Семинарское занятие: определение, виды, задачи, методика разработки

Семинарское занятие является одной из основных форм аудиторного обучения. Наряду с лекцией, консультацией, самостоятельной и прочими видами работ, этот урок разрабатывается по определенной методике и преследует конкретные цели. В статье узнаем о том, что представляет собой семинарское занятие в вузе, по какой схеме оно выстраивается и как правильно к нему подготовиться.

Что такое семинар

Под данным термином следует понимать разновидность аудиторских занятий. Семинары относятся к категории практических работ. Они предназначены для систематизации, углубления и закрепления полученных знаний по пройденным темам. При активном участии в ходе семинарского занятия студент приобретает навыки практического применения имеющейся информации, развивает личностные качества и повышает свой интеллектуальный уровень. Кроме того, практические занятия являются неотъемлемой частью обучения будущих специалистов, поскольку позволяют получить базовый теоретический опыт, незаменимый для осуществления профессиональной деятельности в дальнейшем.

Количество семинаров и продолжительность каждого занятия устанавливается учебным планом каждой дисциплины. Здесь же отмечается и содержательная часть работы. Семинары – это обязательный элемент гуманитарных и социально-экономических дисциплин, по которым закрепление знаний требует ознакомления с дополнительными литературными источниками. Данный вид аудиторного занятия проводится исключительно под руководством преподавателя, в обязанности которого входит подготовка всей необходимой учебно-методической документации для проведения урока, промежуточного или итогового контроля.

Как правило, семинарское занятие в вузе проводится по наиболее сложным темам и пройденным разделам. Задача преподавателя заключается в формировании и развитии у студентов навыков научно-исследовательского мышления, самостоятельности, активного участия в тематической дискуссии. На семинарах учащиеся делятся своими умозаключениями и выводами, оттачивают умение аргументировано излагать личную точку зрения и защищать ее.

Функции данного вида аудиторной работы

В первую очередь стоит отметить контрольную функцию семинаров. Будучи элементом систематичной самостоятельной работы, результаты проведения занятий позволяют преподавателю сделать вывод о содержательности и глубине полученных студентом знаний. На семинарах педагог имеет возможность раскрыть сильные и слабые стороны отдельной группы, целого потока или индивидуально каждого обучающегося. Своевременно выявленные пробелы в знаниях студентов укажут преподавателю на учебно-методические ошибки, допущенные им в процессе изложения темы.

В зависимости от формы семинарской работы, функция учета и контроля отражается в разной степени. Например, при развернутой беседе и викторине функция контроля играет более значимую роль, а при индивидуальных докладах, выступлениях с рефератами – менее значимую. В то же время нельзя не упомянуть о познавательной и воспитательной функциях, соотношение которых изменяется в зависимости от типа семинарского занятия.

Целевое назначение

Задачи семинарского занятия состоят в развитии познавательных навыков, стремлении к самостоятельному мышлению и творческой самодостаточности студентов. Если лекция, как вид аудиторной работы, необходима для ознакомления с учебным материалом, то семинар предназначен для углубления, расширения, детализации и обобщения усвоенной информации.

В некоторых случаях преподаватель сохраняет за собой право сообщать дополнительные знания по изучаемой теме во время практических и семинарских работ. В процессе обучения студенты отрабатывают практические приемы и используют эффективные методы анализа теоретической концепции дисциплины, в результате чего приобретают умения и навыки использования современных научных подходов.

Образовательные технологии при проведении семинаров

Чтобы достигнуть поставленных целей и решить требуемые задачи, практические работы в большинстве современных высших учебных заведений России проводятся с применением новых образовательных технологий. Не отказываются преподаватели и от использования традиционных методов семинарских занятий, которые позволяют найти последовательные ответы на интересующие вопросы и выполнить тренировочные упражнения с целью закрепления ранее изложенного теоретического курса.

