Гленн Миллер: биография, семья, лучшие композиции, фото
Одно упоминание имени Гленна Миллера вызывает у поклонников его творчества бурю положительных эмоций. Об этом выдающемся человеке снимались фильмы, транслировались телепередачи, писались книги. Однако существует ряд интереснейших фактов, которые редко упоминаются. Им-то и будет посвящена данная статья.
Популярность в Советском Союзе и России
Согласно рейтингам американских и европейских журналов, наиболее выдающимися джазовыми музыкантами меломаны чаще всего называют Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Чарли Паркера, Майлза Дэвиса, Диззи Гиллеспи и других. Гленна Миллера, как правило, в этих списках нет.
И даже если речь заходит не о джазе в целом, а о свинге - направлении, в котором прославился герой настоящей статьи, - то и здесь первенство обычно принадлежит Бенни Гудмену или Арти Шоу. В нашей же стране дела обстоят иначе. В Советском Союзе оркестр Гленна Миллера был самым любимым зарубежным джазовым коллективом.
Кинематограф
С чем же связана такая высокая популярность этого биг-бенда в России? Объясняется данное обстоятельство тем, что музыка Гленна Миллера прозвучала в голливудском фильме «Серенада солнечной долины». Эта лента была показана в СССР после Великой Отечественной войны в процессе культурного обмена между странами-союзниками.
Появление на экране джазовых музыкантов, исполняющих зажигательные ритмичные композиции вместе с романтическими балладами, вызывало восторг у миллионов граждан нашей страны. Прокат фильма возобновлялся несколько раз, вплоть до начала шестидесятых годов.
Говорят, что в Советском Союзе опытные люди могли предсказать дальнейшую политику государства в области культуры по музыке Гленна Миллера. Если в новогодней программе показывали отрывки из «Серенады Солнечной долины», это означало, что все будет нормально. Если же нет, то следовало ждать многочисленных запретов.
Субкультура
Знаменитое движение стиляг было также вдохновлено музыкой Гленна Миллера, звучавшей во время киносеансов, а затем с самодельных грампластинок, которые продавались «из-под полы». Во времена застоя фильм «Серенада Солнечной долины», как и вся западная культура, снова оказался не в почете у правительства. Поэтому на какой-то отрезок времени советские люди перестали его созерцать, как, впрочем, и слышать музыку оркестра Гленна Миллера.
В эпоху перестройки ленту многократно показывали по телевизору в новогодние праздники. Поэтому у множества людей в нашей стране этот фильм прочно ассоциируется с зимним временем года.
Музыка в семье Гленна Миллера
Всемирная слава пришла к музыканту достаточно поздно, когда ему уже было далеко за тридцать. Поэтому можно сказать, что его музыкальный путь был долгим. Знакомство с музыкой произошло в раннем детстве в доме родителей, которые любили искусство.
В доме, который снимали родители будущего музыканта, был небольшой орган, на котором его мама играла краткие пьесы собственного сочинения. Все дети собирались вокруг инструмента и восторженно слушали, словно завороженные. Когда дети пошли в школу, им приходилось ездить на занятия в ближайший город, так как семья обитала тогда в сельской местности. Во время различных семейных поездок мама обычно начинала петь шуточную песню об учебе, а дети ее подхватывали.
Гленн Миллер обожал музыку. В отличие от своего имени. При рождении его назвали Олтон, но мальчик терпеть не мог, когда его так называли. Поэтому он предпочитал представляться своим вторым именем, которое и стало известным во всем мире.
С раннего возраста парень играл на мандолине. Также он освоил корнет (так называлась труба в военных оркестрах). Последний инструмент был в то время очень распространен, особенно в южных штатах, где в начале века находилось много военных частей, в каждой из которых был свой музыкальный коллектив.
Со временем число оркестров сократилось, а медные духовые передавались по наследству детям и внукам военных музыкантов. Так было в Новом Орлеане, где зародился джаз и где самый знаменитый трубач всех времен и народов - Луи Армстронг - в юности играл на военном корнете. Похожим образом труба попала в руки и к маленькому Гленну Миллеру, нынче всемирно известному музыканту, игравшему на тромбоне. Заполучить его было заветной мечтой будущего джазмена. Осуществить ее удалось в двенадцатилетнем возрасте. Чтобы купить инструмент, юному музыканту пришлось в течение долгого времени работать на ферме, доить коров.
