Социальные институты: виды, понятие и функции

Общество – это сложная система, которая обладает свойством развития и динамики. В условиях переменчивости внешней среды изменения социума неизбежны. Учитывая необходимость сбережения основополагающих отношений, обеспечивающих устойчивость человеческого общества как целостного элемента, на высшем законодательном уровне принимаются меры по их жесткому и беспринципному закреплению, при котором не допускаются даже минимальные самопроизвольные перемены.

Наиболее важные социальные отношения фиксируются в форме нормативных предписаний, соблюдение которых должно быть неукоснительным для всех членов общества. Параллельно с этим разрабатывают и наделяют юридической силой систему санкций, гарантирующую безусловное исполнение фундаментальных норм.

Что такое социальный институт?

Формы организации и регулирования общественной жизни складывались исторически. Каждая из них представляет собой конкретную систему отношений между людьми. Процесс формирования и результат закрепления данных систем именуют институционализацией. Таким образом, можно говорить о различных видах социальных институтов, где каждый из них затрагивает отношения в семье, государстве, образовательной сфере и т. д.

Это наглядные примеры уже имеющихся в социальной системе институтов. Благодаря им появляется возможность стандартизовать отношения, регулировать деятельность их участников, привлекать к ответственности за поведение, не соответствующее принятым нормам. Тем самым гарантируется стабильность и устойчивость общественного уклада.

Структура

Вне зависимости от вида социального института, каждый из них охватывает целый ряд элементов. Все составляющие можно объединить в несколько основных категорий. Для детализации понятия «социальный институт» (видам и функциям также будет выделен отдельный раздел в статье) разберем его элементы на примере семейных отношений. В данном случае представляется возможным выделить пять категорий элементов:

  • духовно-идеологические – к ним относят чувства, идеалы, общепринятые и личные ценности (например, любовь, симпатия, чувство ответственности, желание совместно воспитывать детей и пр.);
  • материальные — приобретение совместной недвижимости, легкового авто, семейный бизнес и т. п.;
  • поведенческие — душевность, терпимость, доверие, оказание взаимной поддержки, готовность идти на компромисс или, наоборот, поставить ультиматум,;
  • культурные и символитические — семейные традиции, свадебные ритуалы, обручальные кольца, празднование годовщины и т. д.;
  • регистрационные и документальные — фиксация актов гражданского состояния (рождения, смерти, вступления в брак, расторжения брака, смена фамилии и т. д.), оформление алиментов, система социального обеспечения многодетных семей, матерей-одиночек, лишенных кормильца.

В чем особенность

Никто специально не придумывал ни один из видов социальных институтов. Структура каждой общественной системы образуется сама по себе ввиду потребностей определенной группы людей. Яркий пример тому - создание института милиции с целью охраны общественного правопорядка. Сам процесс институционализации отношений в конкретной сфере заключается в упорядочивании, стандартизации, оформлении и организации на законодательном уровне тех правил, норм и обычаев, под которыми подразумевается та или иная социальная система.

Особенность каждого социального института состоит в индивидуальности. Несмотря на то что все они основаны на общественных связях, отношениях и взаимодействиях отдельных лиц или их групп, речь идет об относительно самостоятельном социальном образовании с собственным планом развития. В данном контексте понятие и виды социального института корректнее было бы рассматривать в качестве организованной подсистемы с постоянной структурой, но с вариативными элементами и функциями.

При этом утверждение ценностей и идеалов в единой социальной системе еще не означает, что данный социальный институт будет полноценно функционировать. Для того чтобы все подсистемы эффективно взаимодействовали друг с другом, важно признание социумом каждой из них. Именно поэтому важная роль в процессе социализации общества отводится институту образования. Его задача – обучение членов общества социокультурным ценностям.

Роль социальных организаций

Помимо социальных институтов, значение имеют социальные организации – структурных общественных единиц, которые представляют собой одну из форм упорядочения связей, отношений и взаимодействия индивидов как внутри социальной группы, так и вне ее. Для социальных организаций характерны следующие черты:

  • их создают исключительно для того, чтобы достичь определенных целей;
  • они помогают удовлетворять интересы человека и гражданина в том объеме, который установлен законодательными нормами, моральными ценностями;
  • они способствуют эффективной деятельности своих участников за счет разделения труда по функциональному признаку.

