Субъект маркетинга: понятие, характеристика

Маркетинг в рыночном и территориальном отношении – это большой комплекс маркетинговой деятельности, включающий массу особенностей и направлений. Субъекты маркетинга выступают как основная часть всей рыночной системы и развития многих отраслей в мире. Инструменты маркетинга и виды рынков помогут разобраться во взаимодействии субъектов, их задачах и целях.

Общее понятие

В понимании «субъект маркетинга», как правило, имеются в виду субъекты рынка (продавцы и потребители, производство и спрос). Среди таких субъектов выступают различные компании-производители, предприятия сфер обслуживания, торговые организации, посредники (дилеры, брокеры, дистрибьюторы), покупатели и объединяющее их звено – маркетинг.

Каждый из субъектов нуждается в проведении маркетинговых исследований, так как все они зависимы от рыночной активности. Маркетинговый анализ определяет виды спроса, задачи, условия и средства субъектов.

Виды профессиональных субъектов

Основные субъекты маркетинга:

  • Производители. Компании-изготовители, поставщики.
  • Оптовая торговля. Компании, осуществляющие перепродажу товаров, либо реализуют собственные.
  • Розничная торговля. Организации, осуществляющие продажи конечным покупателям.
  • Маркетологи. Специалисты, чья деятельность связана с конкретными маркетинговыми задачами и функциями.
  • Рекламные агентства. Организации по управлению и продвижению торговых марок и брендов.
  • Фирмы-потребители. Предприятия и организации, закупающие товар для собственных нужд.
  • Конечный покупатель. Человек, приобретающий товар для собственного потребления.

Также субъектами маркетинга являются компании-конкуренты. Это организации, снабжающие рынок аналогичными товарами.

Функции и концепции маркетинга

Основные направления и функциональность маркетинговой деятельности:

  1. Функции аналитики. Отвечают за систему аналитического комплекса, условия и возможности, тенденцию их изменений, запросы потребителей, источники ресурсов, изучение других субъектов, связанных с данной деятельностью, текущий уровень развития субъекта маркетинга.
  2. Функции сбыта и производства. Разработка новой продукции и производственного процесса, вывод продукции на рынок, обеспечение сервиса и каналов сбыта, планирование ценовой политики и стимулирование продаж.
  3. Контроль и управление субъектом. Тотальное управление стратегической частью деятельности, постановка маркетинговых целей и их решение, оценка эффективности.

Цели и задачи маркетинговой работы определяются в зависимости от вида продукции и объемов производства. Также в ходе развития создавались концепции рыночного маркетинга, включающие в себя основные инструменты и положения, определяющие состояние субъектов маркетинга и всеобщее рыночные отношения.

Основные концепции:

  1. Производственная. Предполагает, что покупатели склонны к товарам, которые наиболее популярны в массе, и доступны в цене. Задача: усилить производительность.
  2. Товарная. Подразумевает, что спрос в большей степени растет на качественный товар. Задача: усовершенствовать товар.
  3. Коммерческая. Предполагает что успешность товара зависит от сферы и стимулирования сбыта. Задача: расширить каналы сбыта.
  4. Традиционная. Ведет к исследованию общественных запросов и разработке оптимального решения на рынке. Задача: выяснить потребность покупателя и удовлетворить запрос.
  5. Социальная. Удовлетворить желания потребителей, оказывая при этом пользу обществу. Например, производство и реализация эко-продуктов, пропаганда здорового образа жизни и т. д.
  6. Управления и взаимоотношений. Подразумевает удовлетворение потребителей, благодаря партнерским отношениям и совместной работе, направленной на экономическую и торговую сферу, как на международном уровне, так и в пределах одного государства между территориями за счет общих интересов.

Факторы рынка

В свою очередь, стоит учитывать факторы рынка. К ним относятся:

  1. Товар или услуга.
  2. Потребительский спрос.
  3. Пути реализации товара или услуг.
  4. Сбыт.
  5. Рыночные отношения.
  6. Покупка - продажа.
  7. Потребность в продукции.

Принципы

Несколько основных принципов являются базой построения маркетинговой стратегии. Они гласят:

  • Потребности покупателей должны удовлетворяться.
  • Наличие эффективной методики реализации продукции.
  • Регулярное обновление товара.
  • Проработка стратегии в период изменения спроса и следование ей в период меняющейся ситуации на рынке.

Охват рынка в маркетинге

Независимо от субъектов рынка, маркетинг может отличаться по направлениям деятельности и охвату рынка.

Например:

  • Целевой. Когда ориентация направлена на отдельный сегмент (товары для детей, кухонные приборы, товары для животных).
  • Массовый. Охватывает широкий круг потребителей, независимо от пола, возраста и других критерий.
  • Дифференцированный. Когда предлагается товар в нескольких вариациях (молоко разной жирности).

Маркетинг территорий

В данной деятельности существует такое понятие, как территориальный маркетинг. Он подразумевает собой интересы, касающиеся территорий, их внутренних и внешних субъектов. Виды территориального маркетинга подразделяются на следующие группы:

  1. Маркетинг в масштабах государства, реализуемый властью (политические организации и фонды, правительство, привлечение инвестиций, крупные отечественные производители и т. д.).
  2. Региональный маркетинг (областные организации, региональные органы власти, туристические агентства, бизнес-предприятия, образовательные заведения, культурно-спортивные организации и т. д.).
  3. Муниципальный, городской, или в рамках одного поселения, маркетинг. Это местная администрация, жители, местные производители, инфраструктура, финансовые организации, учебные заведения и т. д.

Данные субъекты способствуют развитию и продвижению самой территории с целью:

  • поддержания и улучшения престижа местности, деловой активности, жизнедеятельности;
  • поддержание всех необходимых структур местности (финансовой, трудовой, производственной, социальной и т. д.);
  • привлечение вкладов и инвестиций в развитие инфраструктуры;
  • участия в проектах и программах на региональном и международном уровнях;
  • привлечения дополнительных ресурсов, и использования собственных в выгодных интересах;
  • привлечение потребителей к продукции, произведенной на данной территории;

Субъекты территориального маркетинга имеют группу стратегий, с помощью которых они привлекают резидентов, способствуют прогрессу промышленности, экспорта продукции и услуг.

Территориальный маркетинг: система реализации плана

Субъекты маркетинга территорий напрямую связаны с общественными ресурсами, местным управлением, культурой, организационными программами и т.п.

Процесс внедрение маркетингового плана в действие, является главной целью и начинается с первоначального цикла работы, представляющих собой формирование базы территориальных субъектов, сбор информации о территории в целом и выполнение маркетинговой аналитики. Это помогает выбрать наиболее подходящую стратегию для изменений и улучшений внешних и внутренних условий территории.

На этом этапе выполняются необходимые мероприятия для развития местности, финансовые вложения, проводятся процедуры, привлекающие интерес общественности, распределение бюджетных средств на территориальные нужды, контроль конкурентов.

Таким образом, территориальный маркетинг планирует и реализует собственные цели.

Комментарии