Тибет: религия, основные направления, развитие культуры

Религия в Тибете - такова тема настоящей статьи. В ней будут приведены данные обо всех верованиях, распространенных на территории этой загадочной местности, которая уже не первый век привлекает многочисленных паломников, а также путешественников, проявляющих интерес к мировым религиям.

Лицо Тибета

Если провести опрос на тему «Какие ассоциации возникают у вас при слове Тибет?», наверняка большинство людей, участвующих в нем, назовут духовного лидера буддистов - далай-ламу.

Действительно, в течение около пятисот лет лица, носящие этот титул, пользуются большим авторитетом среди людей, исповедующих буддизм. Нынешний далай-лама по счету четырнадцатый. Его заслуги перед своей страной и перед мировым сообществом отмечены рядом премий, в том числе и Нобелевской. Этот служитель самой распространенной религии в Тибете является также одним из наиболее узнаваемых людей на земле.

Нелегкая судьба

Несмотря на то что далай-лама четырнадцатый обычно предстает на фотоснимках улыбающимся, нельзя сказать, что жизнь его была легкой.

Один тот факт, что в начале пятидесятых годов прошлого века страна, которой он руководил как светский и духовный лидер, была вследствие вооруженного вторжения присоединена к коммунистическому Китаю, говорит о многом.

А произошло это следующим образом. В 1950 году правительство Китая во главе с Мао Цзэдуном приняло решение присоединить к своей стране территорию Тибета. Предлогом послужило якобы бедственное положение крестьян в этой горной стране. До сих пор не умолкают споры о том, действительно ли в Тибете в то время процветал феодальный строй, а часть крестьян находились в положении крепостных. Некоторые историки говорят о том, что эти сведения не соответствуют действительности и были сочинены коммунистическими пропагандистами. Как бы то ни было, через несколько лет тибетскому правительству во главе с нынешним далай-ламой пришлось эмигрировать в Индию, где оно находится и сегодня. Этот орган управления в изгнании имеет следующие задачи:

  • Помощь тибетцам, живущим за пределами родной страны.
  • Борьба за освобождение Тибета от захватчиков.
  • Распространение буддизма.

Далай-лама в 2011 году добровольно сложил с себя полномочия светского правителя и теперь занимается только священнической деятельностью.

Тибетские буддисты верят в то, что все далай-ламы представляют собой реинкарнацию одного и того же лица.

Монгольский след

Вопреки устоявшемуся мнению, что монгольское нашествие нанесло значительный урон культуре покоренных стран, можно привести несколько фактов, говорящих об обратном. Например, известно, что ордынские ханы проявляли уважение к традициям и обычаям народов, плативших им дань. Говоря о Руси, можно утверждать, опираясь на исторические документы, что разрушения монгольскими воинами церквей, хоть и имели место, однако крайне редко.

Возвращаясь к теме статьи, нужно упоминать о том, что титул Далай-ламы был введен именно монгольскими правителями. Он был пожалован тибетскому духовному предводителю впервые в шестнадцатом веке. Само слово «далай» также пришло из Орды. С монгольского его можно перевести как «океан». Такая метафора была выбрана ханами для обозначения главного ламы. Иными словами, его можно перевести как «великий». Интересно, что и правителей Орды принято было называть аналогично - «далай-хан».

Таким образом, монголы ввели традицию, которая стала одной из ключевых особенностей буддизма - религии Тибета, которую исповедует большая часть населения этого государства.

О нумерации

Священник, получивший от монголов титул, был фактически первым далай-ламой. Однако официально он считается третьим из них, поскольку два его предшественника были посмертно провозглашены далай-ламами.

Путешественница

Александра Давид-Неэль - известная французская писательница, исследователь Тибета. Она провела более десяти лет, странствуя по этой стране, проживая в монастырях и общаясь с монахами-буддистами. Книга «Мистика и тайна Тибета» (существуют и другие варианты перевода названия) в течение нескольких десятков лет остается одной из самых популярных публикаций на данную тему. Удалось писательнице пообщаться и с далай-ламой.

По ее словам, глава страны был сильно удивлен ее осведомленностью в вопросах буддизма. Он даже представить себе не мог, что священные книги основной веры Тибета были переведены на европейские языки и находятся в свободной продаже за пределами его государства. Носитель священного сана был очень любезен и не только устно ответил на вопросы, которые задала ему Александра, но и изложил в письменной форме некоторые моменты, представляющие для нее интерес. Кроме прочего, далай-лама был поражен фактом, что именно представительница женского пола так живо интересуется буддизмом.

Действительно, в основной религии Тибета, буддизме, в отличие от многих других конфессий, почти не существует женского монашества. Это является еще одной отличительной чертой тибетского буддизма.