Примером самой сложной и в то же время значимой социальной организации является государство. Это публично-властный институт, центральные позиции в котором занимает аппарат власти. Неотделимым элементом в данной системе является гражданское общество, которое существует при любом режиме правления – как при демократическом, так и при авторитарном.

В центр гражданского общества всегда ставят суверенную личность – человека и гражданина, имеющего права на жизнь, личную свободу, собственность. Если же говорить о ценностях и приоритетах гражданского общества, то здесь наиболее значимыми является верховенство права, демократические свободы, политический плюрализм.

Для чего нужны социальные институты, их функции и предназначение

Отношения в обществе складываются на протяжении многих сотен лет. Они претерпевают ряд изменений, развиваясь вместе с социумом. При этом огромное значение имеет своевременность законодательного оформления возникающих изменений. В противном случае система отношений дает сбой, деградируют все виды социальных институтов, функции, которые возложены на них, перестают выполняться, что и препятствует естественному общественному прогрессу. Поэтому основным предназначением каждого социального института является:

  • поддержание и улучшение демографических показателей в государстве (в большей степени данная функция возлагается на институт семьи);
  • социализация индивидуумов за счет молодого поколения – важно передать новым членам общества опыт, накопленный во всех сферах общественной жизни, приемлемые нормы поведения и взаимодействия;
  • распределение, обмен и рациональное потребление ресурсов, материальных, интеллектуальных и духовных благ;
  • обеспечение безопасности членов социума или их отдельных групп посредством применения моральных и правовых норм, обычаев, административных и уголовных наказания.

Основные процессы институционализации

Чаще всего авторы выделяют такие виды и типы социальных институтов:

Экономический

Политический

Духовный

Семейный

· собственность

· торговля

· промышленное производство

· финансы

· заработная плата

· сельское хозяйство

· государство

· политические партии

· армии

· судебная власть

· реформы

· выборы

· внешняя политика

· наука

· образование

· религия

· духовенство

· моральное воспитание

· этикет

· искусство

· культура

· семья

·материнство

· отцовство

· брак

·сожительство

· алименты

· дети

· опека

· наследство

Каждому виду социального института присущи свои функции и предназначение. Так, например, политические системы устанавливают власть и механизм управления обществом, обеспечивают суверенитет и территориальную неприкосновенность государства, задают курс идеологических ценностей и интересов различных социальных слоев.

Любой из видов социально-экономических институтов направлен на эффективное развитие экономики. Отношения собственности закрепляют материальные ценности за конкретным владельцем, позволяя ему получать прибыль от своего имущества. В свою очередь деньги служат всеобщим эквивалентом в натуральном обмене товарами, а заработная плата является прямым вознаграждением за труд. Благодаря экономическим институтам система производства и торговли тесно соприкасается с другими сферами общественной жизни.

Развитие науки, сферы образования, искусства и культуры – все это духовные институты, которые нужны для поддержания в обществе моральных ценностей. Главная цель, которая преследуется в данной области – сбережение и приумножение культурных ценностей в социуме.

Семья как вид социального института

Говоря о семье, в первую очередь стоит отметить, что эта система отношений является ключевым звеном всей социальной цепи. Люди восполняют общество, приходя в него из семьи. Именно здесь вырастает личность, индивидуум. Только семьи способны задать тон общественной жизни в целом, поэтому крайне важно, чтобы в них царил мир и благополучие.

С научной точки зрения, семья — это группа людей, основанная на официальном заключении брака или кровном родстве. Члены семьи связаны ведением совместного хозяйства, взаимными обязанностями и ответственностью. При этом семья и брак не являются равными понятиями. Брак – это союз мужчины и женщины, при заключении которого порождаются права и обязанности супругов по отношению друг к другу, своим родителям и детям.

