Шпаликов Геннадий Федорович - советский киносценарист, кинорежиссер, поэт: биография, личная жизнь, творчество
Геннадий Федорович Шпаликов — советский сценарист, режиссер, поэт. По написанным им сценариям были сняты любимые многими "Я шагаю по Москве", "Застава Ильича", "Я родом из детства", "Ты и я". Он — само воплощение шестидесятых, в его творчестве присутствуют те самые легкость, свет и надежда, которые были присущи той эпохе. В биографии Геннадия Шпаликова тоже много легкости и свободы, однако она больше похожа на сказку с печальным концом.
Детство
Геннадий Шпаликов родился 6 сентября 1937 года в Карельской области, в городе (тогда еще поселке) Сенежа. Он появился в семье кадровых военных: его отец был военным инженером и строил в Карелии бумажно-целлюлозный комбинат, а дед по матери был генералом, героем Советского Союза. После окончания строительства в 1939 году семья вернулась в Москву. В 1941 году началась война и отец ушел на фронт, а семью эвакуировали в деревню Аларга, расположенную недалеко от города Фрунзе. С войны отец так и не вернулся живым — погиб в Польше зимой 1944 года. Возможно, военное детство и ранняя смерть отца сыграли большую роль в становлении личности Шпаликова: и его творчество, и его судьба наполнены ощущением юности и беззаботности — он будто отказывается взрослеть.
Училище
В 1945 году Гена Шпаликов поступил в школу, а в 1947 году его, как сына погибшего офицера, определили на учебу в Киевское суворовское военное училище. Там впервые проявился его талант: он стал писать рассказы, вести дневник, увлекся поэзией (причем ранние стихи Геннадия Шпаликова уже тогда были популярны среди его сверстников — девочки из соседней школы сочинили и распевали песню на его стихотворение “Запрещенная любовь”, чем он впоследствии очень гордился, а другие стихи — “официальные” — даже были напечатаны в газете). После окончания Киевского училища в 1955 году он пошел в Московское высшее военное командное училище, но через год повредил ногу и был комиссован по состоянию здоровья.
ВГИК
В 1956 году Геннадий Шпаликов, несмотря на огромный конкурс, почти без подготовки, с первого раза поступил на сценарный факультет ВГИКа. Там он знакомится со своей первой женой — студенткой сценарного факультета Натальей Рязанцевой (они поженились в 1959 году), а также со своими будущими друзьями и коллегами по ремеслу — Андреем Тарковским, Андроном Кончаловским, Павлом Финном, Юлием Файтом, Александром Княжинским, Михаилом Ромадином, Беллой Ахмадулиной. С момента поступления у Шпаликова начинается новая жизнь: творчество, интересное общение, богемная среда, веселые застолья. Он был душой компании — остроумный, общительный, обаятельный, открытый, всегда готовый участвовать в забавах и гулянках. Возможно, именно с той поры берет начало его пагубная привычка к выпивке, которая будет сопровождать его всю жизнь и в итоге приведет к гибели. Эта пагубность была обнаружена им не сразу: особенностью Шпаликова было то, что он легко мог работать в состоянии опьянения, поэтому поначалу он верил, что никакого серьезного вреда алкоголь ему не приносит, а когда этот вред обнаружился, было уже поздно.
“Застава Ильича”
Еще учась на последнем курсе ВГИКа, Шпаликов начал сотрудничать с режиссером Марленом Хуциевым в работе над сценарием “Застава Ильича”. Фильм был закончен к концу 1962 года и был тепло встречен критиками, однако дальнейшая судьба картины оказалась сложной: ее раскритиковал сам Никита Хрущев, поэтому сценарий пришлось сильно переписать, и в итоге после многолетних переделок фильм превратился из “Заставы Ильича” в “Мне 20 лет” (зрители смогли увидеть изначальную режиссерскую версию фильма только почти тридцать лет спустя).