О названии

В западном мире принято называть всех без исключения монахов, живущих на Тибете, ламами. Однако на самом деле таковыми считаются только представители верховного духовенства и люди, получившие определенное образование.

Обычные же монахи как правила именуются «трапами», то есть «учениками». А если к ним и применяется слово «лама», то только как форма вежливого обращения, свидетельствующая об особом уважении, которое говорящий проявляет к своему собеседнику.

Ламаизм

Таким термином иногда в западной литературе обозначается местный буддизм - самое распространенное вероисповедание Тибета. Но многие эксперты выступают против этого названия, поскольку, по их мнению, здешний буддизм не отличается от других его ветвей настолько, чтобы его выделять в качестве отдельного направления.

Какая же из этих точек зрения верна, читатель сможет разобраться, прочитав следующие главы настоящей статьи, посвященные религии в Тибете.

Истинные и ложные ламы

Как уже было сказано выше, ламы - это одна из главных особенностей тибетского буддизма.

Монашество с приходом в эту страну китайского коммунистического режима было почти полностью ликвидировано. Только спустя три десятка лет, в восьмидесятые годы двадцатого века, монастыри стали возрождаться. Сегодня в данной китайской провинции снова живут монахи, хотя их количество строго ограничено. За тем, чтобы их число не превышало определенной цифры, строго следят чиновники.

Александра Давид-Неэль в своей книге говорит о том, что в Тибете есть два типа лам. К первому из них относятся монахи, которые действительно отличаются прекрасным знанием древних буддийских текстов и их толкований. Вторая же группа лам имеет только внешние атрибуты восточных мудрецов: одежду, четки и так далее. Они селятся вблизи от популярных туристических маршрутов и живут на пожертвования легковерных искателей экзотики. Чаще всего они или вообще ничего не смыслят в буддизме, или имеют о нем крайне скудные представления.

Настоящие же ламы, напротив, селятся подальше от назойливых туристов. Иногда они крайне грубо отвечают посетителям на просьбы провести с ними беседу на религиозные темы.

Истоки тибетского буддизма

Какая религия в Тибете? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа, поскольку в стране живут представители самых разных вероисповеданий. В Раннем Средневековье практически одновременно сюда направлялись проповедники таких конфессий, как христианство (его ответвление, называемое несторианством ), буддизм, а также ислам, который многие называют религией мира и добра. Однако лучше всего прижился на этой почве именно буддизм.

Причин тому существует несколько. Во-первых, само географическое положение, непосредственная близость к Китаю и Индии способствовали проникновению на данную территорию именно этой религии. Во-вторых, буддизм обладает способностью прекрасно уживаться с другими традициями, обычаями и верованиями. Поэтому между ним и древней религией населения Тибета не случилось резкого конфликта. Религия бон в Тибете (таково название архаичных верований здешних аборигенов) существует и в настоящее время.

Она, так же как и буддизм, не предполагает фанатичного поклонения какому-либо одному божеству, а скорее представляет собой духовную практику, свод правил по медитации и общению с высшими силами.

Древняя религия

Климат Тибета всегда был достаточно суровым для обитания.

Резкие перепады температуры воздуха, сильные ветра и ливневые дожди. Все это ставило древнего человека в зависимость от сил природы. Каждую из стихий люди наделяли в своем воображении личными качествами, характером. Чаще всего природные явления представлялись тибетцам в виде враждебно настроенных духов. Религия бон учит задабривать этих существ из потустороннего мира или же, наоборот, воевать с ними.

Осуществление разнообразных жертвоприношений - неотъемлемая часть жизни верующего человека, исповедующего бон. Название этого учения переводится как "произнесение священных текстов". Действительно, приверженцы культа верят в магическую силу мантр - заклинаний, многократное повторение которых приносит пользу человеку. Причем для достижения положительного эффекта не обязательно понимать смысл произносимого. В книгах Джузеппе Туччи о религиях Тибета высказывается другая версия происхождения слова "бон". По мнению автора, так в древности называлась территория Гималаев. Полное собрание работ этого ученого-востоковеда, посвященных религиям Тибета, состоит из восьми томов. Туччи несколько раз бывал в данной стране с научными экспедициями в первой половине двадцатого века. Им был собран разнообразный материл (древние книги, талисманы и так далее). Благодаря этой коллекции представления о многих традициях Тибета сохранились после китайской культурной революции, когда религии Тибета подверглись гонениям.

Что еще можно сказать об этом направлении? Одной из черт древней культуры Тибета является также вера в особую энергию, которой наделены определенные жесты, называемые мудрами (термин пришел из санскрита). Эти две традиции возникли в религии бон, а затем перекочевали в тибетский буддизм.

