Советский актер Сергей Мартинсон - биография, творчество и интересные факты
Есть актеры, которые не привлекают внешностью или красивым голосом. Костюм на них смотрится мешковато, движения неуверенны и в целом они нехаризматичны. Они никогда не сыграют героя любовника, да и вообще героя. Но когда такой артист появляется на сцене, он завладевает вниманием зрителя и тот уже ждет его второго, третьего выхода – интересно наблюдать за ним, отмечать его жесты и мимику.
Таков был Сергей Александрович Мартинсон. Если у него была роль в фильме, даже небольшая, ее запоминали, а цитаты уходили в народ. Сразу становилось ясно – на сцене большой артист.
Король комиков
Обладающий от природы хорошим вкусом и способностью различать тонкие нюансы, наделенный удивительной способностью передавать характер персонажа одним-двумя движениями, он был настоящим профессионалом. А как он исполнял каскад! Повторить это невозможно. И при этом совершенно не стеснялся играть отрицательные роли. Слава нашла его при жизни. Его признавали лучшим Дуремаром всех времен, мальчишки бежали за ним, крича: «Смотрите – Керосин идет!», а в ресторане ВТО он пользовался любовью и почетом. У него был там личный столик, а провожали его всегда под руку и до дверей.
Так вышло, что полностью раскрыть талант актеру Сергею Мартинсону не пришлось. В начале творческого пути он попал в опалу вместе со своим учителем Мейерхольдом. Потом – война, роли Гитлера. Режиссеры любили использовать его высокий голос и фактуру в острохарактерных ролях, которые он блестяще исполнял. Сказывалась школа эксцентрики.
Прирожденный артист
С младых лет Сергей Мартинсон воспитывался в любви к театру. Родители души не чаяли в единственном сыне и везде брали с собой маленького Сережу – и в оперу, и в драму, и в балет, и в кабаре, учили музыке. Кабаре он особенно полюбил за атмосферу праздника и устраивал в гимназии веселые шалости, за что был прозван учителями клоуном класса. А когда был маленький, переодевался дома в мамину одежду и изображал то, что видел на сцене. Даже роль Снегурочки в пятилетнем возрасте он исполнил гротескно.
То время было началом кинематографа, и подростком он пропадал на Невском в иллюзионе. Дома он показывал сценки «как в кино», наряжаясь разными персонажами – то дворником, то дамой из общества. Чем немало пугал гостей.
Его манил театр настолько, что он поступил в любительскую самодеятельную студию в пятом классе и сыграл главную роль в известном в то время водевиле. А в шестом классе он открывает свою студию и ставит «Ревизора», где играет Добчинского.
Родители все это видели – довольно средние показатели по предметам, отсутствие интереса к «серьезному делу» и страстное увлечение сценой. Они старались дать сыну образование: с семи лет его отдали в школу Аннешуле, благодаря чему он в совершенстве знал французский и немецкий языки. Он закончил частную гимназию Штемберга. Это было в 1918 году. И наступили совсем другие времена.
Питерская жизнь: первые шаги в профессии
После окончания гимназии Сергей Мартинсон два года отслужил в армии, а потом родители настояли на его поступлении в Технологический институт. Питер тех лет был наводнен маленькими театриками, на слуху были слова Луначарского о необходимости карикатуры и фантастической гиперболы. Конечно, он не выдержал учебы в техническом ВУЗе и пошел сдавать экзамены в Институт сценических искусств. Для чтения он выбрал монолог Бориса Годунова о кровавых мальчиках в глазах. И прочел его, тощий и нелепый, с механическими жестами паяца, ломающимся голосом, то срывающимся на бас, то дающим петуха: «Тошнит, и голова кружится». Экзаменаторы зашлись от хохота, на что и рассчитывал абитуриент.
Он закончил учебу в 1923 году. Потом занимался у режиссера Вивьена, у Радлера. Начинал он в Театре вольной комедии с роли неудачницы-балерины, которая исполняла танец маленьких лебедей и все время путалась в ногах, падая и вызывая гомерический хохот. Это был Мартинсон в пачке. Он участвовал во множестве сатирических эстрадных номеров. Тогда он получил от режиссера Л. Трауберга титул «Самые виртуозные ноги».
В Петербурге в то время существовал ФЭКС – эксцентрическая фабрика актеров. Л. Трауберг вместе с Г. Козинцевым обучали молодые дарования. Там Мартинсон впервые сыграл в немом кино. Он вылезал из бутылки, как джинн, и метался по экрану. Фильм, к сожалению, не сохранился.
Москва: начало славы
Увидев Мартинсона в «Балаганчике», Мейерхольд пригласил его в Москву. Сыграв в «Мандате», он сразу стал известен. Он был любимцем великого режиссера. В Париже, во время гастролей, зрители стоя аплодировали Мартинсону, который играл Хлестакова. После М. Чехова и Э. Гарина это был третий Хлестаков. За пределами СССР его называли вторым Чарли Чаплиным. Он уже тогда был сложившимся эксцентриком. В 1934 году вышел кинопамфлет «Марионетки», где он сыграл парикмахера Соль. Это была первая большая роль в кино. После выхода фильма его стали часто приглашать на эпизодические роли.
