Каббалистические знаки, символы и их значение. Основные понятия в каббале

Различные каббалистические знаки представляют собой запечатленные на символическом уровне основные положения мистического европейского учения, возникшего в XII веке. Символы, упоминающиеся в каббалистической литературе, в большинстве своем являются общими для всех эзотерических практик. Разница состоит лишь в вариациях их значений и сокровенного смысла.

Возникновение и истоки каббалы

Считается, что собственная эзотерическая доктрина сложилась у евреев как реакция на иудейскую ортодоксию. Раввины в основном пытались вывести из Священного Писания (Тора, Талмуд) морально-этические и правовые нормы. Вместе с тем, взаимодействуя с философскими учениями неоплатонизма и гностицизма, отдельные мыслители пытались обнаружить в этих текстах и нечто сокровенное. Они задавались вопросами о сущности Бога и вещей, конечной цели мироздания, происхождении души. Раввины не поощряли подобную деятельность и напрямую запрещали комментировать главы с повышенным содержанием метафизических понятий.

Один из наиболее древних дошедших до наших дней каббалистических трудов - анонимная "Книга творения", написанная в первой половине IX века. Приписываемая в каббалистическом учении еврейскому патриарху Аврааму, эта книга в смутных выражениях повествует о таинственной связи потустороннего мира с числами и буквами еврейского алфавита. Моше де Леон четырьмя столетиями позже публикует центральную книгу каббалистов - "Зогар" ("Сияние"). Несмотря на отсутствие в нем системы, "Зогар" оказал значительное влияние даже на официальный иудаизм. Характерная особенность этого труда - помещение человека на центральное место в мироздании. Согласно "Зогару", человек в состоянии оказывать влияние на действия верховного божества. Поэтому представляется принципиально важным моментом, что Древо жизни (символ всего мироздания) ассоциируется с первым человеком - Адамом Кадмоном.

Последующая каббалистическая литература повторяет главные мысли "Зогара" и комментирует их в соответствии с текущим положением дел. Распространение Каббалы связано с изгнанием евреев из Испании. Проповедники раскрывают широким массам суть своего учения. В XVII веки появляются первые переводы "Зогара" на латынь и национальные языки. Это способствовало популяризации каббалы и упрочению ее связей с другими мистическими учениями.

Суть учения каббалы

Поскольку "Зогар" и другие произведения каббалистической литературы написаны нарочито туманно, представить суть учения еврейских мистиков в стройном виде крайне сложно, однако можно выделить некоторые топосы. Источником вселенной и жизни в ней является бесконечный и непознаваемый Бог (Эн-Соф). Вещный мир низок, грязен и недостоин соприкоснуться с Богом, так как последний от этого запятнал бы свою сущность. Но чтобы не утрачивать связь с миром, он поставил между собой и ним творческие силы (сефироты, от еврейского "сафар" - "считать"). Всего их десять, что позволило мыслителям позднейших поколений связывать сефироты и 10 небесных сфер космологии Клавдия Птолемея. Расположение сефирот стало сутью символа Древа жизни, воспринимаемого книжниками либо как символ первочеловека Адама, либо как схему метафизического микрокосма. К числу сефирот относятся:

  1. Венец.
  2. Мудрость.
  3. Разум.
  4. Величие (в других интерпретациях - Любовь).
  5. Сила (также, Правосудие).
  6. Красота (иначе, Милосердие).
  7. Победа.
  8. Слава.
  9. Основание.
  10. Царство.

Устройство вещного мира тоже сложно. Он делится на три уровня: бериа, иецира и асия. Эти названия образованы от соответствующих глаголов еврейского языка, обозначающих с различными коннотациями одно и то же - "творить". Каждый из этих миров, в свою очередь, подразделяется на структурные элементы. Они параллельны друг другу, и каждый элемент одного мира имеет соответствие в другом.

Конечная цель каббалы, как и ортодоксального иудаизма, состоит в исполнении божественного закона и достижении Бога. Но средства для этого разнятся. Ортодоксальный иудаизм отличается формализмом, требованием буквального исполнения закона (на этот счет любопытны курьезы вроде запрещения любого действия в шаббат, поскольку оно может быть воспринято божеством как запрещенный в этот день труд). Каббалисты же стремились к соединению с бесконечностью не столько телом, сколько душой. Метафизические испытания, обрекающие человека на страдание, важны для них как свидетельство бессмертия души и ее способности к перевоплощению.

