Возрождение нравственности: особенности, принципы и идеи

О возрождении духовных, культурных ценностей, нравственности говорят много, и не только в последние десятилетия. Возрождение нравственности – тема, всплывающая всегда, когда в какой-либо стране развивается состояние кризиса или же происходят глобальные перемены. Например, о необходимости возрождения духовности, культуры, нравственности в России говорили на стыке окончания XIX и начала XX столетий. Вспоминали об этом и во времена Пугачевского бунта и прочих народных волнений. Тенденция обсуждения утери морали и культуры в обществе свойственна не только российским общественным деятелям, но и живущим в других странах тоже. К примеру, о потере нравственного стержня, утрате нравственности и пребывании в распущенности много говорили и писали деятели Французской революции. А самым впечатляющим примером духовного возрождения культуры нации, обретения нравственного стержня, вероятно, является история жизни Мессии, то есть Христа.

Как это ни парадоксально, рассуждения о том, что стране необходимо возрождение нравственности, культуры и прочих человеческих ценностей, как правило, сочетаются с какими-либо кровавыми событиями. Разумеется, ярчайшим примером этой взаимосвязи является казнь Иисуса. Если же не обращаться к религии, то историческим примером взаимного сочетания может являться любая из революций, народные волнения и бунты, террористическая активность, всплески преступности и прочее.

Что такое нравственность?

Термин «нравственность» нередко воспринимается в качестве синонима таких понятий, как «мораль» и «этика». Между тем это совершенно самостоятельное понятие, более того, оно является одной из составляющих морали.

Согласно определению, нравственность является совокупностью определенных внутренних качеств отдельного человека или же общества в целом. Перечень этих качеств напрямую зависит от исторически сложившихся особенностей развития какого-либо народа, его культурных и духовных ценностей, обычаев, традиций, принятого образа жизни, преимущественного рода занятий и прочего.

В целом же нравственные качества - это то, чем отдельный человек или же общество руководствуется при принятии каких-либо важных решений. То есть нравственность диктует поведение и поступки. Именно ею обусловлено и то, что делает человек ежедневно. К примеру, проведение досуга. Выбор развлечений всегда бывает обусловлен именно нравственностью. Способ проведения праздников и выходных дней тоже определяется набором соответствующих качеств.

Нравственность может быть разной?

Нравственное возрождение России, принципы которого частично были изложены в речи президента в 2006 году, многие граждане считают необходимостью. Речь президента получила название «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России» и была опубликована в прессе.

Наибольшая ценность сформулированных президентом тезисов в том, что нравственность, традиции и культура нашей страны не монолитны. В России живет большое количество людей различных вероисповеданий, занятий, обычаев. Соответственно, их культурные и нравственные ценности отличаются. Не являются одинаковыми и этические нормы, требования к внешнему виду и поведению.

Но, невзирая на различия, россиян характеризует и набор общих для них всех нравственных, моральных и культурных ценностей. Именно о необходимости их сохранения и возрождения и говорил президент.

Правительство поддерживает заботы о нравственности?

Возрождение культурно-нравственных ценностей – часть внутренней политики российского правительства. Это достаточно обширная сфера, которая включает образование, ограничения в определенной рекламе, организацию городских праздников, фестивалей, популяризацию здорового образа жизни и религиозных торжеств, даже благоустройство дворов и улиц.

То есть возрождение культуры, духовности, моральных и нравственных качеств неразрывно связано с образом жизни и, разумеется, ее качеством. Таким образом, для вопросов нравственности важна социальная политика, образование, организация мест досуга и развлечений и многое другое. Общество – организм, в котором все между собой взаимосвязано. Невозможно ожидать высоко моральных поступков от людей, не испытывающих уверенности в завтрашнем дне, боящихся отпустить детей на прогулку или же не имеющих рабочего места с официальной зарплатой и многого другого. Нельзя пробудить интерес к духовности и культуре родной страны у людей, считающих каждую копейку и не всегда сытых.

Соответственно, без непосредственного участия властей о возрождении нравственности и речи быть не может. При этом важна не только намеченная правительством страны линия, но и непосредственные действия властей на местах. Разумеется, важным моментом в политике, направленной на возрождение культуры нации, является сотрудничество светских чиновников с духовенством, руководителями религиозных и общественных организаций.

Что мешает процессу возрождения?

