Костомаровский Спасский монастырь (село Костомарово, Подгоренский район, Воронежская область): история, реликвии и святыни, современное состояние

На территории Подгоренского района Воронежской области, близ села Костомарово, что раскинулось на правом берегу Дона, находится Спасский женский монастырь, уникальность которого заключается в том, что его храмы не устремлены куполами в небо, а вырыты глубоко в толще меловой горы. У историков и искусствоведов нет единого мнения относительно времени создания этого удивительного подземного комплекса, поскольку документальных свидетельств не сохранилось, и свои гипотезы они вынуждены строить лишь на основании устных народных преданий, достоверность которых подчас вызывает сомнения.

Пещерные храмы Малой Азии

Как российские исследователи, так и их зарубежные коллеги, давно обратили внимание на поразительное сходство между Донскими пещерными храмами, в которых совершают богослужения сестры Спасского монастыря, и подобными им подземными сооружениями, вырытыми в первые века христианства жителями древней Каппадокии.

На ее территории, расположенной в восточной части Малой Азии и входившей некогда в состав Римской империи, вплоть до начала IV века последователи Иисуса Христа подвергались жестокому гонению. Это вынудило их для богослужений и разного рода молитвенных собраний избирать скрытые от случайных глаз места, а по возможности и искусственно создавать их, используя для этого особенности местного природного ландшафта.

Так были вырыты знаменитые каппадокийские пещерные храмы, многие из которых сохранились до наших дней и стали объектом изучения историков всего мира. Сегодня их насчитывается более тысячи. Созданные в толще гор, они окружены подземными жилищами и целыми ушедшими в глубину меловых скал городами, в которых некогда селились члены христианских общин.

В окружении враждебных племен

Что же касается создателей пещер Костомаровского Спасского монастыря, то и у них было немало врагов, от которых приходилось скрываться. На протяжении многих веков из бескрайних просторов степей накатывались на нашу землю орды диких кочевников, грабя и предавая огню все, что встречали на своем пути. От них-то и должна была уберечь честных иноков толща родной земли, в недрах которой они непрестанно молили Бога о ниспослании Его святой благодати. В глубине изрытых ими пещер, хранились, и передавались из поколения в поколение многие бесценные святыни и реликвии.

Пещеры, ставшие храмами

Однако есть мнение, что главной причиной, побудившей иноков предпочесть мрак подземелий дневному свету, была сама обстановка пещеры, идеально подходившая для углубленной молитвы. Ничто в ней не отвлекало ум, всецело устремленный к Богу. В связи с этим можно вспомнить традицию, установленную еще монахами Египта.

Многие из них намеренно селись в природных пещерах и в них совершали свои молитвенные служения. Так же поступали и основатели многих российских монастырей. Ярким тому примером может служить святой преподобный Антоний Печерский, положивший начало строительству Киево-Печерской Лавры.

Общность традиций

Исследователи пещер Костомаровского Спасского монастыря отмечают, что по своему функциональному использованию, принципу построения, а также внутреннему устройству они во многом соответствуют древним подземным сооружениям Каппадокии. В обоих случаях главное место принадлежит храму, вокруг которого располагаются усыпальницы почивших иноков, а за ними находятся братские кельи. Такое сходство позволяет с большой долей вероятности говорить, во-первых, об общности христианских традиций строительства пещерных монастырей, и, во-вторых, об их принадлежности к единому периоду истории.

Жертвы иконоборческой ереси

Относительно появления в Подгоренском районе Воронежской области подземного храмового комплекса было высказано еще одно предположение, встреченное с одобрением в научных кругах. Дело в том, что история Византии VIII-X вв. была отмечена широким распространением, так называемой, иконоборческой ереси. Под ее влияние попали как массы рядовых граждан государства, так и многие его правители.

Жестокие гонения, установленные императорами в отношении почитателей святых образов, заставили тех бежать в Палестину, Сирию, а также на Кавказ и в Крым. Изгнанники, чей путь лежал вдоль Дона, находили на его берегах удобные для постройки пещер меловые скалы. Выкопав в них обширные гроты для жилья и богослужений, они навсегда оставались в этих краях, став, таким образом, основателями существующего ныне в Воронежской области Костомаровского Спасского монастыря.

Беглецы, ставшие проповедниками христианства

У приведенной выше гипотезы есть весьма убедительное обоснование. Давно известно, что еще задолго до наступления новой эры могучий и полноводный Дон являлся удобным речным путем, связывавшим жителей греческих колоний с народами, входившими в состав северо-западных племен. Этот факт подтвержден многими археологическими находками и позволяет предположить, что как первые христиане, гонимые римскими властителями, так и жертвы иконоборческих репрессий, спасаясь от преследований, могли следовать на Средний Дон проторенным ранее и хорошо известным им путем. Они же, как никто другой, способствовали распространению христианства среди язычников, населявших эти края.

Видный русский и советский историк А. В. Карташев (1875-1960) неоднократно утверждал, что уже в VIII веке на территории где сегодня расположен Костомаровский Спасский монастырь, выходцы из Византии вели активную проповедническую деятельность, результатом которой стало образование внутри Хазарского ханства христианской епархии, возглавляемой епископом, направленным сюда из Греции.

Назначение подземных сооружений Придонья

Попутно следует отметить, что само расположение подземного монастыря на территории Среднего Дона, входившего некогда в состав Хазарского ханства, косвенным образом доказывает, что его пещеры выполняли не только культовые, но и оборонительные функции. В краю, населенном полудикими и крайне агрессивными племенами, они служили укрытием и для беглых греческих монахов, и, позже, для подвижников, преследуемых иконоборцами.

