Нафс в исламе: понятие, определение, отрицательные черты души и способы борьбы

Животная природа человека, включающая телесные функции и эгоистические желания, известна в исламе как нафс. Он привязан к материальному миру. Основной его мотивацией является выживание, самосохранение. Это неотъемлемое стремление оставаться в живых и воспроизводить себя обуславливает их поведение. Несмотря на свою животную природу, человек отличается от животных как более высокое существо, обладающее разумом и душой, хотя его поведение не всегда отражает их наличие.

Нафс – что это значит

Этот термин имеет два значения. Во-первых, это понятие означает силы гнева и похоти в человеке. В этом смысле оно чаще всего встречается среди приверженцев тасаввуфа (духовного учения и практики в исламе), которые используют его как всеобъемлющее понятие для всех злых качеств человека.

В этом смысле слово «нафс» означает, что это можно отнести к определенной части человеческого «я», и именно той части, которая имеет желания, аппетит, некоторые люди называют это эго. У нее есть гнев, страсть, похоть, желание. Некоторые люди могут даже назвать это плотским «я» или плотской душой. Они не являются частью руха (духа).

Таким образом, нафс в исламе выступает как часть нашего физического «я», хотя и не является частью нашего физического тела.

Второй смысл этого понятия – дух, человек как таковой, его Я и его личность. Это основной подход к тому, что означает нафс в исламе. Однако он описывается по-разному в соответствии с его различными состояниями. Это созвучно с переводом «нафс» - «свое я» или «душа». Хотя в этом смысле данное понятие используется реже.

Что такое душа

Существует множество ее определений. С точки зрения мусульманских ученых верным является следующее: душа отличается от физического тела, так как она светлая, духовная, живая, движущая. Она движется внутри человеческих органов. До тех пор, пока человеческие органы принимают полезные вещества от души, она продолжает находиться в них и способствует их функционированию. Если способность принимать эти полезные вещества от души пропадает, она покидает тело человека и уходит в загробный мир (Барзах).

Типы души

Рассматривая вопрос, что такое нафс человека у мусульман, следует отметить, что в своем первом значении он не предусматривает возвращение к Богу, потому что он находился далеко от Него: соответственно, он происходит от шайтана. Однако в некоторых случаях душа не достигает спокойствия, но все же противостоит страстям. Тогда ее называют «душой попрекающей» (аль-нафс аль-лаввама), потому что упрекает своего владельца за его пренебрежение в поклонении Богу. Также она может отказаться от протеста и смириться с полным повиновением призыву страстей и шайтана. В таком случае ее будут называть «душой, побуждающей ко злу» (аль-нафс аль-аммара).

В Коране представлены три ее типа.

Нафс-аль-аммара

Этот тип побуждает человека ко злу, приказывают человеку совершать грех. Это означает, что такой тип нафса в исламе приказывает, что делать. Поэтому, когда у таких душ есть какое-либо желание, стремление, они просто приказывают людям, доминируя над ними. Они обладают определенной властью, люди подчиняются им, слушают их и следуют всем командам. Если человеку свойственен именно такой тип, он совершает грех добровольно, откровенно.

Нафс-аль-лаввамах

Этот тип «души попрекающей» иногда приводит человека к греху, но тогда он обвиняет, упрекает сам себя, он чувствует себя плохо, чувствует себя виноватым. И эта вина может увеличиваться настолько, что человек оставляет свои грехи. Признак того, что у человека есть такой нафс, заключается в том, что при совершении греха человек испытывает угрызения совести, сожаление, чувство вины, стыд, смущение. Такие люди могут в определенный момент стремиться больше не грешить. Они сражаются со своими нафсами. Иногда они совершают грех, а иногда могут держаться подальше от него.

Нафс аль-мутмаинна

В определении «душа, обретшая покой» слово «мутмаинна» имеет два значения.

