Как создать логотип или эмблему самостоятельно?
Разработка логотипа – достаточно дорогое занятие, потому многие владельцы небольших компаний предпочитают делать это самостоятельно. Кажется, что дело это простое, и переплачивать дизайнеру за какую-то картинку не имеет смысла. Только знаний графических редакторов и умения рисовать для того, чтобы создать логотип, недостаточно. Конечно, существует множество онлайн-генераторов, позволяющих создать логотип без водяных знаков из готовых картинок. Только вряд ли такое изображение поможет решать поставленную задачу и работать на привлечение покупателей.
История появления логотипа
Рассмотрим, какие правила существуют при разработке, и как создать логотип самому. Но прежде ознакомимся с историей возникновения этого понятия, ведь иначе будет невозможно дать ему определение. Понятие «логотип» появилось в начале XIX века и было синонимом лигатуры. Лигатура – это объединение нескольких символов в один. Когда промышленность начала стремительно развиваться, появилась необходимость в создании специальных средств для печати. Начали разрабатываться различные станки, и долгое время логотипом назвали просто текстовые клише, которые не надо было набирать каждый раз заново. Обычно они использовались для заголовков газет и не менялись долгое время.
Логотип в современном понимании
Но в XX веке определение изменилось – теперь так называют некое изображение, которое способно передать индивидуальность компании или бренда. Современные логотипы по смыслу похожи на средневековые фамильные гербы. Они позволяют потребителям отличить своих от чужих и выделять для себя любимые компании. До сих пор существует множество споров о том, что же это такое на самом деле. Некоторые графические дизайнеры утверждают, что логотипом может быть только текст, а знаковая часть – это отдельный элемент брендового оформления, но существует и противоположное мнение. Перед тем, как создать логотип, важно понять, что теперь так называют не только надпись или рисунок, но и какой-то символ, комбинацию нескольких знаков или эмблему. Они могут быть вместе или по отдельности, но, самое главное, чтобы конечное изображение передавало индивидуальность компании, для которой оно разработано.
Символический вид логотипа
Перед тем, как создать логотип самому, нужно узнать, каким он вообще может быть. Существует несколько групп, на которые разделяют этот тип изображений. Самым популярным видом логотипов является символический. Он наиболее распространен среди крупных компаний, потому что при помощи символов можно создать некий ассоциативный ряд с товаром или услугой. Когда человеку на глаза попадается этот символ, он легко воспринимает образы, связанные с товаром. Перед тем, как создать свой логотип или эмблему, представьте, какие именно ассоциации должен вызывать конечный продукт дизайнерской мысли. Сделать это бывает непросто, потому так важно на первом этапе работы выписывать для себя как можно больше возможных вариантов.
Текстовые логотипы и эмблемы
Следующий вид – текстовые логотипы. Это один из самых удобных логотипов для дизайнеров, занимающихся разработкой страниц в Интернете. Один из вариантов, который стоит использовать при создании сайта, – это текстовый логотип. Создавая логотип самостоятельно, важно помнить, что для сайтов удобнее, когда домен является логотипом и названием проекта одновременно. Буквенно-цифровые или аббревиатурные виды используются компаниями с очень сложными названиями. Сокращения в виде аббревиатур также могут становиться логотипами. Эмблема является очень специфическим видом логотипов – это объемное изображение. В комбинированном виде присутствует текстовая часть и иконка. Самой популярной формой логотипа является круг – он пользуется наибольшим вниманием. В качестве небольшой тренировки, оглянитесь вокруг и попробуйте отыскать как можно больше логотипов. Сравните их формы друг с другом и найдите самую распространенную. Скорее всего, это будет именно окружность.
Стили логотипов
Перед тем, как создать логотип, стоит определиться с его будущим стилем. Стили можно разделить на множество групп, но чаще всего используют следующие:
- Флат-дизайн – это современный вариант исполнения логотипа, который хорошо подходит для молодежных проектов. Он является прообразом минимализма и выражается в намеренном упрощении форм.
- Контрформа – специальный прием, позволяющий создавать логотипы и другие графические изображения из различных форм. В этом стиле особым образом используется негативное пространство (пустота). Оно может быть не менее активно, чем сама фигура. Дизайнер использует все пространство и внутри изображения, и за его пределами.
- Каллиграфия – особый «теплый» стиль, выражающий уютную атмосферу того места, где он используется. Его специфичность выражается в том, что он подходит для брендов, где что-то делается руками: для кулинарии, ателье, парикмахерских.
- Минимализм – самый универсальный стиль исполнения логотипа. Его можно использовать в местах, где неприемлемы другие варианты.