Точная дата возникновения древнего вероучения тибетцев неизвестна. До наших дней дошла только одна священная книга, почитаемая приверженцами бон. В ней говорится о том, что данная религия существовала в этих местах уже в шестнадцатом веке до Рождества Христова. Но каково было летоисчисление древних жителей этого региона - вопрос, до сих пор не имеющий однозначного ответа, поэтому невозможно точно сказать, о каком времени идет речь в данном документе. Можно лишь с определенной точностью утверждать, что эта религия имеет много общих черт с верованиями населения Древнего Афганистана, существовавшими до появления там зороастризма.

Священные флаги

В религии бон, помимо названных выше ритуалов и традиций, была распространена практика изготовления ритуальных флагов с текстами из священных книг и молитвами.

В настоящее время данную традицию можно наблюдать и среди тибетских буддистов.

Немного о буддизме

Благодаря многотысячному числу верующих буддизм входит в список самых популярных существующих религий мира. Здесь следует напомнить читателям, что есть множество классификаций религий. Одна из них основана на степени универсальности вероучения, его способности существовать в разных культурных условиях. По этому критерию можно разделить все верования на мировые и местные.

Например, иудаизм большинство экспертов причисляют ко второй категории, так как это учение предназначается прежде всего для людей определенной национальности. Так написано в священных книгах данной конфессии. А такие религии, как христианство, ислам и буддизм, относятся к мировым из-за их относительной универсальности. Правда, самую распространенную среди религий Тибета многие ученые вообще не причисляют к духовным учениям.

Они говорят, что буддизм является скорее философской концепцией. В нем содержится призыв не к почитанию того или иного бога, а скорее к его отрицанию. Поэтому это учение иногда называют самой атеистической религией.

Главные постулаты

Основные положения буддизма изложены в проповедях так называемого исторического Будды. Эти тезисы носят название благородных истин.

Согласно данному учению, человек из-за своих многочисленных желаний, стремлений и страстей попадает в порочный круг постоянных перерождений (сансара). Он не может освободиться из него и достигнуть состояния вечного блаженства (нирваны). Люди, сумевшие побороть свои стремления, переходят на более высокую ступень развития.

Школы буддизма

В Тибете известны три существующие одновременно и часто оказывающие влияние друг на друга направления буддизма. Наибольшее распространение получила школа под названием Гелугпа. Далай-лама является представителем именно этого вероисповедания Тибета.

В чем же его отличие от других направлений?

В духовных книгах, содержащих основы данного вероучения, говорится о том, что человек может достигнуть нирваны уже в этой жизни. Согласно этим представлениям, освобождение от пагубных пристрастий приводит к просветлению человеческого сознания уже во время пребывания в сансаре.

В подтверждение своих слов авторы данных книг приводят слова Будды о среднем пути. В одной из проповедей он говорил, что правильная жизнь, ведущая к духовному освобождению, не должна быть наполнена страстями, но вместе с тем нирвана не может быть достигнута в результате чрезмерного аскетизма. Избегание этих двух крайностей должно стать правилом для стремящихся достичь божественного просветления. Такое толкование слов Будды впервые было сделано индийскими богословами. В раннем Средневековье буддизм одновременно проповедовался на территории Тибета китайскими и индийскими миссионерами. Некоторое время в стране существовали школы, исповедующие обе эти разновидности учения. В ту эпоху среди богословов как Востока, так и Запада были распространены дебаты на тему духовной жизни.

На одном из таких мероприятий, которое состоялось в двенадцатом веке, индийские проповедники одержали уверенную победу над китайскими коллегами. Этот факт в истории религии Тибета привел к значительным последствиям. Китайский вариант буддизма стал постепенно терять популярность. Спустя некоторое время это учение было и вовсе запрещено в данном государстве.

Можно с уверенностью говорить о том, что самое распространенное вероучение в Тибете повлияло на множество культур и религий мира.

Здешний вариант буддизма был принят монгольскими захватчиками. Благодаря ордынцам он распространился не только по всей территории нынешней Монголии, но и в Бурятии, Тыве и некоторых других местностях. Монгольское искусство, в свою очередь, повлияло на культуру Тибета. В частности, религиозная и светская музыка этой местности носит явный отпечаток такого влияния.

Песнопения тибетских лам ощутимо отличаются от индийских религиозных мотивов, точно так же, как и от китайской музыки подобных направлений. Сегодня название непризнанной Республики Тибет можно встретить не только в географических справочниках, но и в многочисленной литературе по истории религий мира. Также вероучениям этой местности, ее природе и культуре посвящены многие картины, в том числе и русских художников, например Николая Рериха.

Комментарии