На встрече Хрущева с деятелями искусства в 1963 году Марлен Хуциев признал свои ошибки и подтвердил свою готовность изменить картину, однако молодой и неопытный Геннадий Шпаликов повел себя более дерзко: он сказал, что однажды деятели кинематографии в СССР будут так же прославлены, как и герои-космонавты, и что он просит присутствующих не судить фильм слишком сурово, потому что у них должно быть право на ошибку, чтобы открывать в киноискусстве что-то новое. Его заявление вызвало возмущение среди присутствующих, однако никаких негативных последствий для Шпаликова не последовало; более того, ему выдали квартиру.
Семья
В это время в личной жизни Геннадия Шпаликова происходили большие изменения. Незадолго до того он расстался со своей первой женой и в 1962 году по большой и взаимной любви женился на Инне Гулой — молодой актрисе, недавно снявшейся в фильме “Когда деревья были большими” и ставшей настоящей звездой.
19 марта 1963 года у них родилась дочь Даша; казалось, что Шпаликов завязал с выпивкой и в его личной жизни воцарилась идиллия. Однако счастье не продлилось долго — пристрастие к алкоголю взяло вверх и впоследствии привело к разладу между супругами. Две яркие личности не смогли ужиться вместе, начались ссоры и скандалы, и в итоге отношения между ними испортились настолько, что Шпаликов почти не жил дома, а скитался по домам друзей и знакомых, а их дочь из-за сложной обстановки в семье периодически жила в интернате.
Слава
Но это случится позже, а сейчас Шпаликов наслаждается взаимной любовью, творчеством и славой. По его сценариям снимаются фильмы “Трамвай в другие города”, “Звезда на пляже”. В начале шестидесятых он — самый известный сценарист; несмотря на молодость, о нем пишут статьи, его ценят режиссеры. Он искренен и поэтичен, светел и полон надежд. Он верит в свой талант и отказывается идти на компромиссы, отстаивает свое право на свободное творческое самовыражение. Вдохновение Шпаликов черпает на улице: как и его герои, больше всего он любит гулять — просто бродить по улицам, наблюдая разные жизненные сюжеты и человеческие характеры. Его поэзия складывается из будничных обстоятельств, однако в ней чувствуется особая мелодия, определенный ритм. Истории, которые он рассказывает, просты, но в этой простоте — парящая легкость, присущий молодости оптимизм, ощущение праздника, неуловимая нежность. Он точнее многих других умеет передать внутреннее состояние людей той эпохи, их жажду свободы и открытости, надежду на светлое будущее. Фильмы Геннадия Шпаликова любимы публикой, он уважаем коллегами и друзьями — и кажется, что перед ним открывается долгая и счастливая жизнь.
“Я шагаю по Москве”
В 1963 году появился фильм, принесший наибольшую славу Геннадию Шпаликову, - “Я шагаю по Москве”. Режиссер фильма Георгий Данелия в своих мемуарах рассказывает, что текст знаменитой одноименной песни был написан Шпаликовым экспромтом прямо на съемках за считаные минуты после того, как режиссер забраковал его предыдущий вариант. Изначально этот фильм тоже не хотели принимать из-за отсутствия внятной идеологии, и тогда в картине появилась сцена с писателем и с полотером, роль которого сыграл Владимир Басов. После выхода на экраны “Я шагаю по Москве” становится одним из самых любимых фильмов советских зрителей, а Геннадий Шпаликов переживает наивысший пик своей творческой биографии.
“Долгая счастливая жизнь”
В 1966 году появляется первый (и, как оказалось, последний) фильм Геннадия Шпаликова как режиссера — “Долгая счастливая жизнь”. Там снялись Кирилл Лавров и супруга Шпаликова, Инна Гулая, для которой эта роль и писалась.
Фильм занял первое место на Международном кинофестивале авторского кино в Бергамо, но в СССР его не оценили ни простые зрители, ни критики. В этом же году по сценарию Шпаликова была снята картина “Я родом из детства”, которая считается лучшей за всю историю создания белорусского кино. Однако с этого момента карьера и личная жизнь Шпаликова начинают катиться вниз. Как и в самом его одноименном фильме, обещание “долгой счастливой жизни” оказалось миражом, который рано или поздно растает.