После перехода общества от натурального хозяйства к промышленному производству постепенно разрушались традиционные патриархальные устои. На смену им пришли супружеские отношения. С тех пор семейный состав – это муж, жена и дети. Такую семью называют нуклеарной и проходит она несколько этапов:

1. Образование семьи – заключение брака.

2. Начало периода деторождения — появление на свет первого наследника.

3. Завершение деторождения – появление на свет последнего потомка.

4. Вступление в брак взрослых детей. Социологи называют этот этап «пустое гнездо».

5. Смерть одного из супругов – прекращение брака, конец семьи.

Функции семейных институтов в социуме

Миссия, которую несет каждая семья, как ячейка общества, выстраивается по нескольким направлениям. Задачи, которые стоят перед всеми видами социальных институтов, и функции семьи имеют массу сходств. Основными из них являются:

  • Репродуктивная. Подразумевается инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. При этом важно, чтобы потомство воспроизводилось биологически, интеллектуально и духовно здоровым – только такой ребенок сможет перенять азы духовной, материальной и интеллектуальной культуры, накопленной предыдущими поколениями.
  • Воспитательная. Именно в этом социальном институте происходит первичная социализация человека. Для полноценного развития личности семья имеет первостепенное значение.
  • Экономическая. Подразумевается ведение членами семьи общего хозяйства, а также экономической поддержке несовершеннолетних, нетрудоспособных по болезни и возрасту. Советское государство, внося свой вклад во все виды социальных институтов, затронуло и институт семьи. Впрочем, и нынешняя система оплаты труда не имеет принципиальных отличий от предшествующей. Особенность заключается в том, что на среднестатистическую зарплату ни холостой мужчина, ни одинокая женщина не могли бы прожить по отдельности. Данное обстоятельство нельзя сбрасывать со счетов, так как оно является существенным стимулом для заключения брака.
  • Статусная. Человек при рождении унаследует социальный статус, который, конечно же, может измениться на протяжении всей жизни, но чаще всего именно он определяет его возможности в начале самостоятельного пути и конечную судьбу.

Наука и общество

Как социальный институт и вид деятельности наука возникла в эпоху средневековья. Ее появление было вызвано необходимостью обслуживать развивающееся капиталистическое производство. Предназначение науки как вида социального института общества заключалось в усовершенствовании теоретических знаний, без которых невозможным было бы даже малейшее развитие промышленности.

По приблизительным подсчетам, заниматься наукой способны не более 8 % трудоспособного населения, имеющего высшее образование. В современном обществе наука зачастую превращается в профессиональную деятельность. Научно-исследовательские формы труда признаются необходимыми и устойчивыми социокультурными традициями, без которых невозможно становления и существования общества. Наука как один из видов деятельности социальных институтов относится к приоритетным направлениям развития любого цивилизованного государства.

Образование как система социальных отношений

Образование – это профессионально организованный процесс приобщения человека к сложенной в обществе культуре, нормам, ценностям, если говорить о нем, как об одном из видов социальных институтов. Понятие «образование» имеет ряд характерных особенностей:

  • обязательность установки образцов поведения;
  • прививание любви к знаниям;
  • обеспечение посещаемости;
  • использование символических культурных признаков (ношение школьной эмблемы, заучивание наизусть школьного гимна);
  • обучение, выстроенное на идеологии равенства, прогрессивного образования.

Данная социальная подсистема является одной из самых мощных. В ее структуру входит несколько элементов – дошкольное, общеобразовательное, профессиональное, послевузовское, коррекционное образование. Перед каждым из них стоит несколько проблем:

  • сложность во взаимодействии личности и социума;
  • неэффективность поэтапного преодоления дезинтегрированности школьного образования;
  • невозможность нахождения консенсуса в вопросах согласования и интеграции педагогических технологий.

Ныне существующая в России система образования пока не способна сформировать у современного человека достаточно сильный «иммунитет» бездуховности и безнравности. Масштабные социокультурные изменения в мире позволяют обнаружить явные несоответствия между действующим социальным институтом и складывающимися общественными потребностями в настоящем времени. Данные несоответствия приводили к неоднократным попыткам реформирования образовательной системы.

Комментарии