В технологиях инновационного типа преобладает игровой принцип, используется схема моделирования с целью оттачивания навыков межличностного общения. Достаточно интересными и популярными методиками семинарского занятия, по мнению педагогов, являются те, в которых реализуются принципы партнерства.

Применение актуальных образовательных технологий предполагает организацию различных учебно-проверочных мероприятий:

  • деловых и ролевых игр;
  • викторин;
  • марафонов, подразумевающих выражение собственных идей, мировоззренческих позиций, размышлений;
  • дидактических игр;
  • обыгрывание конкретных ситуаций.

Во время семинарских занятий учащиеся имеют возможность выступить с докладом, рефератом, поучаствовать в их обсуждении. Помимо того, используются и другие образовательные технологии – интеллектуальные и коммуникативные тренинги; состязания на внимательность и смышленость. Семинары предназначены для того, чтобы помочь студентам плавно перейти от теоретического обучения к самостоятельной практической деятельности.

Содержание занятия

Для реализации задач, которые стоят перед дисциплиной, преподаватель обязан:

  • заблаговременно подготовить методическое сопровождение урока;
  • спланировать и организовать самостоятельную работу учащихся;
  • стимулировать развитие творческих способностей и инициативность студентов за счет индивидуализации учебной программы.

Любой из видов семинарского занятия должен соответствовать требованиям рабочей программы, утвержденной на заседании предметно-методической комиссии кафедры. Практическое задание учащихся является основным содержанием семинара. Оно формируется таким образом, чтобы в нем отсутствовали прямые повторы вопросов, озвученных на лекции. Кроме того, практическое задание должно способствовать поиску дополнительных источников литературы, развитию логического мышления и умению искать альтернативные варианты решения.

По отдельным темам дисциплины допускается подготовка сразу двух докладов по наиболее актуальным вопросам. Докладчики назначаются заранее. За каждым выступающим закрепляется конкретная тема. Принципы выстраивания практических занятий и семинаров:

  • актуальность;
  • аргументированность;
  • взаимосвязь с другими дисциплинами.

Материал, который студент выносит на семинар, должен включать в себя упоминание современных достижений науки или техники в изучаемой области. Содержание доклада должно быть максимально приближенным к фактической профессиональной деятельности по специальности и основываться на знаниях и умениях, сформированных в процессе обучения на предшествующих занятиях.

Разновидности семинаров

Преподаватели отечественных вузов отмечают три вида семинарских занятий:

  • те, что проводятся с целью углубления изученного тематического раздела;
  • те, что помогают проработать отдельные, наиболее важные и типичные в методологическом отношении темы курса;
  • специализированные научно-исследовательские.

Выбор типа семинара зависит от теоретической части и особенностей рекомендуемых по ней источников и пособий. Немаловажное значение имеет и уровень подготовленности группы, организованность и работоспособность студенческого коллектива, его специализация и профессиональная ориентированность. При выборе вида семинарского занятия преподаватель также должен отталкиваться от опыта предшествующих занятий.

Различаются практические занятия и по форме проведения. Их существует несколько, причем каждая из них призвана обеспечить реализацию всех функций семинара. В вузах России семинарские занятия проводятся в виде:

  • развернутой беседы;
  • диспута;
  • обсуждения докладов и рефератов;
  • комментированного чтения;
  • упражнений на самостоятельность мышления;
  • письменных контрольных работ;
  • коллоквиума.

Развернутая беседа

Данная форма лекционно-семинарского занятия является одной из наиболее распространенных. Она подразумевает подготовку всех студентов группы по плановым вопросам с единым перечнем рекомендуемых литературных источников. Развернутая беседа на семинаре может содержать не только выступления учащихся, но и вступительное и заключительное слово преподавателя. Ответы студентов заслушиваются по личной инициативе или вызову руководителя.