Когда телевидение или пресса рассказывает о том, как пытаются дискредитировать идею возрождения нравственности в нашей стране, они обычно упускают из виду простые факторы. То есть, освещая достаточно спорные высказывания о том, что сама идея возрождения традиций, духовности и нравственных качеств неминуемо приведет не к развитию самосознания людей, патриотизму и прочему, а к расизму, не говорят о том, что напрямую мешает этому процессу.

Дискредитировать идею возрождения нравственных качеств у людей можно на философских и политических диспутах, а можно и непосредственными действиями. Например, насильственное насаждение здорового образа жизни в провинциальных городах. Любое насилие над волей человека вызывает противодействие с его стороны. Таким образом, местные власти добиваются не роста нравственности среди горожан, а ее еще большего упадка. Но при этом в «бумажных отчетах» все выглядит замечательно.

Пример дискредитации идеи излишним энтузиазмом

Ярким примером подобного насаждения здорового образа жизни, который неминуемо должен привести к возрождению духовных и нравственных ценностей в обществе, является засилье велосипедов. Причем, если в Москве велосипеды достаточно органично вписаны в общую городскую среду, то в провинции ситуация совершенно обратная. Передвижение на велосипедах активным образом рекламируется местными средствами массовой информации, периодически показывающими сюжеты с чиновниками, таким образом добирающимися до работы.

Пункты проката велосипедов вырастают, как грибы после дождя, взять в аренду в центре провинциального городка это транспортное средство намного проще, чем найти место под парковку. Между тем дорожки для велосипедистов отсутствуют. На самих велосипедах отсутствуют сигнальные средства. О том, сколько прогуливающихся пешеходов были испуганы сторонниками «здорового образа жизни», у какого количества пожилых людей подскочило давление или же заболело сердце, разумеется, неизвестно.

Таким образом, основная дискредитация возрождения нравственности происходит вовсе не из-за стараний противников этих идей, а из-за действий местных чиновников.

Всем ли близки эти идеи?

Далеко не всем людям близка и понятна идея нравственного возрождения. Что это – противление духовности, желание предаваться распутству и совершать аморальные поступки? Вовсе нет. Как правило, люди думающие полагают, что сама идея возрождения национальных ценностей является регрессивной. Поскольку наша страна в текущий отрезок времени в буквальном смысле активно «строит капитализм» по западному образцу, то в общество неминуемо проникают не являющиеся традиционными для него культурные и моральные ценности.

Ярчайшим примером этого являются чуждые россиянам исторически праздники – Хэллоуин, День святого Валентина и прочие. У активистов идеи национального возрождения вызывает нарекание и массовое празднование Рождества в декабре, со всем западным миром и в соответствии с традициями. О засилье Санта-Клауса и прочих рождественских персонажей Запада дискутируют в средствах массовой информации вполне серьезно. В последние годы стала прослеживаться любопытная тенденция, по мнению многих, иллюстрирующая успешное возрождение нравственности. В СМИ образ Санты почти отсутствует, а вот слова «Великий Устюг» и «Дед Мороз» начинают звучать уже в ноябре.

Нужно ли отказываться от западных ценностей?

Отрицание западных культурных и нравственных ценностей не является залогом возрождения собственных. Если рассуждать приземленно и просто, то достаточно странно перекусывать на улице блинами, а не гамбургерами или же хот-догами.

Противники идей возрождения опираются на то, что их воплощение не оставит людям выбора. И разумное зерно в таких опасениях есть. Энтузиазм сторонников каких-либо определенных взглядов зачастую включает в себя и отрицание всего, что им не соответствует.

Эти идеи исключают возможность выбора?

Возрождение традиционной нравственности часто понимают как возвращение к определенным ценностям, ныне массово отсутствующим. Разумеется, речь не идет о том, чтобы носить лапти или кокошники, однако при выборе между колой и квасом придется отдать предпочтение квасу. Конечно же, процесс возрождения национального самосознания, нравственных и моральных качеств народа намного сложнее, чем выбор между напитками, но такой пример наиболее наглядно демонстрирует его суть.

Таким образом, идеи возрождения нравственности в России не подразумевают под собой лишение человека выбора духовных, культурных ценностей или же чего-то еще. Речь лишь о том, чтобы люди вспомнили, в какой стране они родились, знали и любили собственную культуру, а не просто слепо перенимали все приходящее с Запада.

