Ядерные материалы: учет и контроль, особенности хранения

Там, где присутствует слово «ядерный», все максимально урегулировано законами, инструкциями, правилами и требованиями. И это отличные новости, потому что слово «ядерный» всегда должно сопровождаться понятием «безопасность». Закон и порядок – вот самый подходящий слоган для атомной промышленности.

Определения, уточнения и различия

Ядерные материалы либо содержат расщепляющиеся ядерные вещества, либо могут их воспроизвести.

Среди всех расщепляющихся веществ есть только два, которые имеют практическое применение. Это уран-235 (его называют оружейным ураном) и его синтетический "коллега по оружию" плутоний-239 (он тоже является оружейным). Уран-235 добывают на урановых рудниках, это природный элемент. Плутоний-239, наоборот, создан искусственно при помощи химического анализа.

Уран отличается управляемостью цепной реакции, вследствие чего это главный ядерный материал для атомной энергетики («мирный атом»). А вот плутоний мирным назвать трудно, потому что он создавался под одну задачу – использование в ядерном оружии.

В блоке «ядерного» законодательства ядерные материалы часто упоминаются вместе с радиоактивными. Поэтому уточним: радиоактивные материалы отличаются от ядерных. Это вещества, которые испускают только ионизирующее излучение, в них не происходит расщепление атомов. Если рассматривать все это с точки зрения здоровья человека, то вещества, относящиеся к радиоактивным, вред здоровью нанести могут, но энергию расщепления не выделяют.

Главный атомный закон

Ключевые требования по поводу ядерных и радиоактивных материалов изложены в российском федеральном законе «Об использовании атомной энергии». Он регулирует вопросы во всех видах ядерной деятельности. Особое внимание уделено проблемам хранения, учета и контроля ядерных материалов. Это важнейший вопрос безопасности.

Требования в законе касаются объектов использования и хранения ядерных материалов. Таких объектов много, они подразделяются на функциональные группы:

  • Ядерные установки – это сооружения, имеющие в своем составе ядерные реакторы. К ним относятся атомные электростанции и плавающие суда, космические ракеты и другие самые разнообразные комплексы с реакторами для исследований, экспериментов, промышленных задач и пр.
  • Радиационные источники – объекты, содержащие радиоактивные материалы с ионизирующим излучением.
  • Пункты хранения ядерных материалов – хранилища ядерных и радиоактивных веществ, включая радиоактивные отходы.
  • Особый вид объектов в виде сборок с отработавшим ядерным топливом, облученных в ядерном реакторе и извлеченных из него.

Хранение радиоактивных отходов

Кому нужны ядерные и радиоактивные вещества, которые в дальнейшем непригодны для использования? Это один из сложнейших интегрированных вопросов современной экологии с высокой долей коммерческих и политических соображений. Над ним работают лучшие умы в сфере атомной промышленности.

Радиоактивные отходы производятся на всех объектах и на каждой стадии работы в атомной промышленности. В них содержатся плутоний, цезий, калифорний и другие элементы, которые будут оставаться опасными для здоровья сотни лет. Этот «подарок» будущим поколениям обяжет последние контролировать хранение РАО, чтобы они не попали во внешнюю среду или в руки террористов. Считается, что лучший способ хранения отходов – подземные шахты. Но это весьма дорогое удовольствие с непредсказуемыми рисками и неясным будущим.

Государственная политика

Государственная политика в сфере ядерной отрасли заключается в интегрированном решении проблем нормирования и стандартизации всего, что связано с ядерными материалами. Это нормы их получения, регистрации, использования, физической защиты, хранения, транспортировки и т. д.

Одним из эффективных методов контроля любой деятельности является государственное лицензирование. Это в полной мере относится и к атомной отрасли. Лицензии выдаются в следующих видах деятельности:

  • Строительство, эксплуатация и завершение работы объектов использования и хранения ядерных материалов.
  • Добыча урановой руды с предварительной разведкой.
  • Научные, исследовательские и конструкторские работы с использованием ядерных и радиоактивных веществ.
  • Проектирование ядерных объектов, включая пункты хранения.
  • Производство оборудования для атомной промышленности и ядерного производства.

Теперь о правах собственности на ядерные реакторы и материалы. Здесь установки самые жесткие. Специальный список ядерных материалов, которые должны быть исключительно федеральной собственностью, визируется президентом РФ. Есть еще один перечень с президентской подписью внизу – список юридических лиц, которые могут обладать правом «ядерной» собственности.

