этому виду спорта, в том, что он позволяет даже маленькому бойцу бросить более крупного противника.

Хотя эта техника часто исполняется в соревнованиях как мужчинами, так и женщинами, независимо от их ранга, она особенно распространена в соревнованиях в легком дивизионе, а также на соревнованиях начальных и младших классов средней школы. Кроме того, на международных соревнованиях эта техника рассматривается японскими бойцами как эффективное оружие против более крупных иностранных спортсменов.

Выполнение броска

Детальный разбор техники позволяет изучить, как сделать бросок через плечо. Из естественного положения тори (техника исполнения игрока) переворачивает запястье, вытягивая уке вперед, пока рука не достигнет уровня глаз.

Это действие дестабилизирует уке и позволяет перенести свой центр тяжести на пальцы ног, тем самым облегчая выполнение этой техники.

Тори, поднимая руку, захватывает уке за отворот, совершая скручивающее движение, чтобы обеспечить более сильное сцепление. Используя обе руки, тори вращается, отступает назад и тянет уке через спину.

Один из вариантов выполнения техники – бросок через плечо с захватом руки, иппон сеои наге. Кодокан впервые признал его в 1997 году. Он соответствует основному принципу техники броска через плечо – вытянуть противника на спину и бросить его или ее через плечо. Однако он отличается в применении из-за положения рук, контролирующих одну сторону уке. Иппон сеои наге включен в первую группу бросков наге но ката (техника бросков), где он используется для защиты от удара по голове. Это очень эффективный бросок для самозащиты, поскольку он может быть выполнен не только дзюдоистами, он также довольно популярен в других видах единоборств.

Иппон сеои наге - это бросок вперед, поэтому импульс уке должен направлять вперед. Техника работает очень хорошо, когда уке толкает или бросается на противника, особенно если его руки хватают или наносят удар на верхнем уровне по тори. Иппон сеои наге иногда выполняется, как только тори захватывает до того, как уке смог схватить его руку. Так как свободная рука при выполнении техники должна двигаться под рукой, которая удерживает рукав уке, сильная хватка может усложнить работу, хотя есть много способов по-прежнему применять бросок.

Отработка техники

Начать проведение броска следует с сильного удара ведущей рукой уке. При выполнении кузуши (выведение из равновесия) противник подтягивается максимально близко, это может заставить его отступить, когда тори входит для выполнения броска. Вытягивание за рукав при выведении из равновесия также должно поднять локоть противника вверх и открыть его для атаки. После постановки ступни для начала поворота рука тори помещается под руку уке, пока его верхняя рука и плечо не окажутся в районе подмышки противника. При проведении скручивания колени должны быть согнуты так, что тело выполняющего бросок оказывается ниже, чем уке, ноги тори располагаются между или перед ногами противника. Дальше тянущее движение продолжает выполняться двумя руками, уке должен оказаться полностью на спине.

Затем выполняется наклон вперед и движение ногами, одновременно с этим поворачиваются плечи, а противник направляется вперед через плечо.

Рекомендации по выполнению

Всегда следует начинать с хорошего кузуши, это позволяет направить противника вперед и контролировать его руку.

Следует поместить атакующую руку под подмышкой уке и повернуть так, чтобы вся верхняя часть спины находилась в тесном контакте с передней частью тела противника.

При выполнении техники колени должны быть согнуты, что значительно облегчает выполнение броска.

Особенности физической подготовки

Специалисты рекомендуют выполнять анализ потребностей спортсменов до разработки программы физической подготовки для спортсменов определенного вида спорта.

Анализ должен включать рассмотрение следующих вопросов:

  • Какие группы мышц должны быть развиты?
  • Какие основные упражнения для развития физических качеств должны изучаться?
  • Какие мышечные действия должны быть использованным в этом виде спорта?
  • Каковы основные очаги травмы?

При этом обращается внимание, что все основные группы мышц должны быть включенными в программу силовой подготовки для спортсмена-дзюдоиста из-за разнообразного характера травм, получаемых при проведении схваток.

В некоторых случаях, при непропорциональном развитии отдельных групп мышц, обязательной может стать усиленная работа над их развитием для достижения баланса.

Упражнения для развития физических качеств

Особенно важной для дзюдоистов является сила сцепления. В дзюдо, если спортсмен доминирует в борьбе с захватом, он обычно контролирует ход схватки и имеет более высокий шанс на победу. Хотя есть тактические и стратегические подходы к доминированию при проведении захватов, общая сила сцепления действительно играет роль. Есть множество упражнений, которые способствуют развитию необходимых для этого качеств. Их вполне можно использовать на занятиях в секции дзюдо.

Среди этих упражнений могут использоваться:

  • Скручивание запястья.
  • Обратное скручивание запястья.
  • Использование гантелей с утолщенной рукояткой.
  • «Прогулка фермера»: использование гантелей во время ходьбы. Если ходить с гантелями не представляется возможным, можно просто держать гантели в сидячем или стоячем положении в течение определенного периода времени для эффективного усиления захвата.
  • Подтягивания на дзюдоги (куртке дзюдоиста): выполнение подтягиваний с использованием старого дзюдоги или висящего полотенца. Можно также просто в течение некоторого времени сохранять висячее положение на прямых или согнутых руках.

Дзюдо требует сильной верхней части тела. Вытягивание вверх усиливает захват, а также мышцы верхней части тела.

Специальные упражнения для развития силы пальцев позволяют укрепить хватку. Большое значение имеют упражнения для развития ловкости.

Приседания и выпады не только укрепляют ноги, но и развивают мышцы, которые помогают оставаться в вертикальном положении при выполнении собственных бросков или атак противника.

Могут ли броски использоваться для самообороны?

Когда дело касается боевых искусств, самозащиты, удары считаются необходимыми. В дзюдо используют броски, захваты, болевые и удушающие приемы, которые не так привлекательны или красочны для большинства наблюдателей. Основной вопрос заключается в следующем: "В ситуации «один на один» с агрессивным человеком может ли дзюдо помочь победить хулигана?" Эксперты в этом виде спорта утвердительно отвечают на это вопрос. В уличном бою часто схватка заканчивается в грязи или на бетоне, где необходимы навыки захватов. Правильно проведенный бросок может нанести значительный ущерб противнику. Это объясняется тем, что большинство людей не знают, как правильно упасть. Сложно представить, как кто-то встает после броска на асфальт. Особое значение при этом имеет то, как будет выполнен бросок. Если его провести достаточно быстро, противник, вероятнее всего, уже не встанет.

Комментарии