Исаак Шварц: биография, личная жизнь, творчество, фото

В статье поговорим об Исааке Шварце. Это довольно популярный российский и советский композитор. Мы рассмотрим творческий и карьерный путь этого человека, а также поговорим о его биографии. Уверяем, вас эта история не оставит равнодушными. Пройдите с композитором его путь, прочувствуйте его жизнь и окунитесь в мир прекрасной музыки!

Детские годы

Биографию Исаака Шварца начнем рассматривать с того, что он появился на свет в мае 1923 года в Сумской области Украины. Родился в семье евреев. У него уже были две старшие сестры, Мария и София. Девочкам с детства прививали интерес к музыке и чтению, поэтому Исаак быстро его перенял.

Дед со стороны отца имел духовный сан. В начале прошлого века он из Прибалтики перебрался в Полтавскую губернию. Оттуда в 1930 году семейство приехало в Ленинград, где проживало в самом сердце города, в 80 км от Невского проспекта.

Отметим, что Исаака Шварца в семье не считали особо талантливым по сравнению с дочерьми. Мальчик занимался в Доме художественного воспитания и изучал игру на рояле. Немного позже он брал индивидуальные уроки у пианиста и педагога Леонида Николаева.

Когда мальчику было 12 лет, он одержал победу на конкурсе юных талантов, который проходил в Ленинградской филармонии. Как говорил сам композитор, базового музыкального образования в детские годы он так и не получил. А уже через год молодой парень снимался в кино под названием «Концерт Бетховена».

Темный период

Плохой период в семье наступил после того, как было совершено убийство Кирова. Это событие вызвало череду репрессий в городе.

Для начала отметим, что Исаак очень любил своего отца. Иосиф Шварц был филологом и профессором в Ленинградском университете. Также у него был красивый сильный баритон, но он не стал реализовывать его в музыке. Так вот, зимой 1936 года Иосифа арестовали. На старости лет Исаак вспоминал, что от потрясения и горя он несколько месяцев плакал каждую ночь. А вскоре Иосифа осудили и сослали в лагерь. В итоге в 1938 году его расстреляли в Магадане.

Всю свою жизнь Исаак помнил о последней встрече с отцом, которая произошла в ленинградской тюрьме. Семья, которая осталась без своего кормильца и всего имущества, была выслана в Киргизию. Мать мальчика, Рахиль Бергер, имела диплом Киевского коммерческого института. Изначально она преподавала математику и русский язык, но в столице Киргизии ей пришлось работать на швейной фабрике.

Уже в 14 лет Исаак давал первые уроки игры на фортепиано. Он обучал отпрысков чиновников. В это же время его старшая сестра София была студенткой консерватории и талантливой пианисткой. Именно она познакомила брата с великолепными творениями Моцарта, Чайковского, Бетховена и т. д.

Свой путь

В 1938 году Исаак Шварц, фото которого мы видим в статье, начинает обучаться у Владимира Фере. После этого он работает тапером в летнем кинотеатре. Там на него обращает внимание Иван Коваль-Самборский, который пророчит ему великое будущее. Впоследствии критики еще не раз упомянут юношескую работу Исаака в качестве тапера и скажут, что именно она позволила ему прочувствовать кинематограф.

Перед началом войны герой нашей статьи работал концертмейстером в Государственном театре Киргизии.

Период войны

Когда началась война, Исаак уже руководил хором и оркестром. Попав на фронт, стал сапером. В 1942 году его контузило под Харьковом. Около года он восстанавливался в госпитале. После выздоровления, в 1943 году, он женился на Соне Полонской, которая тоже была пианисткой. На самом деле, он знал ее с детства, поэтому они были очень близки. Вскоре у пары родилась дочь Галина.

Профессиональный рост

В 1945 году композитор Исаак Шварц возвращается в Ленинград и поступает в Государственную консерваторию имени Римского-Корсакова. Там он обучался в классе Бориса Арапова и Шостаковича. Уже в то время музыка Исаака Шварца имела определенный уровень, что отмечали его преподаватели. Во время обучения он писал романсы на стихотворения Фета, Пушкина, Гейне и т. д. Известно, что именно эти романсы в будущем исполняли талантливые певцы, такие как Надежда Вельтер и Сергей Шапошников. Также известно, что во время обучения в обсерватории Шварц брал уроки у Ореста Евлахова. Именно под его руководством он написал «Думу о Родине».

Заработки

В 1946 году Исаак учится играть на аккордеоне и регулярно на каникулы уезжает на заработки. Он отправляется в поселок Сиверский, работает в детских лагерях, на дискотеках, в домах отдыха. Параллельно с этим обучает детей.