Как найти идею для логотипа?
Один из методов поиска идей уже был описан выше – это фиксации ассоциаций. Начните с создания эскиза и записывайте все, что приходит в голову. Если это не помогает, привлеките к работе команду и поделитесь идеями друг с другом. В команде профессионалов очень часто срабатывает мозговой штурм. Опишите логотип на бумаге, чтобы представить его. Попробуйте сделать аббревиатуру из названия или выделите некоторые буквы и превратите их в изображение. Воспринимайте буквы как символы. Используйте негативное пространство, учитесь работать с ним.
Первое правило при создании логотипа
Если вы задумались, как создать логотип компании самому для своей фирмы или же для заказчика, помните: дизайнер должен получать полное техническое задание или бриф перед тем, как приступить к работе. Обязательно нужно до конца понимать задачу, поставленную заказчиком. Без полного брифа начинать разработку не имеет смысла. Трата времени и сил без понятных критериев оценки и пожеланий заказчика – верный признак огромного количества будущих правок макета. Не получив в полном объеме задания с описанием того, что нужно делать, исполнителю нужно готовиться к тому, что скорее всего финальный проект не утвердят.
Второе правило при создании логотипа
Второй пункт – минимизировать работу с компьютером. Перед тем, как создать логотип, начните с очень простых предметов – листа бумаги и ручки или карандаша. Эти предметы будут меньше всего отвлекать от задания. Планшеты и другие гаджеты притягивают внимание к себе, а не к работе. Существует мнение, что чистый лист может вызывать ступор и отпугивает идеи. Но это лишь миф. Достаточно просто взять ручку или карандаш в руку и заполнить немного свободного пространства, чтобы приступить к созданию первого эскиза.
Первый этап: создание набросков
Сначала сделайте набросок или скетч. Набрасывайте все, что придет в голову – во время работы вам нужно быть в состоянии потока. Размышляя о том, как создать логотип, фиксируйте на бумаге максимальное количество образов, которые приходят вам в голову. Не разделяйте наброски на этом этапе на удачные и неудачные. Бывает, что очень простой и на первый взгляд неказистый набросок развивается в красивый и лаконичный логотип. Помните, что на этом шаге не бывает плохих идей. На последующих этапах какая-то часть скетчей все равно отфильтруется. Черновик – это наброски, в которых зафиксированы лучшие идеи. Теперь настало время, когда лучше всего начать согласовывать макет с заказчиком. Достаточно выбрать 3-4 удачных варианта, которые, на ваш взгляд, решают поставленную задачу, и только после этого перейти к следующему шагу.
Эскиз и работа с графическими редакторами
Создание эскиза – этап, на котором пора включить компьютер. Чтобы создать логотип, программа для работы с изображениями понадобится в любом случае. Выбирайте удобный графический редактор. Хорошо, если он у вас уже установлен, но, если нет – приобретайте только лицензионные продукты. Подумайте о том, в какой программе создать логотип, – важно применять для работы правильные инструменты. Создавать эскиз лучше всего не в растровых редакторах, а в векторных. Если вы выбираете продукт от компании Adobe, лучше всего остановиться на Illustrator, а не Photoshop. Хотя Adobe Photoshop часто более знаком графическим дизайнерам, он создан для редактирования фотографий и создания коллажей. Конечно, если вы лучше представляете, как создать логотип в "Фотошопе", пользуйтесь им. Но Adobe Illustrator создан именно для рисования и является более оптимальным вариантом.
Презентация готового эскиза заказчику
Закончив эскиз из утвержденного заказчиком черновика, вы получаете практически готовый продукт с различными вариациями. Именно эту часть проекта вы будете презентовать заказчику. Не стоит стремиться к оригинальности – важно не создать такой логотип, а оригинально подать его. Ваш продукт должен стать универсальным и хорошо смотреться на любом носителе. Правильная презентация – очень важный этап создания логотипа. Если вы отдадите свою работу в сыром виде, то скорее всего клиент не сможет «представить его своим», то есть почувствовать, что это изображение выражает его индивидуальность. Логотип должен находиться на своем месте, чтобы заказчик увидел его как завершенный – при такой подаче вам будет легче защитить свой макет. То есть, если вы создаете логотип для сайта, во время презентации он должен располагаться на сайте. Если для визитки – на самой визитке, а не выглядеть как обычная картинка. Завершающий этап – это работа с возражениями и внесение правок в макет. Очень редко заказчику сразу все нравится, и он принимает работу с первого раза. Потому нужно быть готовым к тому, что придется обосновывать свой выбор.