Учет и контроль

Только федеральный или ведомственный государственный контроль и учет ядерных материалов, без вариантов, здесь все жестко. Эта важнейшая деятельность заключается в постоянной и строгой отчетности органам власти, имеющим мандат на управление атомной энергетикой и государственной безопасностью.

Отчеты ведутся о наличном точном количестве ядерных материалов, их локализации, перемещении, экспорте и импорте. Такой подход вполне целесообразен: речь идет о защите от потерь, хищений и несанкционированного использования радиоактивных элементов.

Транспортировка

Для перемещений и транспортировки ядерных материалов существуют специальные требования. Они согласуются с нормативами перевозки особо опасных грузов. Любой перевозчик радиоактивных веществ может работать только со специальным разрешением. Обязанностью транспортных фирм, занимающихся перевозкой ядерных веществ, являются особо тщательные действия для минимизации рисков каких-либо транспортных происшествий и ликвидации их последствий. Охрана населения и окружающей среды – отдельная и особая обязанность всех, кто связан с транспортированием в атомной отрасли.

Физическая защита

Физическая защита ядерного материала – особое понятие в нескольких сферах деятельности человека. Это государственная безопасность, сохранение экологической среды и защита здоровья человека. Поэтому для соблюдения норм и требований создана система планирования и реализации мер для предотвращения следующих рисков:

  • незаконными проникновениями на территорию ядерных запрещенных объектов, кражами или порчей;
  • попытками разрушить или нанести вред;
  • экологическими диверсиями или террористическими актами;

Физическая защита такого рода производится серьезными уполномоченными организациями. На судах и других плавающих средствах физическую зашиты обеспечивает экипаж.

Эти непростые и весьма недешевые мероприятия имеют серьезнейший аргумент, который называется международным терроризмом. Для того чтобы сделать атомную бомбу, понадобится не меньше 25 кг обогащенного урана. Такое вряд ли по силам преступным группам в мире. Но ядерные материалы все больше интересуют террористов из-за возможности соорудить так называемую грязную бомбу - обычную взрывчатку с ядерной начинкой. Такая бомба оценивается как радиологическое оружие с поражающим фактором в виде ионизирующего излучения. Поэтому вопрос безопасности ядерных объектов стал элементом большой политики.

Импорт и экспорт

Лицензии на ввоз и вывоз ядерных материалов выдаются строго федеральными министерствами с согласованием с Агентством по атомной энергии. Если же перевозятся радиоизотопы для медицинского использования, к разрешительной деятельности подключаются органы охраны здоровья.

Очень важен «ядерный» статус страны, с которой устанавливаются импортно-экспортные отношения: если страна не обладает ядерным оружием, то экспорт может быть произведен только после подтверждения и заверения от государственных органов этой страны о том, что полученные экспортные ядерные материалы не будут использованы для производства оружия.

МАГАТЭ

Международное агентство по атомной энергии существует с 1957 года. Цель у агентства конкретная и единственная: проводить мониторинг, чтобы мирная атомная промышленность не превращалась в военную. МАГАТЭ подписывает со странами участницами договор, который называется соглашением о гарантиях.

Примечательно, что МАГАТЭ не выносит никаких политических оценок и не занимается детективными исследованиями. Агентство предпочитает работать с реальными фактами и делает свои выводы только после собственных инспекций.

Если вдруг в какой-то стране ядерные материалы переключены с мирного производства на военные рельсы, МАГАТЭ остановить этот процесс не сможет, что, собственно, и не входит в его функции. Данный случай будет представлен для обсуждения в ООН. Отчеты и выводы МАГАТЭ славятся своей корректностью и осторожностью оценок.

Функции агентства следующие:

  • поддержка разного рода исследований для мирной атомной отрасли;
  • помощь в обмене научными данными, технологиями и методами между странами;
  • формирование систем гарантий и защиты от превращения мирных атомных программ в военные;
  • разработка нормативов и стандартов в здравоохранении и безопасности.

В качестве резюме несколько слов о перспективах атомной энергетики в целом. Эти перспективы широкие и светлые. Люди найдут способы сохранения безопасности радиоактивных веществ в самом скором времени, а атомные технологии будут продолжать развиваться быстро и эффективно.

Комментарии