Во-первых, мутмаинна означает, что душа закрыта ко всему, кроме довольства Аллаха, нет ничего другого, что делает человека счастливым. Таким образом, человек совершает только то, что делает его счастливым. Такая душа постоянно живет в обращенности к Богу, стремясь достичь Его довольства и демонстрируя довольство тем, что было предопределено и установлено.

Во-вторых, еще один смысл мутмаинна – это достижение спокойствия. Безмятежное, довольное спокойствие в мире нафс. Душа свободна не только от совершения греха, но и от самого желания греха. У человека нет никаких противозаконных желаний.

Влияние души на человека

Ислам сравнивает тело человека с городом, а разум зрелого человека – с царем, управляющим этим городом. Все силы внешних и внутренних чувств, которые он может собрать, подобны его солдатам и его помощникам. Душа, побуждающая ко злу, то есть к похоти и гневу, подобна врагу, который бросает вызов царю в его королевстве и стремится уничтожить его народ. Тело, таким образом, становится городом-гарнизоном или морским форпостом, а душа, как и его хранитель, размещена в нем. Если он борется против своих врагов, побеждает их и заставляет их делать то, что ему нравится, он будет восхваляться, когда он вернется к Божьему присутствию.

В контексте духовного здоровья сердца нафс обычно приобретает более негативную коннотацию. Это душа в ее необоснованном, безусловном, незрелом состоянии. По своей природе души могут склоняться как к добру, так и ко злу, поэтому особое значение имеет проблема, как победить свой нафс по исламу.

Если человек сознательно не работает, чтобы дисциплинировать свою душу, он будет склоняться к подлости, пошлости, дурным поступкам, что негативно повлияет на его действия и характер.

Самое опасное состоит в том, что часто человек может внешне выглядеть благочестивым, но внутренне иметь такую испорченную душу, что его действия будут мало полезны: они будут совершаться из хвастовства или для достижения какой-либо мирской цели.

Влияние мыслей

Мысли, которые возбуждают желание, бывают двух видов: похвальные (ильхам – вдохновение, знание, полученное от Бога) и мысли, исходящие от шайтана (васваса).

По словам Пророка, в душе есть два импульса: один исходит от ангела, который призывает к добру и подтверждает истину. Другой импульс исходит от врага, который приводит к сомнению и отрицает истину, запрещает добро:

Сатана угрожает вам нищетой и приказывает вам творить мерзость. [Коран 2: 268]

Свобода выбора

Человек отличается от других творений. Например, по мнению мусульман, человек был создан с сердцем с единственной целью – знать и любить Аллаха. Ум человека предназначен для познания и понимания. Кроме того, ему была дана возможность различать правильное и неправильное, дана способность выбирать. Эта свобода выбора - то, чего нет у большинства других творений. Человеческая способность выбирать правильное и неправильное вытекает из присутствия нафс.

Склонности и потребности

Ученые обсуждают различные типы или склонности душ на основе доказательств из Корана и Сунны. Это просто категории, и нафс в исламе может проявлять любую их комбинацию.

Сила каждого зависит от степени, в которой человек потворствует этим склонностям. Те, которым люди больше всего преданны, доминируют, они направляют действия и характер личности.

Первый тип поведения нафсов основан на животных потребностях: есть, пить, спать, развлекаться и заниматься сексом.

Естественно и необходимо, чтобы человек в определенной степени склонялся к этим действиям. Однако, когда эти склонности чрезмерно превозносятся и становятся основным направлением жизни, они сдерживают духовное развитие.

Большинство современных обществ демонстрируют нам такие примеры. Люди работают в течение недели, чтобы потом они могли «отдохнуть» на выходных, чтобы они могли наслаждаться этим отдыхом, есть, пить, играть, реализовывать свои сексуальные желания.

Второй тип поведения похож на поведение хищника. Этот тип нафса не только хочет есть, пить, спать и т. д., но также находит удовольствие в нарушении прав других людей. Он склонен к агрессии, узурпации, убийству и воровству. Когда люди и даже целые общества потворствуют таким склонностям, он начинают вести себя, основываясь на хищнических импульсах, захватывая то, что ему не принадлежит, и распространяя несправедливость и угнетение.