Эта форма семинарского занятия позволяет вовлечь в процесс обсуждения проблемных вопросов максимальное число студентов при грамотной, заранее продуманной постановке и использовании мотивационных, побуждающих к ответу средств в виде четко сформулированных дополнительных вопросов к докладчику и остальным студентам. Задача преподавателя заключается в поддержании высокой степени концентрации внимания путем акцентирования внимания на сильных и слабых сторонах выступлений одногруппников, новых, ранее не оговариваемых моментах, открывшихся в процессе.

Доклады и рефераты

Семинарские занятия по философии или истории обычно выстраиваются по системе подготовленных заранее докладов, что позволяет привить студентам умение мыслить самостоятельно, стремление к поиску новых фактов, аргументов, примеров, идей. В творческой и научной деятельности данные навыки играют первостепенную роль.

На обсуждение семинара целесообразно выносить 2-3 доклада, продолжительность каждого из которых не должна превышать 15 минут. В некоторых случаях помимо докладчиков могут быть назначены оппоненты и содокладчики, которым разрешено предварительно ознакомиться с содержанием докладов во избежание дублирования. Темы семинарских занятий, проводимых в реферативной форме, могут быть самыми разными. Они могут совпадать с формулировкой пункта в плане работы или частично с одной из его сторон, связанной с практической актуальностью проблемы. Помимо коллективной, не исключается также возможность проведения индивидуальной работы с докладчиками, что невозможно при семинаре, проводимом в форме развернутой беседы.

Интересно, что обсуждение рефератов студентами на семинарских занятиях допускает отклонение от основной темы в сторону родственных дисциплин, утвержденных в учебном плане предметно-цикловой комиссией. Реферат – это письменная работа, посвященная конкретной исторической или теоретической проблеме, обзору художественного произведения, научной монографии под руководством преподавателя. В отличие от доклада обычного типа, содержание работы предполагает значительное углубление в тему исследования, наличие собственных тезисов, выводов.

Реферат зачитывается во время семинара самим автором. Чтобы качественно подготовиться к данному виду работы, студентам требуется не менее двух недель. В педагогике семинарские занятия, проводимые с реферативными докладами, считаются целесообразными на завершающем этапе изучения конкретного раздела, когда его основные положения уже обсуждались.

Подготовка реферата – весьма эффективный способ приобщить студента с первых курсов к научно-исследовательской деятельности. Тематику докладов преподаватель рекомендует обучающимся сам. При этом участники семинара могут предложить свои темы при условии, что они связаны непосредственно со спецификой изучаемой дисциплины. Прежде чем одобрить тему, выбранную студентом, преподаватель должен ознакомится с подготовленным им планом и порекомендовать дополнительную литературу.

Семинар-диспут

В отличие от других форм проведения аудиторского занятия, эта считается наиболее удобной для выработки у студентов навыков приводить в качестве аргументов только подтвержденные официальные данные. Диспут может быть использован в качестве как самостоятельной семинарской формы, так и элемента других видов практических занятий.

Максимально интересны семинары-диспуты при объединении нескольких учебных групп. Учащиеся одной из них готовят доклады, а второй – готовятся выступить в роли оппонентов. О распределении ролей договариваются заранее. Важно, чтобы вопросы, выносимые на обсуждение, всегда имели значимость с теоретической и практической точки зрения. Диспут может быть организован преподавателем спонтанно или же запланирован предварительно. Полемика обычно разгорается быстро, стихийно. В ходе дискуссий студенты отрабатывают оперативность своих мыслительных реакций и учатся отстаивать в споре личное мировоззрение.

Конференция

Это еще одна модель организации семинарских занятий, которая имеет много общего с практической работой, выстроенной по докладной системе. По всем имеющимся пунктам плана занятия преподаватель поручает студентам подготовить краткие сообщения. В начале семинара руководитель берет вступительное слово, после чего передает эстафету первому докладчику. По завершении выступления каждый слушатель в аудитории должен задать как минимум один вопрос по рассмотренной теме. Соответственно, вопросы и ответы являются основной частью семинара.