Царь Соломон в системе каббалистических учений

Для развития каббалистических знаков и символов, традиционно объявляющихся древними и дошедшими до современников некими окольными путями, была очень важна историческая традиция еврейского народа. Общеизвестно, что евреи воспринимают свою историю как цепь последовательных возвышений и падений в качестве наказания за гордыню. Поэтому период независимого существования для евреев оказался коротким и бедным на известных персонажей, чей авторитет мог бы обосновать значимость символа. Соломонова печать, имеющая форму наложенных друг на друга равносторонних треугольников, по этой причине часто совпадает со Звездой Давида - его отца. Но за этим символом в каббале закрепилось именно первое название.

В качестве возможной причины можно назвать закрепившееся за Соломоном понимание его как одного из величайших мудрецов древности. Давид, больше известный как псаломщик, в священных текстах воспринимается неоднозначно: известны его частые отступления от Моисеева Декалога, воинственность, чреватая неоправданной жестокостью, а также любовь к чувственным наслаждениям. Соломон же обладает очарованием мудреца и искателя конечной истины. В любом случае для мистической составляющей каббалы личность Соломона подходит куда больше.

72 беса

Ортодоксальная традиция заявляет, что Соломон испросил у Бога мудрости, дабы стать достойным царем и судьей своему народу. Иначе раскрывается эта тема в мистических учениях. Соломон якобы обнаружил и победил 72 бесов (в исламской традиции - джиннов), после чего связал их и запечатал в сосуде. Этих бесов он вынудил открыть ему тайные знания о природе вещей, что и позволило ему прославиться мудростью и справедливостью.

На соломоновой печати между лучами и в центре образованной наложением друг на друга равносторонних треугольников звезды расположены либо точки, либо окружности. Их значение в мистическом учении варьируется. Согласно одним, точки на этом каббалистическом символе обозначают семь планет (с включением в их число Солнца и Луны; Уран и Нептун на тот момент еще не были известны).

В каббале известны также пентакли царя Соломона, являющиеся мощными магическими оберегами. По легендам, при их изготовлении царь пользовался своим волшебным перстнем. Принцип действия пентаклей Соломона основывается на учении о параллельности миров. Согласно ему, каждый из них связан с каким-то из духов, тот же, в свою очередь, взаимодействует с вышестоящим существом. Такой параллелизм якобы помогает изменять обстоятельства сообразно желаниям обладателя пентакля. Соломон в связи с этим рассматривается многими мыслителями каббалы как основатель эзотерических учений.

Имя Бога

Непознаваемая сущность Бога особенно ярко реализуется в отсутствии его имени в ортодоксальных текстах. Легенда о поединке между патриархом Иаковом и Богом заканчивается требованием победившего патриарха открыть свое имя, от чего Бог уклоняется. В связи с этим тетраграмматон, содержащий в себе имя Бога, считается адептами этого учения наиболее мощным символом. Она состоит из четырех букв еврейского алфавита, мистическим образом связанных со стихиями: огнем, водой, землей и воздухом. Согласно идее параллельности миров, этот каббалистический знак может иметь еще одну трактовку - символ единения Бога, материнства (то есть производящей потенции), дочери и сына.

Появление в этом списке дочери представляет собой очень важное заимствование каббалистов из гностицизма. По гностическим воззрениям (в этом они резко противостоят каббале), столь низменный мир не мог быть создан существом таким благородным и непорочным, как Бог. К развертыванию потенции в Бытие приложил руку либо падший ангел Люцифер (что не отрицает косвенного участия в этом и Бога - существа всеведущего), либо слабейший из высших духов по имени София (то есть мудрость). Каббалисты значительно изменили содержание этого философского конструкта, оставив, впрочем, дочь как содержательный элемент тетраграмматона.

Путаница в понятиях

"Зогар" и другие каббалистические тесты грешат путаницей, вызванной эзотерическим характером учения. В связи с этим каббалистические знаки порой появляются под различными наименованиями. В настоящее время отследить распространение одного и того же символа под разными названиями еще сложнее, поскольку масоны, тайные христианские общества и другие эзотерические движения восприняли значительную часть символического корпуса каббалы. Например, печать Соломона очень часто появляется в литературе под именем каббалистической тетраграммы или гексаграммы. Но некоторые отличия все же можно проследить.