Свое первое серьезное произведение мужчина пишет в 1954 году. Он сочиняет симфонию "Фа-минор", которая рассказывает о молодом человеке и его пути. Именно она позволила ему получить свой первый крупный успех. Премьера состоялась осенью того же года, а затем симфония еще много раз звучала в Ленинградской филармонии.

Написание музыки к спектаклям и балетам

Спустя 2 года после своего дебюта композитор пишет музыку к спектаклю «Идиот». После этого он работает над спектаклями «Горе от ума», «На всякого мудреца довольно простоты», «Доходное место» и т. д. Позже Исаак отмечает, что сотрудничество с театральными режиссерами оказало положительное влияние на его профессиональный рост. Всего он написал музыкальное сопровождение к 35 постановкам.

Работа в кино

Как вы уже поняли, никогда не прекращал своего профессионального и творческого развития Исаак Шварц. Музыка к кинофильмам далось ему довольно легко, поэтому он быстро добился успеха в этой сфере.

В 1958 году ему предложили написать музыку к фильму «Неоплаченный долг». После этого последовало еще несколько предложений, которые он с радостью принял. Исаак сотрудничал с абсолютно разными непохожими кинорежиссерами, у каждого из которых был свой стиль и своя манера.

Мелодии Исаака Шварца были очень востребованы и популярны. Режиссеры отмечали, что он умеет подобрать музыку к абсолютно любому, даже самому необычному и странному сценарию. Мужчина написал музыкальное сопровождение более чем к 125 кинолентам, среди которых есть шедевры не только русского, но и мирового кино. Самому Шварцу более всего нравилось писать музыку к романтическим мелодрамам.

Семья

Естественно, для Исаака Шварца музыка была почти всем, но тем не менее он стремился к семейной жизни. Так, он был женат дважды. Как мы говорили выше, его первая супруга – Соня Полонская. Пара была вместе с 1943 по 1960 год.

В 1979-м мужчина женился на Антонине Нагорной, которая была по образованию экономистом. Ему было 56 лет, а ей всего 20, но они счастливо жили до самой его кончины. В 2011 году она стала директором Мемориального музея Исаака Шварца.

Сотрудничество с Булатом Окуджавой

Шварца и Окуджаву сближали не только общие творческие интересы, но и судьба. Они были почти ровесниками, и их отцов считали врагами народа. Оба жили далеко от родных краев, воевали, были ранены на фронте. Сотрудничество этих мастеров был очень плодотворным. В итоге получилось создать 32 песни и романса.

«Любовь и разлука» Исаака Шварца – романс, который он сам очень ценил и любил. Он был написан в результате совместной работы с Булатом Окуджавой. Среди любимых и значительных работ этого периода следует отметить такие: «Эта женщина в окне», песни из ленты «Соломенная шляпка», песня Верещагина из кинофильма «Белое солнце пустыни».

Исаак Шварц: «Белые ночи»

«Мелодии белой ночи» – это художественный фильм, который был снят Сергеем Соловьевым в 1976 году. Его премьера состоялась осенью 1977-го. Музыку написал Исаак Шварц. В итоге эта работа была очень высоко оценена. Критики говорили, что фильм сопровождается поистине божественной музыкой. Считается, что это одна из лучших работа композитора.

После этого триумфа он продолжал сотрудничать с Сергеем Соловьевым. Так, герой нашей статьи писал музыку ко многим его лентам, а именно к фильмам «Предложение», «Станционный смотритель», «100 дней после детства», «Дядя Ваня», «Избранные», «Наследница по прямой».

Песни и романсы Исаака Шварца пользовались большой популярностью на протяжении всей его карьеры. Его успех не был волнообразным, он всегда оставался стабильным. В 1976 году советско-японский фильм «Дерсу Узала» получил «Оскар». Музыку к нему писал Шварц. Режиссер фильма Акира Куросава приезжал в Советский Союз для того, чтобы поработать с разными советскими композиторами, и в итоге его выбор пал именно на Шварца. Он невероятно восхитился его элегией из кинофильма «Станционный смотритель».

Уверенный курс вперед

В 1988 году композитор написал музыку к фильму «Приговоренные». Это была трагическая картина, которая перекликались с личным горем мужчины, а именно со смертью его отца. В 1990 году был снят документальный фильм «Будь ты проклята, Колыма!». Композитор принимал участие в написании музыки к этому фильму и поразил всех своей невероятной импровизацией.