Другая страсть
Немногие знают, что основатель и первый руководитель легендарного оркестра Гленна Миллера в школе серьезно занимался футболом. Он играл в команде, ставшей чемпионом штата. Тогда Гленн Миллер был назван лучшим левым нападающим по итогам всего турнира.
И снова музыка
Но к выпускному классу увлечение музыкой вытеснило другие интересы из жизни юноши. Он с несколькими друзьями создал свой первый оркестр. Постоянные репетиции отразились на успеваемости Гленна. Поступив в университет, он не проучился там и одного года - был отчислен после того, как провалил три из пяти экзаменов.
Но юноша не жалел об этом. Он уже к тому времени выбрал для себя путь музыканта.
Музыкальное образование
Во время учебы в университете, он также посещал курсы музицирования Джозефа Шиллингера. Этот выдающийся педагог разработал систему, благодаря которой можно было научить человека создавать музыкальные произведения. Уникальность этой методики заключалась в том, что Шиллингер не концентрировался на каком бы то ни было определенном жанре, а давал универсальные знания по предметам, необходимым будущим композиторам.
Его учениками в разное время были Бернстайн, Бенни Гудмен, Арти Шоу и некоторые другие деятели, прославившие американскую культуру. Кстати, этот педагог был советским иммигрантом. До переезда в США он преподавал композицию в Харьковской консерватории. Он также писал музыку для одного из первых в мире синтезаторов - терменвокса. Параллельно с процессом изобретения этого прибора он учился в консерватории.
Карьера исполнителя
Гленн Миллер вскоре получил известность высококлассного тромбониста. Одно за другим поступали предложения от популярных оркестров: они предлагали музканту присоединиться к ним. В двадцатых годах он принимал участие в концертах и студийных записях коллективах Бенни Гудмена и братьев Дорси.
Написанная совместно с Бенни Гудменом мелодия Гленна Миллера тогда получила первые отклики от слушателей, после чего стала набирать обороты популярности.
Зачатки собственного стиля
В 1930 году оркестр Гленна Миллера аккомпанировал известному английскому певцу. Именно тогда появилась знаменитая формула фирменного звучания. Солирующим инструментом в биг-бенде стал кларнет. Саксофоны же играли ему в аккомпанемент.
Эра свинга
Такое название получил в музыкальных кругах период с середины тридцатых годов XX века до конца сороковых. Тогда появилось направление джаза, предназначенное не только для слушания, но и употреблявшееся в качестве танцевальной музыки. Родилось это явление как реакция на великую депрессию - сильнейший финансовый кризис в истории Соединенных Штатов Америки.
Чтобы забыть о безработице, сухом законе, разгуле мафии и других негативных сторонах жизни, людям нужно было хорошее развлечение. На помощь народу пришла джазовая музыка. Теперь она стала более ритмичной, нежели это было раньше. В городах Америки один за другим открывались огромные танцевальные залы. Названия некоторых из них, (например, «Савой») дошли до сегодняшнего времени благодаря заголовкам джазовых композиций.
Эти заведения были местом, где торжествовала свобода. Там часто можно было увидеть чернокожую девушку, танцующую с белым парнем. В каждом из таких клубов был свой собственный оркестр. Бенни Гудмен, Арти Шоу, Джин Крупа и многие другие прославились благодаря выступлениям в подобных местах.
Большую роль в популяризации свинга сыграло и радио. Бенни Гудмен был первым руководителем оркестра, чей коллектив регулярно (каждую неделю) давал полноценный концерт в прямом эфире. Такой способ передачи музыки был не только новым, но и демократичным. Для того чтобы послушать композиции любимого коллектива, теперь не нужно было покупать пластинки - достаточно было самого дешевого радиоприемника. Поэтому джаз стал одним из наиболее популярных направлений своего времени и быстро расширил границы своей аудитории.
Музыкальные фильмы
Музыка оркестра Гленна Миллера тоже нашла свой путь к слушателям. Этот коллектив, как уже говорилось в статье, снимался в музыкальных фильмах. Первым из них был «Радио 1936 года». В нем уже заключалась предпосылка к будущему шедевру – «Серенаде Солнечной долины», так как в ленте снимались певица Дороти Дендридж и танцоры Братья Николас.