Упадок
Мы подошли к наиболее печальной части биографии Геннадия Шпаликова. За несколько лет, прошедших до самоубийства в 1974 году, по его сценариям сняты всего два фильма и один мультфильм. Какое-то время семья живет на то, что Инна Гулая зарабатывает в театре, однако пристрастие Шпаликова к алкоголю приводит к конфликту между супругами. В конце концов он уходит из дома, лишившись таким образом и средств к существованию, и жилья, скитается по квартирам знакомых и живет на то, что ему еще одалживают друзья.
Несмотря на то, что сейчас два последних фильма по сценариям Шпаликова считаются классикой советского кино, тогда они не принесли ему ни денег, ни признания: в 1971 году выходит фильм “Ты и я”, режиссером которого выступила Лариса Шепитько — картина получила награду на Венецианском кинофестивале, однако зрители ее не оценили; и в 1973 году выходит фильм о Сергее Есенине “Пой песню, поэт” — Шпаликов надеялся, что сможет из гонорара за эту картину отдать долги и поправить свое финансовое положение, однако фильм тоже оказался неуспешным, его выпустили всего в шестнадцати копиях, и гонорары оказались совсем небольшими. Шпаликов находится в подавленном состоянии духа, много пьет, но продолжает писать сценарии. Однако, оставшись по духу шестидесятником, он не может вписаться в новую реальность и заговорить новым языком, совместить свой творческий дар с окружающей действительностью. У него огромное количество замыслов, но ничего из этого ему не удается воплотить в жизнь. Его сценарии не принимаются, его стихи и прозаические вещи оказываются никому не нужны.
Незадолго до смерти Шпаликов попробовал резко поменять свою жизнь: завязал с алкоголем, попытался помириться с женой и с друзьями. Однако эта попытка не удалась.
Смерть
1 ноября 1974 года Геннадий Шпаликов пришел на открытие мемориальной доски на могиле режиссера Михаила Ромма, на Новодевичьем кладбище. После окончания мероприятия Шпаликов вместе с писателем Григорием Гориным поехали в Дом творчества в Переделкино. Там Шпаликов впервые за несколько месяцев выпил дешевого вина, а потом повесился в своей комнате, сделав петлю из шарфа. Перед смертью он оставил предсмертную записку, в которой написал: “Вовсе это не малодушие — не могу я с вами больше жить. Не грустите. Устал я от вас. Даша, помни. Шпаликов”. Сложно сказать, что послужило истинной причиной смерти Геннадия Шпаликова. Вероятно, причин было несколько: это и творческая невостребованность, и разрыв с семьей, и отсутствие жилья и денег, и одиночество, и невозможность вписаться в изменившуюся реальность. Как говорят его близкие, Шпаликов с молодости считал, что поэт в России не должен жить больше 37 лет. Когда он умер, ему было как раз 37…
Судьба родных
После смерти Шпаликова жизнь членов его семьи сложилась довольно трагически. Инну Гулую многие обвиняли в том, что их разрыв стал причиной его самоубийства, что, вероятно, давило на нее психологически и привело к депрессии, алкоголизму и, впоследствии, к гибели. Она совершенно перестала появляться на экранах, а в 1990 году, когда ей было 50 лет, умерла от передозировки снотворным. Наиболее распространенная версия ее смерти — самоубийство. Дочери Геннадия Шпаликова и Инны Гулой Даше, было тогда 27 лет. Ее актерская карьера, начавшаяся с главной роли в фильме Светланы Проскуриной “Детская площадка”, постепенно сошла на нет, и домом для нее стала клиника для психически больных.
Наследие
Несмотря на то, что в своих последних предсмертных стихах Геннадий Шпаликов пишет “Завещаю вам только дочку, больше нечего завещать”, сейчас понятно, что это не так. Он оставил нам плоды своего творчества, совершенным образом сохранившие в себе воздух шестидесятых. Шпаликов был плоть от плоти той эпохи, сама его жизнь сконцентрировалась в этом временном отрезке. Его сложно представить себе солидным и расчетливым, он навсегда остался “певцом радости” — молодым, беззаботным, талантливым.
Чтобы почтить память Геннадия Шпаликова, в 2009 ему, вместе с двумя другими знаменитыми советскими режиссерами — Андреем Тарковским и Василием Шукшиным — был установлен памятник перед зданием ВГИКа.