Главные правила презентации проекта
Оживить логотип и презентовать его клиенту можно через презентацию. Это очень важный этап в создании макета. Дизайнеру нужно продумать, как логотип будет нанесен на различные элементы и материалы: как он будет смотреться на визитке, пакете, сайте? Подавать готовый макет нужно в цветном и монохромном виде – в любом случае, он должен хорошо читаться и не сливаться с фоном. Существуют логотипы с открытым смыслом. Например, в логотипе «Формулы 1» между черной буквой F и красной штриховкой можно заметить цифру «1» в негативном пространстве, а в логотипе компании FedEx – белую стрелку между буквами «E» и «X».
Какие шрифты использовать для логотипа?
Можно выделить пять основных групп шрифтов:
- Рубленый шрифт – самый популярный вид шрифта, который часто используется в полиграфии для заголовков. Он хорошо читается, является четким и контрастным.
- Шрифт с засечками – часто бывает вспомогательным и соседствует с каким-то другим. Он используется в книгопечатании, потому что глаза легко пробегают по строчкам, набранным именно им. Засечки становятся своеобразными маяками для глаз и облегчают чтение крупных текстов.
- Рукописный шрифт – не рекомендован для логотипов, так как при уменьшении размера он становится неразборчивым. Рукописные шрифты плохо читаются.
- Декоративный шрифт – эта группа шрифтов очень быстро набирает популярность и становится неоригинальной.
- Машинописный шрифт – редко встречается при создании логотипов и практически не используется, так как его тяжело читать при уменьшении размера.
Как правильно выбрать шрифт?
Шрифт должен соответствовать сфере бизнеса. Его начертание имеет очень большое значение. Также нужно посмотреть, что используют конкуренты в своих логотипах. Шрифт должен быть читабельным на различных форматах – на визитках, билбордах и иконках. Некоторые крупные компании заказывают разработку собственных шрифтов или присылают исполнителю уже готовые. Не нужно гоняться за трендовыми шрифтами – спустя какое-то время модный сейчас логотип станет встречаться повсюду и перестанет быть оригинальным.
Выбор цвета для логотипа
Еще одна важная тема – это цветовое оформление логотипа. Для выбора нужной гаммы, задайте заказчику несколько вопросов о том, какой именно оттенок будет характеризовать его продукт, какой подчеркивает его индивидуальность, и узнайте оформление логотипов у конкурентов. После этого выбрать будет легче. Стоит помнить, что различные цвета вызывают определенные эмоции – это своеобразные клише восприятия. Например, красный цвет считается вызывающим и может казаться опасным, желтый используется для привлечения внимания, синий – цвет безопасности и доверия. Именно поэтому некоторые социальные сети и банки используют его в своих логотипах. Зеленый – это свежесть, экологичность и натуральность. Оранжевый – солнечный, привлекательный цвет, вызывает чувство доверия. Розовый – это женственный и романтичный цвет. Фиолетовый часто используется в индустрии красоты, он насыщенный и жизнерадостный, ассоциируется с новизной. Черный – респектабельный, строгий и выделяющий детали. Иногда заказчик предоставляет готовые палитры цвета.
Особенности оформления логотипа
Расстояние между текстовой частью и картинкой должно быть не слишком большим, чтобы в восприятии наблюдателя логотип не разваливался на отдельные части, а выглядел цельно. Монохромность также очень важна. Желательно использовать не более 3 цветов. Большое количество будет отвлекать внимание на оформление. При распечатке некоторые оттенки могут смешаться и превратиться из ярких полосок в серую массу. Не бойтесь использовать простые логотипы –мастерство дизайнера состоит не в создании множества деталей. Старайтесь не превращать логотип в пестрое пятно. Ориентируйтесь на будущее, имейте в виду, что ваш проект может существовать много лет, он не должен выходить из моды.
Типичные ошибки при разработке логотипа
Очень часто дизайнер, создавая логотип, начинает воплощать какие-то свои мысли и идеи, а не решает задачу клиента. Это случается, когда заказчик еще не предоставил технического задания, а дизайнер уже приступил к разработке. Для фрилансера такое поведение приведет к потере времени и денег, а при работе в компании – негативно скажется на ее репутации и приведет к убыткам. Приверженность к новым программам тоже часто приводит к потере времени. Частой ошибкой является неумеренное использование ярких цветов или суждение о шрифте по его изображению на экране, а не на бумаге или другой поверхности. Не нужно бояться «пустых» и слишком простых логотипов – все должно быть лаконично и по делу. Старайтесь избавляться от лишних элементов и деталей. Начинающим дизайнерам не нужно стремиться к идеальности – просто хорошо выполняйте свою работу и решайте задачу, поставленную заказчиком.