Суть семинарской конференции заключается в необходимости углубленной подготовки студентов. Известно, что постановка вопроса требует детальной проработки той или иной темы. Чем основательнее была проведена подготовка, тем более сложный вопрос сможет задать учащийся. Если докладчик не знает ответа, на вопрос может ответить любой участник конференции, изъявивший желание высказать свою точку зрения.

Другие формы семинара

Чтение источников с комментариями – это вид организации работы на семинаре, который преследует цель осмысленного ознакомления учащихся с рекомендуемой литературой. Комментированное чтение первоисточников редко является единственным элементом занятия. Как правило, работа во многом напоминает развернутую беседу, ее длительность составляет не более 20 минут. Комментированное чтение – это отличный способ приучить студентов ориентироваться в информационных источниках.

Решение задач на самостоятельность мышления могут быть самостоятельным элементом как развернутой беседы, так и относиться к обсуждению докладов. Самая популярная тактика ведения занятия выглядит так: руководитель семинара предлагает несколько актуальных вопросов, касающихся конкретной тематики или моделирует сложные ситуации, требующие решения и последующего анализа. Такой вид практической работы содействует улучшению у обучающихся способностей глубоко вникать в суть теоретических проблем.

С целью выяснения или углубления уровня знаний некоторые преподаватели предпочитают проводить коллоквиумы-семинары. Их нередко организовывают в дополнительное время для тех студентов, которые не проявляют особой активности на семинарских занятиях.

Как распланировать проведение семинара

Готовясь к семинарскому занятию по философии или любой другой гуманитарной дисциплине, преподавателю важно не утратить взаимосвязь между практическим заданием и лекцией. Семинар не должен ее повторять, но при этом руководитель должен сохранить связь между его содержанием и принципиальными положениями лекционного материала.

Иногда преподаватели при разработке семинарского занятия используют иную последовательность:

  • сначала студентов за 15-20 минут знакомят с лекцией, которая раскрывает общие вопросы и проблемы по теме;
  • затем дается время для самостоятельной работы;
  • остальная часть занятия отводится на проведение семинара и освещение вопросов, слабо усвоенных обучающимися.

Составить план проведения практического занятия можно и по-другому. Для этого лектор предоставляет группе план лекции и перечень рекомендованных литературных источников. Преподавать называет несколько вопросов, имеющих теоретическую значимость и практический интерес, но так как за неимением времени осветить их во время лекции не представляется возможным, подробное общение на эту тему будет запланировано на предстоящем семинарском занятии по психологии, философии, социологии, правовым и другим дисциплинам. Заинтересованность в теме пробудит студенческую любознательность, обострит желание разобраться в проблемах.

В первую очередь обучающиеся должны уяснить предложенный план задания и осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы. При раскрытии темы семинарского занятия главная роль все же принадлежит руководителю.

Подготовка к занятию студентов

Перед опросом учащимся придется провести немало времени с книгой. Подготовка к семинарскому занятию требует обращения к литературе, собственных рассуждений, уточнения и освоения новых терминов, категорий. Сталкиваясь в ходе подготовки с незнакомыми или малопонятными нюансами, студент должен сам отыскать ответы или же задать свой вопрос на самом семинаре. При появлении спорных моментов преподаватели обычно предлагают обучающимся поразмыслить над аспектами, которые вызывают интерес группы из-за неоднозначности и противоречивости, что нередко становится поводом для разделения участников семинара на две оппонирующие группы. Их появление – именно то, что нужно для активизации семинара, дискуссии, поиска истины.

Следуя методическим указаниям к семинарским занятиям для студентов, в процессе подготовки необходимо тщательно прорабатывать остро стоящие вопросы. Обучающемуся достаточно определить для себя хотя бы 1-2 подтемы, в которых он чувствует себя достаточно уверенно и смог бы подискутировать в качестве оппонента или консультанта докладчика.

