Птичий базар, или тысячи жильцов на отвесной скале
Массовое гнездовье морских птиц на почти отвесной скале, обрывающейся в море, имеет свое название — птичий базар. Те, кто хотя бы раз видел его вживую, называют зрелище грандиозным и незабываемым. Ведь многие тысячи птиц создают его, двигаясь хаотично и беспорядочно. Но это только на первый взгляд. А несмолкаемый крик и гомон многотысячной орды не перепутать уже ни с чем.
Где можно увидеть
Где только не встречаются эти огромные колонии птиц, которые называют птичий базар. Увидеть их можно на побережье Европы и Азии, на американском континенте и островах Южного полушария, в Новой Зеландии и на Арктическом побережье.
Да и размеры могут быть весьма различны, но самые большие занимают десятки километров и насчитывают сотни тысяч птиц разных видов. Самые крупные колонии на территории России — на островах Новая Земля и Франца-Иосифа, но известны базары и на Байкале, на острове Врангеля и горы Сихотэ-Алинь на Дальнем Востоке.
Кто в домике живет?
Самые многочисленные обитатели базаров северного полушария — толстоклювые кайры. Гнезд они не строят, и яйцо, которое высиживается, с одной стороны нагревается до 40 °C, а со стороны земли находится в холоде, иногда с нулевой температурой. И как только птенчик развивается?
Массовые колонии образуют чистики, получившие свое название из-за привычки мыть пищу, перед тем, как ее съесть. Чайки-моевки и глупыши, бакланы и чистики, полярные крачки и буревестники. Всего известно около 280 видов — это обитатели птичьего базара. Птицы торопятся за короткий летний период вывести своих птенцов. Вот и получается, что на карнизах отвесных скал занят каждый миллиметр, более-менее пригодный для гнездовья.
Рассмотрим птичий базар одной из скал Сихотэ-Алинь, как размещаются на ней разные виды птиц. Нижний ярус весь занят карморанами, обожающими жить в обществе себе подобных. Своим мрачным черным цветом они резко контрастируют с белым цветом испражнений, которые покрывают весь карниз. По соседству с ними, а иногда и вперемежку, небольшими группами виднеются малые бакланы.
Утки-каменушки тоже предпочитают селиться недалеко от воды. Их окраска из смеси белого, черного и коричневого цветов является хорошей защитой на фоне гуано, но постоянное движение выдает их с головой. А все трещины и углубления в камнях заняты темными птицами с белесой головой и оранжево-зелеными клювами — топорками.
На верхних этажах царство чаек. Большие бакланы перемешиваются с изящными клушами, но не бывает между ними ссор. Но больше всего среди жителей этого неспокойного царства кайр. Эти остроклювые птички с серо-бурым темным оперением занимают каждую пядь земли, где можно просто присесть.
Такое разнообразие видов есть на каждом базаре, только они могут быть абсолютно другими.
И как прокормить такую ораву?
Казалось бы, что в местах, где есть такие поселения, рыбы не должно быть вообще. Всю должна съесть эта многотысячная орава. Но все как раз наоборот. Удобрение с птичьего базара, а попросту птичий помет, увеличивает количество фитопланктона, а дальше запускается обычная пищевая цепь. Фитопланктон съедается зоопланктоном, который так любят рыбы. Так что вокруг мест расположения птичьего базара всегда крутятся большие косяки рыб.
А кто соседи?
Тот же эффект оказывает большое количество птиц и на прибрежные территории. Здесь, из-за большого количества удобрения, трава становится зеленой намного раньше, да и увядает значительно позже, чем на территориях, удаленных от гнездовий.
Зелень притягивает грызунов, а за ними, в свою очередь, приходят хищники — песцы и горностаи. Да и хищные птицы тут как тут — совы и кречеты, поморники и филины. С удовольствием приходят полакомиться яйцами и медведи.
А зачем нужно жить в такой тесноте? Птичий базар дает ряд преимуществ для своих обитателей, и прежде всего происходит меньшая гибель как яиц, так и уже вылупившихся птенцов. Ведь толпой и отбиваться легче, да и теплее, если дует холодный ветер.