Подробно о том, что такое грув
В музыке грув - это ритмическое ощущение («качели»), которое создается особой игрой барабанщиков, клавишников и гитаристов. Это явление можно встретить в популярной музыке. Говоря о том, что такое грув, отметим, что этот стиль проявил себя в соуле, фьюжне, фанке, роке и сальсе. Музыковеды и прочие ученые начали анализировать это явление в девяностые годы двадцатого века. Слово часто применяется для описания музыки, при звучании которой хочется танцевать и двигаться. Исследователи утверждают, что грув – это «интуитивное чувство» или «ритмический слой». Это ощущение зацикленного движения, которое возникает во время звучания действующих совместно и тщательно вымеренных ритмов. У слушателей такое явление вызывает желание легкого притопывания.
Перспективы
Чтобы разобраться с тем, что такое грув, следует знать, что этот термин, как и «свинг», применяется для описания сплоченного ритма ощущения в рамках джазового контекста. По этой причине в некоторых словарях названные понятия приводятся как синонимы. Если посмотреть на перевод, грув - это «желоб». Кроме того, groove значит «выемка».
Марк Сабателло отмечает, что грув — это субъективное понятие, подразумевая разницу в оценке разными слушателями одного барабанщика. По мнению бас-преподавателя Виктора Вутена, это ощущение неуловимо, однако благодаря ему музыка становится дышащей, у композиции возникает движущейся фон.
Теоретический анализ
Пытаясь описать, что такое грув, музыковед из Англии Ричард Мидлтон отметил, что концепт этого направления для музыкантов долгое время является привычным. При этом аналитики только недавно взялись за его подробное изучение.
По мнению Мидлтона, стиль музыки грув - это понимание ритмических рисунков для создания особого «чувства» в композиции. При этом вариациями может изменяться ощущение повторяющейся конструкции.
Фанк и соул
Грув нередко ассоциируется и с фанк-исполнителями, среди которых барабанщики Джеймса Брауна: Джабо Старкс и Клайд Стаблфилд. Переплетено это явление и с соул-музыкой.
В других жанрах
Наконец, говоря о том, что такое грув, не следует забывать, что наравне со свингом его можно встретить в афроамериканском жанре, известном как хип-хоп. Ритмический грув джаз-музыканты называют чувством свинга. Аналогично джазовой, концепция свинга предполагает наличие исполнителей, которые сознательно играют немного спереди или сзади бита.
Концепция флоу требует исполнения с собственным чувством пульса музыки и ритма. Флоу придуман не для того, чтобы продемонстрировать «что» сказано, скорее он показывает, «как» именно это сделано. В некоторых традиционных направлениях джаза музыканты применяют слово «свинг», чтобы описать им чувство ритмической сплоченности группы.
С пятидесятого года музыканты нескольких джазовых подстилей начали применять термин «грув». Флейтист Хэрби Манн заинтересовался грувом. В шестидесятые годы он занялся бразильским его ответвлением. Позднее он направился в соул фул и фанк. В середине семидесятых годов этот человек создавал диско-хиты, в основе которых находился ритмический грув.
Манн сравнивал это явление с волной, которую необходимо поймать. В ямайском регги, даб-музыке и дэнсхолле креольский термин riddim применяется для обозначения ритмических картин, созданных выступающим басом или барабанным фоном. В прочих музыкальных контекстах аналогичное явление называют бит или грув.
«Ридим» Рил Рока из «Звукового Измерения» вошел в число широко копируемых. Эта музыка была построена вокруг решительной басс-линии, ее сопровождала быстрая смена легких нот. Гипнотически схему можно было повторять снова. Звучание было таким мощным, что оно породило два новых стиля: раб и даб. Они относятся к регги, но предназначены для медленных танцев.
В девяностые годы термин «грув» начали использовать для описания поджанра трэш-метала. Это направление основано на применении среднетемповых трэшевых риффов с синкопами. Фил Ансельмо, вокалист грув-метал команды Pantera говорил, что скорость — это не главное. Риффы в таком стиле тяжелее, однако нет необходимости в использовании искаженных и низко настроенных гитар.
В барабанах внимание главным образом акцентируется на волнообразных карданных шаффлах. В прочих жанрах метала оно направлено на скоростные партии. Иногда изменения темпа и полиритмы превращаются в отличительную черту группы.