Нафсы с сатанинскими наклонностями характеризуются тем, что замышляют причинение вреда другим людям, выступают против других людей, лгут им. Это обусловлено стремлением к власти и лидерству, поддержкой собственного завышенного самомнения. Для них характерны гордость, высокомерие и хвастовство.

Нафс в исламе с ангельскими склонностями находит счастье в том, что приближает его к Аллаху: поклонении Ему, проявлении благодарности, терпении и добрых поступках. Такой человек заботится о материальных аспектах этого мира только в той мере, в какой они помогают ему знать и любить Аллаха.

Борьба с собой (джихад аль-нафс)

Душа человека является ареной борьбы двух противоборствующих сил. Божественная сила привлекает ее к небесным сферам и вдохновляет на благости. Сатанинская сила соблазняет его к царствам тьмы и стыда и призывает его к действиям зла.

Джихад аль-нафс - это борьба со злыми идеями, желаниями и силой похоти, гнева и ненасытного воображения путем размещения их под диктат разума и веры в соответствии с заповедями, а также очищения души от пагубного влияния.

Эта борьба рассматривается как главная (аль-джихад аль-акбар), поскольку она намного сложнее, чем сражение на поле битвы, поскольку в борьбе с «я» необходимо постоянно сражаться с врагами, которые размещены внутри самого себя.

Шаги борьбы с самим собой

  1. Отражение: каждый должен ежедневно посвящать некоторое время размышлению о своих обязанностях перед Богом, который привел его в этот мир, даровал ему здоровое тело и мозг, интеллект и способности, все, что является источником удовольствия и радости в его жизни. Смерть может наступить в любой момент. Этот мир является местом совершения добрых действий, которые приводят к постоянной радости и превращают ее в высшую сферу существования. Поэтому человек должен размышлять о своей судьбе и своей беспомощности в руках времени и возраста. Он должен испытывать сожаление перед Богом за потерю драгоценных лет жизни и прошлые поступки, которых он будет стыдится в день суда.
  2. Воля и решимость. Твердая решимость - это суть человека и основное условие в достижении свободы от господства злых желаний. Воля, которая требуется на этом этапе, является синонимом создания хорошей жизни. Воин в этой битве за себя должен очиститься от грехов, выполнить все обязательные действия (ваджиб), намереваться компенсировать потерянные дни (в греховности) и, наконец, решиться вести себя как разумный религиозный человек.
  3. Самоанализ и критика. Человек должен ежедневно оценивать себя, чтобы избавиться от злых привычек и желаний, приобрести более благородный характер и совершать более эффективные действия. Он должен осознать, что совершение греха отнимает у него благородную сущность.
  4. Самооценка. Решимость и самооценка после совершения предыдущих шагов должны сформироваться в конкретные обязательства по самоподготовке. Это поможет постепенно избавиться от злых привычек.
  5. Защита от зла. Человек, сражающийся против себя, должен постоянно концентрироваться на своих намерениях. Если в любой момент ему пришла в голову идея нарушить божественные заповеди, он должен знать, что эта идея была внушена ему в голову Сатаной и его союзниками. Он должен проклинать их, искать сострадательную защиту Бога и изгонять эти злые мысли из своего сердца.
  6. Память. Во время борьбы с собой человек должен постоянно помнить Бога и благодати, даруемые им. Он должен постоянно благодарить Его за помощь, милосердие и руководство в выполнении его намерений. Степень благодарности Богу должна возрастать по мере того, как он достигает более высокой ступени в своей борьбе против себя.

Таким образом, рассмотрев, что такое нафс у мусульман, можно сказать, что он, как и любая другая часть человека, многогранен. Он может привести к злу или к добру, в зависимости от того, как человек позволит ему развиваться. Для обеспечения духовного здоровья необходимо его очищение, чтобы он приносил пользу и не наносил вред.

Комментарии