Исаков, адмирал флота: биография и фото

Адмирал Исаков – один из самых известных советских военачальников, который внес неоценимый вклад в победу во Второй мировой войне и развитие советского флота. Участник трех войн, он неоднократно награждался государственными наградами Советского Союза и Российской Империи.

После окончания службы занимался научной деятельностью и исследованиями в области кораблестроительной инженерии.

Адмирал Исаков: биография

Иван Степанович родился в армянской семье на территории современного Азербайджана. Отец был инженером дорожной службы и мечтал, чтобы один из его сыновей также пошел по пути инженера. Ранняя кончина отца привела к серьезным проблемам в семье Исаковых. Иван с двумя братьями и матерью переезжает в Тифлис (современный Тбилиси). Там им помогает брат матери Петр Лауэр. Иван хорошо учится в школе и интересуется математикой и инженерным делом.

После окончания школы парень собирался поступать на инженера, однако его решение изменилось под влиянием дяди Петра Лауэра. Последний работал инженером, но всю жизнь мечтал о службе на флоте. Ивану передалось это влечение, и он решает поступить в морское училище. Попасть в подобные заведения была крайне сложно. Морская служба пользовалась большим уважением, поэтому в училищах занимались, в основном, выходцы из богатых и знатных семей. Но все изменилось с началом Первой мировой войны. Государству срочно потребовались хорошо подготовленные кадры. Осенью 1914 года будущий адмирал Исаков поступает в престижное морское училище в Санкт-Петербурге.

В учебе проявляет большое рвение и интерес. Самостоятельно изучает историю военно-морских сил и основы инженерии. Выпускается из училища весной 1917 года с отличием. Его направляют служить на Балтийский флот. К этому времени власть в России поменялась, а боевые действия больше не носили систематического характера. Флот под командованием вице-адмирала Бахирева защищал Балтийское побережье и находился вдали от линии фронта.

Первый бой

Двенадцатого октября немецкое командование начало операцию по прорыву на Восток и высадило огромный десант в тылу у русских войск. Сухопутные войска должны были оказать поддержку ударной группировке, которая двигалась с моря. Против относительно небольших сил, защищавших побережье, германское командование бросило настоящую армаду из трехсот боевых кораблей, шести дирижаблей, сотни самолетов и двадцати четырех тысяч солдат при сорока орудиях.

Будущий адмирал Исаков тогда занимал должность ревизора на миноносце «Изяслав». Первые дни противостояния прошли практически незаметно для корабля. Однако шестнадцатого октября немецкие линкоры «Кениг» и «Кронпринц» ворвались в Рижский залив и «Изяслав» вынужден был в спешном порядке отходить назад. Во время отступления миноносец коснулся дна и серьезно повредил правый гребной вал.

При советской власти

Будучи выходцем из рабочей семьи, что было редкостью для Императорского флота, Иван Степанович активно поддерживал советскую власть во время Гражданской войны. Уже через девять дней после Моонзундского сражения «Изяслав» поднимает красный флаг и переходит на сторону большевиков. Будущий адмирал Исаков принимал участие в знаменитом «Ледовом походе» Красной Армии. В тяжелейших зимних условиях, когда лед еще не начал таять, части бывшего Балтийского флота прорвались в Гельсингфорс и вывели оттуда свыше двухсот кораблей в Кронштадт.

Обучение и высокие чины

После победы большевиков в Гражданской войне Иван Степанович продолжает обучение и службу на флоте Советского Союза. Оканчивает Военно-морскую академию в Москве, где остается преподавать. Во второй половине тридцатых годов командует различными кораблями в составе Балтийской и Черноморской флотилий.

Изучает инженерное и военное дело, пишет научные статьи. К тридцать девятому году получает должность начальника Военной академии и Главного управления штабом флота.

Великая Отечественная война

Начало войны встретил в должности начальника штаба. Лично командовал многими морскими операциями на начальных этапах войны. Один из самых тяжелых периодов в жизни Ивана Степановича пришелся на 1942 год – оборону Северо-Кавказского фронта. Неся тяжелые потери, советской армии удалось остановить стремительное наступление немцев с флангов. После чего командование Вермахта разработало новую операцию по овладению Кавказом. Она предполагала захват Новороссийска и дальнейшее его использование как плацдарма для наступления вглубь фронта. Оборонять стратегически важный город сухопутным частям Красной Армии помогал Черноморский флот под командованием Исакова.