Нужно ли что-то возрождать?

У появления любой идеи имеется основание, предпосылка. Имеются они и у любого процесса, происходящего внутри общества. Таким образом, вопрос о том, нужно ли возрождение нравственности, возникает тогда, когда это действительно требуется.

Падение планки морали характеризуется отсутствием внутренних нравственных качеств или же их подменой. Именно подмена наблюдается в последние десятилетия в российском обществе. Фактически в стране существует лишь одна ценность – потребление во всех его формах и вариациях. Люди потребляют в буквальном смысле все – от продуктов питания до результатов творчества артистов. А артисты, в свою очередь, потребляют зрителей, дополняя творчество продажей маек, значков, краудфандинговыми сборами и прочим.

Мерилом же потребления являются деньги, а точнее их количество. Люди тратят больше, чем зарабатывают, что приводит к поискам дополнительных источников доходов и погружению в долги. В результате подобной круговерти в жизни на нравственность просто не остается времени, о каких-либо ценностях, не связанных с материальными аспектами, многие не просто не задумываются, а даже и не вспоминают.

Существуют ли четкие программы такого возрождения?

Программы, посвященные вопросам необходимости возрождения культуры россиян, нравственных и духовных ценностей в людях, появляются с завидным постоянством перед каждыми выборами. Их названия настолько созвучны, что для многих обывателей сливаются в нечто одно. Имеются подобные программы, касающиеся вопросов нравственности, и у различных общественных организаций.

Существуют и воплощаются такие проекты в школах и иных образовательных учреждениях, хотя и не во всех. Официальной обязательной программы, касающейся вопросов нравственности, министерство образования не имеет.

О чем написано в программах общественных организаций?

Подобные программы, как правило, являются стержневым элементом, вокруг которого и объединяются люди. Однако далеко не все они отличаются лояльностью, толерантностью и адекватностью.

Как правило, программа возрождения нравственности какой-либо из общественных организаций состоит из таких тезисов:

  • прекратить использование средств массовой информации для пропаганды насилия, разврата и извращений;
  • использовать нравственную цензуру, пресекающую попытки приучения к разрушению семей и распущенности;
  • запретить законодательно выпуск и распространение эротической и порнографической продукции;
  • стимулировать производство духовно оздоровляющих художественных произведений.

Как правило, тезисов достаточно много, но все они выдержаны в подобном ключе. Некоторые общественные деятели проявляют и большую радикальность взглядов, призывая к запретам на аборты, возвращению уголовной ответственности за гомосексуализм и прочему.

Какова позиция церкви?

Как это ни парадоксально, но представители духовенства проявляют гораздо большую терпимость, чем многие общественные организации.

Церковь поддерживает идею необходимости возрождения духовности, нравственности и моральных качеств в людях, но не призывает к радикальным мерам. Духовенство полагает, что все в руках Господа, и человеку только нужно помочь найти путь в храм, а уж душу его спасет Бог.

Вероятно, это наиболее разумное отношение к вопросам, касающимся нравственного и духовного становления нации в современное время. К примеру, на «загнивающем» и полном «морально растления» Западе верующих людей намного больше, чем в современной России. При монастырях действуют приюты и школы, больницы. Практически при каждом приходе открыты двери воскресных школ, не испытывающих недостатка в учащихся.

Важна ли церковь для нравственного возрождения?

В вопросе формирования нравственности крайне важен набор идеалов, получаемый в детстве, перечень ценностей, остающийся с человеком на всю жизнь. Без такого стержня невозможно само появление моральных принципов или же нравственных устоев.

После революции роль церкви, в традициях которой и воспитывались дети, взяла на себя партия. То есть идеалы никуда не пропали, просто на смену христианским пришли коммунистические. Сейчас же у большинства подрастающих детей в принципе нет идеалов, которые бы помогли в формировании моральных качеств.

Направления возрождения нравственности - это в первую очередь:

  • формирование идеалов;
  • предоставление духовной основы;
  • соблюдение традиций;
  • предоставление примера для поведения.

Конечно же, речь идет о воспитании детей. И роль религии в этом вопросе нельзя недооценивать. Более того, стараясь привить нравственные качества, моральные принципы и традиционные ценности детям, взрослые невольно и сами начинают им следовать.

Комментарии