Круиз-контроль: принцип работы, как пользоваться

Круиз-контроль, или “автодрайв”, в автомобиле - это программно-аппаратный комплекс, который предназначен для поддержания скорости движения на определенном участке. При этом участия водителя не требуется – можно расслабиться в дальней дороге. Ноги можно убрать с педалей и держать их на полу. Впервые данная система появилась в 1958 году. Ею укомплектовали Chrysler Imperial. Эта система есть во многих современных автомобилях, встречается также в старых иномарках. А для установки на отечественные авто существуют специальные комплекты.

Принцип действия

Круиз-контроль может работать по-разному, но чаще всего используется следующая система. В наиболее простом случае это сервопривод с отрицательной обратной связью, соединенный при помощи троса или тяги с механизмом дроссельной заслонки. Если скорость автомобиля постоянна, то акселератор нажат на какой-либо определенный, постоянный угол наклона. Если включить систему, то блок управления запомнит положение педали и зафиксирует скорость.

Если при движении автомобиля скорость будет снижаться, к примеру, на подъеме, то блок управления подаст сигнал, чтобы угол наклона дроссельной заслонки изменился. Угол педали акселератора зависит от сигналов рассогласования. Так будет до тех самых пор, пока скорость не пойдет в рост.

При увеличении скорости ЭБУ подаст на сервопривод соответствующий сигнал, и подача топлива снизится. При этом подача топлива может снижаться вплоть до холостого хода. Но здесь возможны различные варианты, и зависит все от того, какой круиз-контроль установлен в автомобиле.

Если КПП механическая, то сектор акселератора может упираться в специальный упор, ограничивающий его дальнейшее движение. При этом блок управления предложит водителю сменить передачу. Если автомобиль оснащен АКПП, то передача переключится автоматически. Когда скорость достигнет заданного водителем уровня, сервопривод остановится, а сектор акселератора вернется в свое положение.

Типы систем

Сейчас существуют два вида систем круиз-контроля. Это адаптивный и пассивный варианты. Первый тип предоставляет собой классическую систему, используемую на автомобилях как с МКПП, так и с АКПП уже более чем 40 лет. Запуск осуществляется при помощи кнопок или рычагов. Такое решение может только поддерживать какую-либо постоянную скорость движения. Пассивный контроль скорости отключится, если водитель начнет нажимать на педаль тормоза или газа.

Особенности адаптивных систем

Адаптивный круиз-контроль значительно интереснее технически. Это программно-аппаратный комплекс, который, в отличие от пассивного аналога, может не только поддерживать заданную водителем постоянную скорость, но и регулирует скорость в зависимости от дорожных условий.

Для этого имеются различные датчики, измеряющие расстояние до автомобилей, движущихся спереди.

Как работает адаптивная система

Принцип действия можно разделить на два типа. Можно выделить лазерные и радарные модификации. В случае с первыми для измерения расстояния до впереди идущей машины используется луч лазера. Во втором случае для решения той же задачи применяется радиоволна.

Системы, построенные на лазерном луче, имеют более низкую стоимость. Однако по этой причине есть у них и масса ограничений и недостатков, из-за которых они не стали популярными. Так, эффективность лазерного луча значительно снижается, если на улице пасмурно или туман. Также лазер может ошибаться, если впереди идущее авто грязное.

Радарные системы всех этих недостатков не имеют, но встретить их можно только на автомобилях премиум-класса. Датчик установлен за решеткой радиатора. В процессе работы он постоянно отправляет сигнал, а затем фиксирует расстояние до автомобиля, который движется впереди. Если этот автомобиль замедляется или дистанция до авто сокращается, если между автомобилями появляется еще одни объект, то система пошлет сигнал для снижения скорости. При этом для торможения будет задействован не только силовой агрегат, но и тормозная система. Когда дорожные условия станут лучше, а препятствия будут отсутствовать, то скорость автоматически восстановится.

Адаптивная система работает на расстоянии до 200 метров. При этом скорость, которую она может поддерживать, находится в диапазоне от 40 до 120 км/ч. Диапазоны скоростей могут отличаться в зависимости от марки и модели авто. Система способна даже полностью остановить авто в пробке, а затем начать движение, когда автомобиль впереди отъедет.

Как пользоваться системой

Не все современные автовладельцы знают, что такая система установлена в автомобиле, поэтому расскажем, как включить круиз-контроль и как им пользоваться. Зачастую на руле имеются кнопки для управления комплексом. Производители чаще располагают органы управления на мультирулях. В редких случаях органы управления можно увидеть на подрулевых переключателях – такое можно видеть в старых иномарках.

Начать пользоваться этим помощником водителя совсем несложно. Для этого имеется кнопка круиз-контроля. Однако все автомобили разные, а значит, возможны нюансы.

В большинстве случаев необходимо набрать скорость, на которой планируется дальнейшее движение. Стоит учитывать, что для основной массы систем минимальная скорость составляет 40 км/ч. Далее активируют систему при помощи кнопки – на ней можно увидеть символ тахометра. После этого на приборной панели отобразится соответствующий символ. Затем в систему вводят в действие при помощи рычага или кнопки с надписью “Set”. Только после этого машина будет управляться автоматически.

Если нужно уменьшить или увеличить скорость движения, имеются кнопки “-“ и “+”. При этом меняться скорость будет пошагово – это зависит от автомобиля. В некоторых современных моделях имеются и более гибкие возможности для настройки.

Как отключить

Отключается помощник в зависимости от его вида. Для самой простой системы достаточно нажать на педаль газа или тормоза. Тогда блок управления перейдет в обычный управляемый водителем режим. Если это адаптивный круиз, то отключить его можно, нажав на педаль газа. В других случаях используется соответствующая кнопка.

Система отключится автоматически, если автомобиль начнет резко увеличивать скорость. Также автоматическое отключение произойдет, если в АКПП включить нейтральную передачу.

Как установить

Установка круиз-контроля позволит сделать машину комфортнее. В продаже можно найти механические решения, в том числе и для карбюраторных авто, а также блоки для электронной педали газа.

Для установки нужно отключить минусовую клемму аккумулятора, демонтировать пластиковые детали обшивки руля. Далее отсоединяют разъемы звукового сигнала и полостью вынимают подушку безопасности. Затем отмечают и прорезают на пластике места под будущие кнопки. Рекомендуется все тщательно проверить, прежде чем вырезать. После этого в подготовленные места вставляют органы управления, подключают колодки проводов.

Круиз-контроль, на “Форд Фокус”, скажем, установленный, после этого нужно настроить, используя соответствующее программное обеспечение. На автомобили от АвтоВАЗа схема установки будет другой. Здесь, кроме кнопок, устанавливают еще и отдельный электронный блок.

Заключение

Как видно, это полезная система, но не всегда и не для всех. Ее удобно включать в дальних поездках. При этом качество дорожного полотна должно быть очень высоким. На дорогах с большими ямами и выбоинами данное решение неэффективно. Но установить круиз-контроль стоит хотя бы для того, чтобы сделать машину более технологичной.

Комментарии