Очень пластичный, он говорил на «языке тела», как тогда говорили. А. Вертинский тоже говорил на этом языке, и снискал всемирную славу. Мартинсон же зависел от режиссера и не всегда мог применить свои способности в рамках роли. Но в эпизоде фильма «Гибель сенсации» 1935 года А. Андриевского он манерно поет романс, изображая его персонажей. Его называли «последним паяцем сцены».
Сыгранный в 1939 году Дуремар странным образом получился более сказочным, чем куклы в фильме. Он играл продавца пиявок органично, подобрав какие-то дрожащие интонации, и сам был похож на пиявку. Это вызывало отвращение и восторг одновременно – так перевоплотиться мог только большой художник.
В 1941 году он сыграл композитора, который сочинял "физиологическую симфонию" – Керосинова. Это был новый успех. Но началась война, и его пригласили на роль Гитлера. В фильмах Сергей Мартинсон дважды играл фюрера. За это Гитлер обещал повесить его, объявив своим личным врагом.
Роли мерзавцев
Ему часто приходилось играть отрицательных персонажей. Один из таких – глупый Вилли Поммер, которого сыграл Сергей Мартинсон в «Подвиге разведчика». Актеру хватало красок, чтобы все его работы были разными. Он создал целую коллекцию злодеев.
О роли Карандышева, в которой Мартинсон возводит узколобость в ранг добродетели, много говорили. Это стало совмещением эксцентрики и драмы, но проявляющееся не внешне, а чуть уловимыми интонациями и жестами. Такая сатира действует гораздо сильнее, заставляя зрителя ужасаться: «Если твой свет – тьма, то какова же тьма!».
Роль человека из общества
Шел 1944 год, люди устали от голода и горя. И на экране появляется хорошая оперетта, первая экранизация И. Кальмана – фильм «Сильва». Сам автор после высоко оценивал работу Свердловской студии. Среди актеров – настоящие профессионалы вокала. И вот среди таких серьезных артистов – эксцентричный Сергей Мартинсон.
Он в этом фильме элегантен и ухожен, настоящий денди. Те, кто его помнят, утверждают, что в жизни он и был таким – кавалер, дамский угодник, изысканный, как мадригал. Он пластичен, изящен, танцует и поет, живет легко и не попадает в ситуации. А уж если попал – выскальзывает из них. Ну, в крайнем случае, вежливо предложит оппоненту конфетку. Он – воплощение несерьезности. Кульминацией проявления характера становится его объяснение в любви. Это очень смешно.
Семья
Сергей Мартинсон женился рано, в двадцать лет, на однокурснице Екатерине Ильиной. Из четырех детей выжила только дочь Аня, которую он нежно любил. Жена не стремилась на сцену, посвятив себя домашним хлопотам. А Сергей встретил яркую женщину, балерину Елену (Лолу) Добржанскую, и ушел к ней. От этого союза родился сын Александр.
Супругов часто приглашали на выездные концерты, в том числе в посольства. И однажды в 1945 году Добржанскую с двумя коллегами-балеринами арестовали за шпионаж. Осудили на семь лет и отправили в ГУЛАГ. Заботу о малолетнем сыне взяла на себя сестра Лолы, из лучших побуждений воспитав Сашу в ненависти к отцу и матери. Лола, узнав о предательстве, отказалась от лечения гепатита и умерла. Ей оставался еще год лагерей. Защитил ли отказ от родителей Александра? Нет. Потеряв корни, он выбрал преступный путь и стал уголовником.
На съемках Мартинсон познакомился с третьей женой – Луизой. У них родилась дочь Наташа. Но и тут не было счастья: купив жене квартиру, он оказался покинутым.
Отец и дети
Сын Александр, вернувшись из тюрьмы, занял комнату в квартире отца, тянул с него деньги, пил и дебоширил. Он обвинял отца во всех своих потерях. Дочь Наташа приходила за деньгами, но душевной близости между ними не было. Только с Аней и внуком Вальтером у него были семейные узы. Когда дочь решила уехать из страны, забрав Екатерину Ильину, он очень сильно переживал. Несмотря на многочисленные приглашения, его так и не выпустил ОВИР. В чем тут дело, неясно. Национальность Сергея Мартинсона – русский с примесью шведской крови – не являлась препятствием. Видимо, опасались, что он останется за границей. А он писал письма дочери и первой жене, как будто и не разводился с ней.
Биография
Сергей Мартинсон происходил из приличной семьи. Его мать была дворянкой, вышедшей замуж за выходца из Швеции, барона и почетного гражданина Петербурга. Он владел фанерной фабрикой и, по некоторым данным, поставлял бриллианты императорскому двору. Семья жила в особняке на Миллионной улице, куда часто приглашали гостей. Близким другом отца был композитор А. Скрябин.
После окончания Института сценических искусств он переехал в Москву и отдал жизнь двум театрам – Мейерхольдовскому и Революции. После разногласий с Мейерхольдом недолго служил в Мюзик-холле, а после войны перешел в Театр киноактера.
Он снялся в более чем ста картинах, считая эпизоды. В 1964 году ему присвоили звание Народного артиста. Появившись на свет в 1899 году, он прожил 85 лет. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Заключение
Мало кто из актеров может снискать такое признание у зрителей, как Сергей Мартинсон. Фильмы с его участием до сих пор интересны необычными и богатыми ролями. По ним учатся театральным приемам студенты. Его по-доброму вспоминают коллеги. По нему скучают друзья.
Почему бы не пересмотреть старую комедию, где он играет?