Режиссер Терренс Малик: биография и творчество
Терренс Малик — кинорежиссер, продюсер, сценарист. Он визионер и перфекционист, о его готовности часами дожидаться нужного ему цвета неба, вырезать из конечного варианта фильма роли знаменитых актеров и молчать десятилетиями ходят легенды. Он — прижизненный классик кинематографа, обладающий своим собственным узнаваемым стилем и упрямо гнущий свою творческую линию.
Биография
Терренс Малик с семидесятых годов не дает интервью и не распространяется о своей личной жизни, поэтому о его биографии мало что известно наверняка. Он родился 30 ноября 1943 года в США (по одним данным — в Уэйко, по другим — в Оттаве). Первое его образование было философским: он изучал философию в Гарварде, затем продолжил в Оксворде, хотя так его и не закончил. После этого он работал журналистом, преподавал философию в Массачусетском технологическом институте.
В 1969 году Малик начал учиться киноискусству. Первой его работой стала короткометражка Lanton Mills. Потом он какое-то время работал над сценариями других режиссеров.
“Пустоши”
В 1973 выходит дебютный полнометражный фильм Терренса Малика — “Пустоши”. В главных ролях снимаются Мартин Шин и Сисси Спейсек. Это своеобразное роуд-муви о влюбленной паре (ему 25, ей 15), которые становятся убийцами и пускаются в бега. Несмотря на криминальную составляющую сюжета, атмосфера фильма — философская, экзистенциальная, он рассказывает скорее о внутренней пустоте и одиночестве героев, чем о романтике преступления.
Съемки обошлись всего в 300 тысяч долларов, однако проходили достаточно сложно. Съемочная группа несколько раз практически целиком менялась: люди были недовольны требовательностью Малика, в целом не верили в успешность проекта. Малику даже пришлось самому сыграть в фильме эпизодическую роль, потому что актер просто не пришел на съемки.
“Пустоши” были тепло встречены критиками и зрителями, а через двадцать лет внесены в Национальный реестр выдающихся фильмов.
“Дни жатвы”
Следующий фильм Малика вышел через пять лет, в 1978 году, это была картина “Дни жатвы” (“Райские дни”). В фильме снялся Ричард Гир, и с этого началась его звездная карьера. Его герой вместе с подругой и сестрой вынужден скрываться в сельской глуши и работать на ферме, помогая убирать урожай. Постепенно возникает любовный треугольник, с которым герои пытаются разобраться.
Для достижения определенного характера освещения картина преимущественно снималась в определенный момент суток — за двадцать минут до заката. Это создало в фильме особую атмосферу, но при этом, конечно, сильно затянуло процесс съемок. Однако принципиальность Малика была оценена зрителями и критиками. Иногда говорят, что у этого фильма самая красивая картинка за всю историю кино, а оператор в итоге получил за него “Оскар”.
Казалось, что после двух успешных фильмов Терренса Малика ждет блестящая карьера, однако в начале восьмидесятых он неожиданно уехал из США в Париж, перестал снимать кино и стал затворником. Нам остается только догадываться, почему. Малик никак не объясняет причину этого поступка и не рассказывает, чем он занимался все эти годы. И сейчас, когда он вернулся к профессии кинорежиссера и снимает практически по фильму в год, он принципиально не дает интервью, не показывается на светских мероприятиях, в том числе на премьерах своих картин.
“Тонкая красная линия”
Работу над “Тонкой красной линией” Терренс Малик начал еще в 1988 году, однако проект постоянно откладывался, и фильм вышел только через десять лет, в 1998 году (то есть промежуток между его вторым и третьим фильмом составляет двадцать лет). К тому времени Терренс Малик уже считался живым классиком, и у него на любых условиях были готовы сниматься звезды первой величины. Но фильм “Тонкая красная линия” прославился не только актерами, которые в нем присутствуют (а это, например, Джордж Клуни, Вуди Харрельсон, Эдриен Броуди, Шонн Пенн, Джеймс Кэвизел, Джон Кьюсак), но и отсутствующими актерами. Дело в том, что Малик полностью вырезал из финальной версии фильма роли, которые исполняли Микки Рурк, Билли Боб Торнтон, Гэри Олдман, Билл Пуллман, Вигго Мортенсен, что еще более упрочило его репутацию принципиального художника, решающего свои творческие задачи, невзирая на конъюнктуру. Военная драма для Терренса Малика — скорее способ порассуждать о том, как соотносится человек и мир, чем поупражняться в героическом пафосе.
“Тонкая красная линия” получила в Берлине “Золотого медведя” и семь номинаций на “Оскар”, хотя не выиграла ни одной.
“Новый Свет”
В 2005 году вышел следующий фильм Малика — “Новый Свет”. Сюжет основывается на истории покорения североамериканских индейцев, на фоне которой разворачивается любовь двух героев, английского авантюриста Джона Смита (играет Колин Фаррелл) и индейской принцессы Покахонтес (играет К'Орианка Килчер). Эту картину Малик старался сделать максимально аутентичной. Например, съемки проходили недалеко от места исторических событий, вокруг высадили табак и кукурузу, актеров обучали, как жить в обстановке первых поселенцев, а все участвующие в съемках должны были выучить язык, на котором тогда говорили индейцы.
Зрители оценили “Новый Свет”, и по сборам он оказался достаточно успешным, однако наград и хороших отзывов кинокритиков этот фильм получил меньше, чем предыдущие работы из фильмографии Терренса Малика.
“Древо жизни”, “К чуду”, “Рыцарь кубков”, “Песня за песней”
Если ранние фильмы Терренса Малика практически единогласно признаются классикой мирового кинематографа, то по поводу его поздних работ существуют полярные мнения. Одни считают их квинтессенцией его мастерства и философского подхода к кинематографу, другие — затянутыми и претенциозными. Характерной особенностью его поздних фильмов является то, что это – поэтическое кино, почти не имеющее сюжета. В них Малик старается заставить зрителей “ощущать” фильм, а не просто смотреть его, интересуясь перипетиями сюжета. Ясно одно: он остается верен себе и решает свои собственные творческие задачи.