Кроме того, были сняты фильмы «Жены оркестрантов» и «Свидание вслепую».
Критика
Инструментальные композиции и песни Гленна Миллера были настолько популярны, о них было сказано и написано много прекрасных слов музыкантами разных поколений. Луи Армстронг признавался, что любит эти композиции. Фрэнк Синатра говорил, что его ранние записи - ерунда по сравнению с блестящей музыкой, которую играл Гленн Миллер и его оркестр. Кстати, участники коллектива великого тромбониста часто играли и на записях Синатры. Такая востребованность этих исполнителей еще раз подтверждает высокий класс их мастерства.
Русский рок-музыкант Борис Гребенщиков признается:
Для меня музыка Гленна Миллера — не сегодня и не вчера — она вне всякого времени, как огонь в очаге. И также греет.
Но не только положительные отзывы можно встретить о данной музыке. Так, другой знаменитый кларнетист и руководитель собственного оркестра - Арти Шоу говорил о творчестве своего коллеги: «Это его музыка должна была умереть, а не он сам».
Как правило, инструментальные композиции и песни Гленна Миллера критикуют за чрезмерную коммерческую направленность. Многие также считают, что свинг вообще нельзя называть джазом. Как бы то ни было, приверженцы и того и другого мнения принимают тот факт, что Гленн Миллер (фото смотрите в статье) оказал мощное влияние на развитие современной музыки.
Правила музыканта
Молодой тромбонист статьи сочетал в себе два качества, которые многим могут показаться взаимоисключающими: был великим музыкантом и талантливым менеджером. Он требовал от каждого участника своего коллектива безупречного внешнего вида на выступлениях, синхронности движений (знаменитые взмахи трубами в разные стороны). Вместе с этим, звучание оркестра всегда оставалось идеально чистым.
Истинный патриот
Парадоксальность этой личности состоит еще и в том, что вместе с любовью к коммерческому успеху и стремлением к популярности в этом человеке присутствовал неподдельный патриотизм. В годы Второй Мировой войны, чтобы поддержать своих сограждан, отправлявшихся на фронт, он стал руководителем военного оркестра, распустив свой биг-бенд на самом пике его популярности. Получив разрешение на такую деятельность у министра обороны, Миллер сначала возглавляет небольшой (15 музыкантов) танцевальный оркестр.
Затем ему доверяют и более серьезные коллективы, и наконец, большой военный оркестр авиации, для которого Гленн Миллер пишет марши в джазовом стиле.
Реформатор военной музыки
Марши Миллера отличались от классических образцов этого жанра. Композитор привнес в них элементы негритянской музыки. Например, в качестве темы для одного из них он использовал блюзовую мелодию Basin street blues.
У такого нововведения было много противников. Однако и сторонников того, чтобы военная музыка зазвучала в джазовом стиле, тоже нашлось немало. Победа была на стороне последних. Новый оркестр Гленна Миллера получил широкую популярность не только у себя на Родине, но и в других странах.
Туманный Альбион
Военный оркестр под управлением майора Гленна Миллера был приглашен в Англию. Эти гастроли были в полном смысле слова триумфальными. Коллектив выступал перед зрителями каждый вечер в течение нескольких недель.
Предзнаменование
Следующей страной в этом туре была Франция. Оркестр должен был прилететь в Париж накануне наступающего 1945 года. Через несколько часов после того, как музыкант покинул здание, где он жил в Англии, дом был полностью разрушен в результате бомбардировки.
Трагедия
Гленн Миллер вылетел в столицу Франции, самостоятельно пилотируя самолет. Была облачная погода. Внезапно с летательным аппаратом пропала связь. Нигде вблизи намеченного маршрута самолет музыканта не приземлялся. Следов авиакатастрофы также найдено не было ни на земле, ни в океане.
Поэтому ходят многочисленные легенды о том, что великий джазмен не погиб, а устав от бремени славы, решил скрыться от чрезмерного внимания публики. Некоторые поклонники уверены в том, что их кумир дожил до глубокой старости под чужим именем. Впрочем, подобные версии событий возникали после смерти многих безвременно ушедших звезд.
