Руль велосипеда: описание и виды, устройство, отзывы
Для чего нужен руль велосипеда? Одна из его главных функций - обеспечить управление транспортным средством. То есть с его помощью велосипедист может менять положение переднего колеса и таким образом задавать направление движению. Помимо этого, руль помогает устойчивее и комфортнее чувствовать себя на дороге. Например, спортивные модели оснащены “роботом”, благодаря которому можно менять положение цепи в зависимости от скорости или нагрузки. Управление этим прибором осуществляется с помощью двух переключателей, расположенных на велосипедной перекладине.
Руль - одна из главных составляющих велосипеда. Если он правильно подобран и качественно установлен, то это напрямую повлияет не только на удобство велосипедиста, но и на его безопасность. Также очень важно учитывать стиль езды. Это - один из главных факторов, на который обращают внимание при выборе транспорта и других комплектующих. В этой статье подробно представлено устройство руля, его разновидности, а также дано несколько советов, которые помогут вам правильно выбрать руль велосипеда.
Устройство
Перед тем как обслуживать велосипедный руль, нужно изучить его устройство, то есть узнать, из чего он состоит. Рулевая колонка - это не одна запчасть, а целый комплекс деталей, который состоит из нескольких частей:
- перекладина;
- вынос;
- рулевая труба;
- рулевой стакан.
Последние три части всегда идентичные. Это стандартные крепления, которые служат для установки перекладины на самой раме. А вот первая деталь в списке - это и есть руль велосипеда, на которую можно закрепить переключатели скоростей, тормозные ручки, велокомпьютер и прочие аксессуары.
Как правило, при падении велосипеда повреждается только перекладина. Рулевая труба, стакан и вынос всегда остаются целыми. В таком случае необходимо заменить перекладину и максимально точно ее отрегулировать. Далее описано, как правильно это сделать.
Регулировка
При покупке новой перекладины необходимо правильным образом ее установить. Регулировка руля велосипеда подразумевает точное выставление перекладины перпендикулярно переднему колесу. Также важно выбрать оптимальную высоту. Для этого необходимо ослабить контрольную гайку на рулевой трубе и установить руль максимально ровно. После чего плотно затянуть гайку.
Высота руля велосипеда во многом зависит от роста велосипедиста. Поэтому нет четко установленных правил, каждый сам решает, какая высота перекладины ему предпочтительней.
Как устранить люфт
Под действием вибрации контрольная гайка на руле может ослабнуть, и тогда появится люфт. Как его можно выявить? Для этого ставим велосипед на идеально ровную поверхность и зажимаем передний тормоз. После чего рывком толкаем переднюю вилку вперед, и, если вы почувствуете отдачу в рулевой колонке, значит люфт имеется, и от него нужно избавляться. Как это сделать?
Сначала откручиваем верхний болт, который находится на перекладине. После этого устанавливаем перекладину на исходное место, плотно затягиваем контрольную гайку и опять проверяем руль на наличие люфта. Многих интересует, почему он может возникнуть.
Если велосипед новый или недавно купленный, то проблема - в некачественной сборке и регулировке. Для предотвращения таких ситуаций проверяйте наличие люфта, не выходя из магазина. Также проблема может возникнуть и в старых велосипедах. Зачастую это происходит при износе фасок для подшипников. В таком случае необходимо полностью заменить деталь на новую и более качественную.
Виды рулевых колонок
Рулевая колонка может быть нескольких видов:
- Резьбовая. Все элементы, которые входят в состав данной колонки, считаются классическими и, как правило, устанавливаются на бюджетные велосипеды. В верхней части находится стандартизированная фаска, на которую крепится рулевая труба.
- Интегрированная. Эта колонка относится к безрезьбовой системе. Ее главное отличие от остальных - отсутствие чашек. То есть подшипники устанавливаются прямо в рулевой стакан.
- Полуинтегрированные. Такая конструкция может содержать не только промышленные подшипники, но и стандартные. Интегрированная же колонка содержит только промышленные.
Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. К примеру, полуинтегрированная рулевая колонка очень удобная при регулировке руля по высоте. Резьбовая колонка менее прочная, чем другие, но очень доступная, так как продается по невысокой цене.
Мы рассмотрели несколько разновидностей велосипедных колонок, теперь же давайте разберемся с главной частью руля - перекладиной.
Прямой
Этот руль похож на обычную трубу с небольшой выпуклостью в центральной части. Зачастую его устанавливают на горные велосипеды или на гибриды. Благодаря такой форме руля велосипедист уверенно чувствует себя на любой дороге, а особенно на пересеченной местности. Такую конструкцию можно заметить на кросс-кантри или других экстремальных велосипедных соревнований.