Иван Степанович находился на передовой с самого начала операции. Он лично посещал штабы наземных и флотских подразделений. Четвертого октября Исаков вместе с Народным комиссаром нефтяной промышленности Кагановичем и генералом Тюленевым ехал в Туапсе через Гойтхский перевал, где автомобиль обнаружил немецкий истребитель. После обстрела с воздуха машина с высокопоставленными лицами перевернулась и упала в кювет. Исаков получил тяжелые повреждения, в больнице ему ампутировали ногу. Оставшись инвалидом, Иван Степанович продолжил службу на флоте и продолжал лично присутствовать на фронте. По рассказам очевидцев, о мужестве Исакова неоднократно высказывался сам Иосиф Сталин.

После войны

В 1945 году Ивану Степановичу присваивается звание адмирала. Он продолжает руководить операциями советского флота и преподавать в Военной академии. В 1951 году адмирал флота Исаков становится лауреатом нескольких премий за свои научные достижения.

Значительное время уделяет науке и мемуарам. Пишет рассказы и сочинения на историческую тематику, которые находят высокую оценку в среде писателей. В шестьдесят лет Иван Степанович становится членом-корреспондентом Академии Наук СССР. К двадцатилетнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне адмиралу флота Советского Союза Исакову присваивается звание Героя Советского Союза. Умер Иван Степанович одиннадцатого октября 1967 года в Москве. Похоронен в столице с воинскими почестями.

Биография адмирала флота Исакова изучается в современных Военно-морских академиях России.

Память

Двадцать девятого декабря 1967 г. заводом номер 190 им. А. А. Жданова был получен государственный заказ на постройку корабля «Адмирал Исаков».

Уже через два года, двадцать второго ноября, корабль был спущен на воду. Агрегат получил два котлотурбинных двигателя, которые выдавали мощность в 90 тысяч лошадиных сил, что позволяло фрегату развивать скорость до тридцати трех узлов. Помимо радиоэлектронного вооружения, БПК «Адмирал Исаков» получил четыре артиллерийских установки, четыре зенитных, два современных зенитно-ракетных комплекса «Шторм». Также имелось минно-торпедное вооружение и палубный вертолет Ка-25ПЛ.

Шестнадцатого августа 1970 года на фрегате был поднят Военно-морской флаг. Изначально корабль числился в Северном флоте и нес службу в Североморске. Уже через год перед экипажем была поставлена задаче по слежению за группой американских авианосцев, совершавших разведывательную операцию в Норвежском море. Современное быстроходное судно могло обнаруживать подводную, надводную и воздушную технику. Двенадцатого февраля в алжирский порт Аннаба вошел БПК «Адмирал Исаков». Экипаж встретили со всеми полагающимися почестями. После двухдневного отдыха фрегат отправился на боевое дежурство в Средиземном море.

Сопроводительная служба

Летом 1972 года на судне произошла первая серьезная поломка во время дежурства в Норвежском море.

Вышел из строя один из котлов и фрегат остался без двигателя. В походных условиях были организованы круглосуточные работы по устранению поломки, которые успешно завершились через три дня.

В рамках учений «Север-77» фрегат «Адмирал Исаков» совершил поход к Лофотенским островам в условиях морской бури. После корабль неоднократно эскортировал другие советские военные корабли во время учений и несения боевой службы. Весной 1981 года произошло случайное столкновение с британским миноносцем. Это привело к локальному дипломатическому скандалу, который, впрочем, удалось быстро разрешить.

Современное оборудование

В 1983 году фрегат зашел в порт Североморска, где был осуществлен средний ремонт. Судно получило самое современное оборудование, среди которого были приборы космической связи.

Они напрямую связывались со спутником и позволяли осуществлять максимально точную навигацию в любых погодных условиях. Сигналы, передаваемые кораблем, было невозможно запеленговать ни одним известным на то время оборудованием. Такие новшества в будущем позволили «Адмиралу Исакову» совершать походы к широтам Гибралтара. Помимо этого, были усовершенствованы противовоздушные зенитно-ракетные комплексы и артиллерийские орудия.

После распада Советского Союза корабль был включен в состав Северного флота. Летом девяносто третьего года фрегат был выведен из эксплуатации. А еще через год был передан частной компании из Индии для разделки на металл. Вооружение было передано на другие корабли, часть утилизировано. Во время транспортировки на Восток корабль затонул.

Комментарии