Гленн Миллер был посмертно награжден орденом Бронзовой звезды за самоотверженное служение Родине. Что касается музыкальных наград, то из-за их огромного количества полный список привести невозможно. Стоит озвучить хотя бы тот факт, что три композиции в исполнении оркестра Гленна Миллера включены в Зал славы «Грэмми».
Личная жизнь
Гленн Миллер познакомился с будущей женой во время учебы в университете. Он был увлечен очаровательной девушкой и вскоре сделал ей предложение. Единственным препятствием для заключения брака стал финансовый вопрос - у молодого музыканта не было достаточно денег. Здесь на помощь пришел старый друг Гленна - Бенни Гудмен. Он дал необходимую сумму в долг.
У Гленна Миллера осталось два ребенка. Один из них - Стив Миллер - продолжает дело отца. И в данном случае поговорка о том, что на детях гениев природа отдыхает, не нашла своего подтверждения. Стив возглавляет собственный блюз-роковый коллектив, в котором в свое время играл на бас-гитаре сам Пол Маккартни.
Память о композиторе
Альбомы Гленна Миллера, записанные с его оркестром и с другими музыкантами, неоднократно переиздавались после его смерти.
Всего известно более тридцати дисков, в записи которых он принимал участие. Сборников же с названиями вроде "Гленн Миллер: лучшее" было издано бесчисленное количество. Обложка одного из них представлена ниже.
В первой половине пятидесятых годов в Голливуде вышел фильм «История Гленна Миллера».
Лента получила награду американской киноакадемии «Оскар». Ноты Гленна Миллера впервые вышли в свет раньше, чем его студийные записи. Это случилось в конце двадцатых годов. Тогда мир увидел печатный сборник «125 соло для кларнета».
Любимые мелодии
Как уже было сказано, этот оркестр отечественный слушатель узнал благодаря фильму «Серенада Солнечной долины». В нем прозвучали произведения Гленна Миллера: «Лунный свет», «Поезд на Чаттанугу», «Полька поцелуев» и другие. Первая из названных композиций была написана еще во время учебы музыканта у знаменитого профессора Йозефа Шиллингера.
Интересная ситуация получилась с другим произведением из репертуара оркестра. Речь идет о «В настроении» Гленна Миллера. На самом деле, ее написал Джо Гарленд. Но многие меломаны ошибочно считают ее автором Миллера.
Первые записи
Немногие знают, что два титана свинга - Гленн Миллер и Бенни Гудмен – в начале своей музыкальной карьеры играли в одном оркестре.
У трубача того коллектива был фонограф. Этот прибор для записи звука был предшественником проигрывателей грампластинок. Музыка записывалась на металлическую заготовку цилиндрической формы.
И вот, благодаря такому аппарату, звук тромбона Гленна Миллера и кларнета Бенни Гудмена оказались запечатлены. Впоследствии эти записи вышли на пластинке.
Казино "Гленн Айленд" стало в тридцатых годах местом регулярных выступлений недавно сформировавшегося оркестра Гленна Миллера. Впервые услышав фирменный звук (солирующий кларнет в сопровождении саксофонов), публика буквально сходила с ума.
Именно во время одного из концертов в "Гленн Айленде" была записана композиция «В настроении». Для Гленна Миллера это произведение стало знаковым. После выхода пластинки он стал настоящей суперзвездой.
Современные оркестры
После Второй мировой войны оркестр Гленна Миллера возродился. Им стал руководить Текс Бенек, который играл перед войной в оригинальном коллективе на саксофоне и пел. В 1950 году этот состав распался. Тем не менее, интерес к музыке Гленна Миллера оставался высоким. Этому способствовали и записи других оркестров, подражавших знаменитому биг-бенду. А также львиную долю популярности принес упомянутый фильм о Гленне Миллере с Джеймсом Стюартом в главной роли.
Право на использование названия оркестра перешло к другому коллективу в 1956 году. Этим биг-бендом руководил Рэй Мак-Кинли. Данный музыкант в начале сороковых играл на ударных в оркестре военно-воздушных сил, который возглавлял Гленн Миллер. Этот коллектив существует и в настоящее время. Также лицензию на использование имени великого музыканта имеют несколько коллективов: оркестры Гленна Миллера Великобритании и Европы (Франция), а также некоторые другие ансамбли.