Каббалистическая гексаграмма отличается от тетраграммы тем, что не содержит числа зверя - 666. В использовании этого тревожного символа каббалисты не одиноки. Задолго до публикации "Зогара" первые римские христиане занимались нумерологическими выкладками и пришли к выводу, что 666 - это символическое проявление скорого пришествия Сатаны. Это число удобно также тем, что ярко демонстрирует недостаточность Дьявола по отношению к Богу (символ Бога - 777). Преследования христиан императором Нероном уверили тех, что этот тиран и является воплощением Сатаны на земле, тем более что путем некоторых манипуляций число 666 можно было вывести из его имени.

Пентаграмма

В силу той же путаницы в каббалистических текстах пентаграмма чаще всего ассоциируется с пентаклями Соломона. Нынешние каббалисты уже не проводят между ними кардинальных различий. Предполагается, что и то и другое является мощным магическим инструментом, одинаково востребованным как в белых, так и в черных практиках. Что такое пентаграмма, известно всем - это пятиконечная звезда, являющаяся символом многих оккультных течений. Между тем этот символ определенным образом вписывает в мистические учения Давида - отца Соломона. Существует еще одна версия относительно того, как Соломон получил свою мудрость. Перед смертью отец передал ему свой перстень, на котором была изображена пентаграмма. В тот же момент перед новым царем явился ангел, передавший ему часть божественной мудрости.

Различия между символами можно усмотреть в их интерпретации. Понимание того, что такое пентаграмма, отличается от определения пентакля тем, что первая символизирует всемогущество разума. Еще одна интерпретация - могущество физическое и иерархическое, как царя над подданными.

Прочие символы каббалы

Значительная часть символики еврейских мистиков представляет собой либо модификации знаков, обозначающих основные понятия каббалы, либо заимствования из других мистических учений. К первым относится сердцеграмма, олицетворяющая дихотомию любви и ненависти. Основой этого символа послужила гексаграмма.

От древних культов была позаимствована свастика, которую рисовали жрецы огненного бога Агни. Практически в неизменном виде этот символ и приветствие жрецов Солнцу вскидыванием правой руки было заимствовано немецкими национал-социалистами. Древнеегипетские религиозные практики дали каббалистам такие символы, как Глаз Гора и знак неиссякаемой жизненной силы Анх.

Талисманы и обереги

Наиболее часто используемым каббалистическим оберегом является печать Соломона. Это связано с широким диапазоном его действия: он способен приносить своему обладателю как материальные блага, так и духовные. Нынешние представления о символах каббалы, значительно утративших прежнее метафизическое и богоискательское наполнение, позволяют заниматься изготовлением амулетов самостоятельно. Допускается изготовление печати и для разовой акции. В этом случае допускается использовать в качестве материала не чистое золото, а золотую бумагу или краску. Неизменными остаются лишь требования совершать ритуал в воскресенье при растущей луне.

Утратив мистическое содержание, знаки каббалы часто используются в татуировках или становятся эмблемами различных молодежных движений и музыкальных групп. Но остаются люди, верящие в мощь и значение этих символов. Очень часто можно увидеть в продаже различную бижутерию: каббалистические браслеты, кольца, серьги, покрытые непонятными письменами и знаками. Наибольшим спросом пользуются кольца. Во-первых, они напоминают о кольце Соломона, а во-вторых, имеют дополнительную символическую нагрузку: будучи замкнутым, кольцо символизирует бесконечность Бога.

Каббала сегодня

Профанация основных символов и понятий еврейских мистиков привела к некоторым изменениям в их учении. То, что осталось скрыто от широких масс, составило основу эзотерической каббалы - учения, доступного лишь узкому кругу посвященных. Хотя XXI век кажется эпохой разума и рациональности, мистические учения все еще востребованы в обществе, как показывает продажа различных оберегов и уверения в их могуществе. Путаный текст опубликованных каббалистических книг вполне применим к любому современному событию. В таинственных строчках "Зогара" при желании можно обнаружить предсказания о терактах, сексуальной революции и полетах в космос. Нельзя также забывать и о потрясениях, выпавших на долю человечества в прошлом столетии. Две мировые войны, унесшие и искалечившие множество жизней, ряд локальных, но не менее кровопролитных конфликтов, стремительное изменение мира побуждают многих людей сбежать от действительности и укрыться во вполне комфортном мире мистики и оккультизма. Каббала своим отношением к человеку как к микрокосму макрокосма привлекает значительную часть таких ищущих высшего смысла в происходящих событиях людей. При сохранении существенной части учения скрытой, многие каббалисты открыто проповедуют свои идеи, утверждая, что чтение их книг и постижение Божественной сущности способны подарить человеку спасение и успокоение.

Комментарии