Прямой руль велосипеда закрепляется на уровне седла, что позволяет снизить нагрузку на позвоночник и увеличить обзор. Исходя из отзывов, такая осанка помогает значительно увеличить максимальную скорость, что очень важно для данного типа велосипеда.
Крайне не рекомендуется использовать данный тип руля на дальние расстояния. Боль в спине и онемение рук появится через пару километров. Что бы избежать этого, рекомендуется установить специальные рога на руль велосипеда, благодаря которым можно время от времени менять положение рук и спины.
Шоссейный
Данная конструкция руля универсальная и может использоваться только на определенных велосипедах, которые предназначены для длительных поездок. Главное преимущество руля - изогнутые края, которые напоминают бараньи рога. Благодаря такой конструкции велосипедист во время езды может постоянно менять расположение рук, причем с таким рулем вариантов для осанки более чем достаточно.
Для того чтобы развить максимальную скорость на ровной дороге, необходимо ухватиться за нижние края шоссейного руля или, другими словами, “взять велосипед за рога”. Таким образом посадка велосипедиста будет параллельно земле, и сопротивление ветра станет минимальным. Такой метод используется на соревнованиях Tour de France, когда нужно быстро набрать скорость. Исходя из отзывов, такой вид руля рекомендован для шоссеров и путешественников.
Прогулочный
Как правило, на городских велосипедах устанавливают высокий руль с загнутыми краями. Такая форма позволят держать вертикальную осанку спины, тем самым увеличивая обзор. Помимо этого, нагрузка на руки становится минимальной, и можно ездить по городу длительное время, не ощущая при этом дискомфорта.
Крепления на руль велосипеда могут быть разными. Например, можно установить корзину, фонарик, зеркала, сигнал и многое другое. Благодаря поперечной трубке, которая находится в центральной части, такая конструкция очень прочная и позволяет перевозить более 60 килограммов. Хотя эта модель относится к бюджетным вариантам, все же нельзя утверждать, что она менее качественная, чем другие. Для поездок по пересеченным дорогам или большим впадинам такой руль точно не годится. Поэтому лучше всего использовать его на ровной дороге, вблизи города.
Руль на BMX
Велосипеды серии BMX, также как и шоссейные, имеют свои уникальные конструкции руля. Такой вид транспорта предназначен исключительно для прыжков и всевозможных трюков. Так как нагрузка на такой велосипед постоянно высокая, необходимо установить такой руль, который будет отличаться мощностью.
Форма этого руля чем-то похожа на прогулочный тип и отличается только материалом изготовления. Если прогулочный руль сделан из алюминия, то руль на BMX - только из высокопрочного металла, стали. Что касается переключателей, то здесь они полностью отсутствуют. Регулировка скорости на руле велосипеда будет только мешать, а тормозная система здесь лишняя, так как скорость на таких велосипедах невысокая.
Стоит еще раз отметить, что этот велосипед предназначен исключительно для выполнения трюков. Если вы хотите поехать на дальние расстояния, то BMX - последний вариант, который можно выбрать. Лучше пройти пешком этот путь, чем крутить педали на таком маленьком велосипеде.
Советы по выбору
Если вы решили поменять руль велосипеда, но еще не определились с выбором, то следующие рекомендации помогут вам обратить внимание на важные нюансы:
- Положение рук. Наверняка вы заметили, что каждый стиль катания отличается от другого по расположению рук. Это очень важный момент. Например, при длительной поездке запястье может онеметь или появится боль в спине.
- Положение корпуса. Если у вас шоссейный велосипед, то нужно выбирать руль с рогами, который способен улучшить аэродинамику.
- Диаметр руля. Переключатели на руле велосипеда очень важны. От правильно подобранного диаметра зависит, какие именно переключатели вы сможете установить.
Каждый руль имеет свои плюсы и минусы, и необходимо это учитывать. Выбирать его рекомендуется под ваш стиль езды.
Заключение
В данной статье обсуждалось устройство велосипедного руля и как правильно его отрегулировать. Также приводились примеры нескольких типов конструкций, которые используются в разных велосипедах. Стоит отметить, что менять тип руля нужно только в присутствии опытного велосипедиста. Тот руль, который установлен заводом-изготовителем, считается самым оптимальным.
Например, если у вас прогулочный руль на велосипеде "Стелс" и вы хотите поменять его на шоссейный, так как ездить придется далеко и часто, то тогда рекомендуется поменять и колеса. На дальние расстояния следует использовать тонкую покрышку, благодаря которой можно быстро набрать максимальную скорость. Но не стоит забывать, что тонкая покрышка менее прочная. Если вы часто ездите по пересеченной местности, то лучше выбирать утолщенные модели.