Известно, что в Воронежской области Костомаровский Спасский монастырь является не единственным средоточием рукотворных подземных сооружений. За последние годы их обнаружено около полусотни, причем большинство из них, несмотря на крайнюю запущенность, сохранили свидетельства того, что в давние времена использовались в качестве храмов или скрытых под землей монашеских келий. Об этом, в частности, говорит обнаруженная в пещерах близ села Гороховка (Мамоновский район) декоративная символика в виде нанесенных на стены охряных линий. Она в точности соответствует той, что встречается в Римских катакомбах на могилах мучеников, и в подземных храмах древней Каппадокии.

Иноческое служение, прерванное на семь веков

Взяв в качестве рабочей гипотезы утверждение о том, что начало истории Костомаровского Спасского монастыря относится к периоду VIII-X вв., исследователи, высказывают также ряд весьма скептических предположений, касающихся его дальнейшей судьбы. Дело в том, что из-за постоянных набегов кочевников окрестности Среднего и Нижнего Дона почти на семь столетий (X-XVII вв.) были обращены в Дикое поле.

Обширную территорию, где бесконтрольно хозяйничали дикие орды половцев, печенегов, хазар, крымских и ногайских татар, а также татаро-монголов, были вынуждены покинуть представители всех иных, ранее проживавших там народностей. Трудно предположить, что в подобной обстановке христианская обитель, ставшая предшественницей Костомаровского Спасского монастыря, могла долго существовать. Документально подтвержденных данных об этом периоде ее истории нет, но, по всей видимости, иноческое служение было прервано, и возродилось только во времена государя Алексея Михайловича.

Призраки из пещерных глубин

Первое документальное описание Костомаровского Спасского монастыря относится к рубежу XVIII и XIX вв. Значительную часть его многочисленных пещер занимал тогда скит, устроенный иноками находившейся неподалеку Белогорской обители, в которой, согласно имеющимся сведениям, было много схимников – монахов, соблюдающих особо строгие правила поведения, и обязанных носить специфические облачения. Любопытно, что еще в советские годы жители села Костомарова вспоминали рассказы своих дедов о том, как по ночам из пещерных глубин поднимались похожие на призраков люди в мантиях с остроконечными колпаками.

Начало гонений на Церковь

Приход к власти большевиков стал причиной закрытия и последующего разорения многих православных обителей. Не обошла эта печальная участь и те из них, чьи храмы и братские кельи были сокрыты в недрах земли. В начале 1918 года богоборческие правители разогнали насельников двух крупнейших в Подонье монастырей − Воскресенского Белогорского и Успенского Дивногорского.

Однако в пещерах, находившихся вблизи села Костомарово, тайное иноческое служение продолжалось вплоть до середины 30-х годов. Такой возможностью монахи были обязаны местным жителям, которые рискуя навлечь на себя большие беды, по ночам тайно носили им еду и одежду.

Блаженный старец и расстрелянная икона

В тот период большую известность получил подвизавшийся в пещерах блаженный старец Петр (Еремеенко). По воспоминаниям односельчан, он обладал даром предвидения, который раскрылся во многих исполнившихся затем предсказаниях. Кроме того, Божий человек был наделен удивительной способностью молитвой врачевать душевные и телесные раны приходивших к нему людей. В 1937 году его арестовали и отправили в Острогожскую тюрьму, где, по одним данным, он скончался от болезни, а по другим – был расстрелян.

Памятником тех мрачных времен стала хранящаяся доныне в стенах обители богородичная икона «Благодатное небо», написанная в начале XX века на листе железа местным художником Василием Шишкаревым. На ней видны следы пуль, выпущенных красноармейцами в день, когда их отряд учинил разгром во святой обители. К счастью, оскверненный образ удалось вынести из пещеры и сохранить в тайне от властей. По распоряжению руководства Россошанской епархии, в состав которой ныне входит Спасский монастырь, он был отреставрирован и помещен в главном храме обители. Сразу после окончания Великой Отечественной войны в подземном монастыре были официально возобновлены богослужения, но в 1959 году на волне хрущевских гонений на Церковь их вновь запретили.

Современное состояние Костомаровского Спасского монастыря

Возрождение обители стало возможно лишь благодаря новым веяниям, охватившим страну в период перестройки. В 1997 году она была возвращена Церкви, и тогда же преобразована в женский монастырь, который после учреждения в 2013 году Россошанской епархии был передан в ведение ее руководства. С тех пор в нем возобновлены богослужения. Летом они совершаются в пещерном Спасском храме, а зимой в построенной на территории обители наземной церкви во имя Костомаровской иконы Божией матери «Взыскание погибших».

Поклониться святыням монастыря, кроме его насельниц, имеют возможность местные жители и паломники, приезжающие из других городов страны. Их привлекает сюда слава многочисленных чудес, явленных по молитвам перед его святыми образами. В первую очередь это упомянутая выше икона «Благодатное небо», хранящая на себе следы большевистских пуль. Взирая на нее, люди молитвенно обращаются к Пречистой Деве Марии с просьбами об исцелении недугов, умягчении злых сердец, прощении грехов, а также даровании душевных и телесных сил.

Храмы Спасской обители

Наиболее древним из всех сооружений монастыря является подземный храм, освященный в честь Спаса Нерукотворного. В нем имеются три предела, разделенные между собой каменными четырехгранными колоннами. В теплое время года он становится местом, где совершаются основные богослужения. Кроме того, на территории обители действует упомянутый выше храм во имя иконы «Взыскание погибших».

В восточной части монастыря располагается церковь святого Серафима Саровского, в которой можно приложиться к частицам мощей преподобного. Ее строительство было начато незадолго до революции и, прерванное по вполне понятным причинам, завершилось лишь в годы перестройки. И, наконец, с западной стороны находится еще одна святыня Спасской обители – храм, носящий название «Пещера покаяния».

Комментарии