Исаак трижды получал кинопремию «Ника». Первый раз это случилось в 1993 году за музыку к кинолентам «Лунапарк» и «Белый король, Красная королева». Второй раз его наградили в 2001 году за романс к мелодраме «Послушай, не идет ли дождь». Наконец, в третий раз мужчина был награжден в 2002 году за музыку к кинофильму «Дикарка».

Шварц говорил, что не любит телесериалы и не смотрит их. Тем не менее по иронии судьбы сложилось так, что свои последние работы он связал именно с сериалами. Так, он написал музыку к 12-серийному сериалу «Шахматист» и саге из 4 серий «Дом на набережной».

В преклонном возрасте он говорил, что может выделить 2 самых любимых работы – «Станционный смотритель» и «Звезда пленительного счастья».

Желтые звезды

Последним серьезным произведением композитора является концерт для оркестра «Желтые звезды» в 7 частях. Идея такой масштабной работы пришла к нему после прочтения «Записок узницы каунасского гетто», которые невероятно поразили мужчину. Исаака впечатлил момент, когда накануне казни многих людей праздновался очень веселый еврейские праздник. Критики назвали «Желтые звезды» гимном мудрости, чувства собственного достоинства и мужества. В Москве премьера состоялась осенью 2000 года.

Сиверский отшельник

С 1964 года мужчина жил в дачном районе в поселке Сиверский. Там он провел около 45 лет. Песни Исаака Шварца, написанные здесь, до сих пор волнуют и будоражат людей, которые их слушают. Именно здесь, в 70 км от Питера, он встречался с Владимиром Высоцким, Акирой Курасавой, Иннокентием Смоктуновским, Сергеем Соловьевым, Андреем Мироновым, Иосифом Бродским, Олегом Басилашвили и Булатом Окуджавой. Мы перечислили далеко не всех, ведь у «Сиверского отшельника», как его тогда называли, побывали многие известные деятели культуры. Интересно, что со всеми ними он поддерживал действительно дружеские отношения. Так, в 1964 году он подключил свои связи, чтобы помочь Бродскому вернуться в Ленфильм.

Интересно, что сам Исаак Шварц считал непревзойденным творчество таких композиторов, как Родион Щедрин, Микаэл Таривердиев, Геннадий Гладков. Несмотря на то что Шварц жил в поселке возле Питера, в самом городе у него была квартира. Однако в ней он появлялся очень редко. Творческие посиделки и вечера он любил проводить в библиотеке имени Майкова.

Помимо недолгих путешествий в Северную столицу Шварц также ездил к своим близким родственникам в Одессу, Киев, Москву. Там он не только работал, но и отдыхал, лечился. Так, известно, что он бывал в Доме ветеранов кино, который находился возле дачи Сталина в Кунцево.

Смерть

Исаак Шварц покинул этот мир 27 декабря 2009 года. Он умер во сне вечером. Похороны состоялись уже через 3 дня. Мужчина похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Согласно его воле, похороны проходили по еврейским обычаям.

Характер и привычки

Люди, которые работали с этим композитором, говорили о том, что он отличался вежливостью и терпеливостью. Он внимательно относился к различным возражениям, но при этом в принципиальных вопросах всегда был настойчив. Прежде чем начать работу, пытался уточнить все спорные моменты и нюансы. Только после этого он уединялся и начинал творить.

Любил дирижировать самому себе и петь вместе с оркестром. В плохие периоды жизни он отстранялся от людей не отвечал на звонки. Очень мало спал и постоянно курил, как вспоминают его товарищи.

Его друзья говорили о том, что когда Исаак воодушевленно о чем-то рассказывал, его нельзя было ни в коем случае перебивать. Также близкие люди отмечали, что он был очень общительным, высоко ценил дружбу и обладал невероятной мужской привлекательностью. Он славился пристрастием к женщинам, но при этом был абсолютно не высокомерен.

Сам себя считал последователем романтических традиций и принципиально подчеркивал, что никогда не работал в экспериментальных стилях и в стиле музыкального модернизма. Когда он писал музыку для кино, то всегда предпочитал оркестр, если бюджет это предусматривал. Не очень любил работать с синтезаторами.

К различным статьям и оценкам своего творчества относился довольно спокойно. Не считал себя суперзвездой и относился к признанию с легкой насмешкой. Подводя итог, отметим, что Исаак Шварц был необыкновенной личностью. Он умел очень тонко чувствовать музыку и жизнь. Это был очень интеллектуальный и духовный человек, одаренный огромным талантом.

Комментарии
1
Спасибо за прекрасные слова о прекрасном композиторе.