На следующем этапе семинара преподаватель с группой проделывает сложную объемную работу, углубляясь в суть обсуждаемых аспектов. Благодаря активному участию в практическом занятии студенты учатся выступать публично, оценивать реакцию слушателей и грамотно излагать свои мысли, формулировать аргументы для защиты своей точки зрения. В ходе семинара каждый учащийся имеет возможность самокритично подойти к оценке собственных знаний, сравнить уровни подготовки одногруппников и сделать выводы о необходимости повторной проработки материала.

На практических занятиях студентам следует опираться на законспектированные лекции, собственные заметки и выписки из учебников, монографий, научно-исследовательских статей. Те, кто добросовестно подходит к учебному процессу, стремятся усовершенствовать свой конспект, сделать его информативнее и качественнее. Таким образом, от одного семинара к другому, оттачивая навыки работы над проблемами, студент приближается к достойному профессиональному уровню, соответствующему выбранной специальности.

Методические разработки семинарского занятия

Преподавателю, готовящемуся к проведению опроса в аудитории, в первую очередь необходимо продумать его структуру. Семинары в вузах должны обязательно иметь:

  • название, отражающее тему;
  • цели и задачи занятия;
  • последовательный план;
  • материалы для контроля уровня знаний;
  • обучающие примеры.

Наиболее ответственной частью семинарского занятия является контроль полученных знаний. Данный раздел нежелательно сокращать или вовсе исключать из плана проведения учебного часа. С целью контроля знаний проводят индивидуальное собеседование с каждым студентом, проверяют письменные задания, знакомятся с выводами, заключениями или другими материалами учащихся – все это позволяет объективно оценить степень освоения теоретической части дисциплины в рамках определенной темы.

Для заключительного собеседования преподавателю следует заранее составить контрольные вопросы и тестовые упражнения. Выбор задач зависит от цели семинара, его содержания. Подводя итоги, руководитель семинара резюмирует озвученные в ходе занятия положения, использует упрощенные формулы для запоминания, отвечает на интересующие вопросы и выставляет соответствующие оценки студентам, отмечая наиболее активных и плохо подготовленных лиц, назначает тему и дату для отработки, оглашает задание для самостоятельной работы дома.

При разработке семинарских занятий методические рекомендации служат определенным остовом, от которого следует отталкиваться. В ходе подготовки практической работы преподаватель должен детально ознакомиться с порядком его подготовки, изучив требования рабочей программы дисциплины и сформулировав цели и задачи занятия. Только после этого можно приступать к разработке плана аудиторского семинара.

Руководитель самостоятельно моделирует вступительную и заключительную части практического занятия, предварительно раздает студентам вопросы и индивидуальные задания, включая научно-исследовательские и творческие. Кроме того, преподаватель обязан проинструктировать обучающихся о том, как им следует подготовиться к семинару. Для этого педагог оглашает источники литературы, наиболее подходящие к изучаемой теме, и делится со студентами рекомендациями по организации самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию. Выстраиваться оно должно последовательно:

  1. Любой семинар начинается с вводной части, в которой озвучивается цель, задачи и излагается основной замысел практической работы.
  2. К основной части занятия относятся выступления докладчиков и содокладчиков, организация дискуссии, где каждый имеет возможность раскрыть свое видение проблемы.
  3. Завершающий этап семинара – это обобщение и оценка результатов работы студентов.

Для удобства и наглядности преподавателю рекомендуется заранее оформлять развернутый конспект семинара с распределением пунктов плана по времени. При организации практических занятий играет важную роль принцип совместной деятельности. Согласно исследованиям различных методик преподавания, при совместной учебной деятельности, направленной на поиск ответов, процесс мышления и усвоения знаний является более эффективным. Семинары эффективны тогда, когда проводятся как предварительно подготовленные коллективные обсуждения. Такая методика построения практического занятия позволяет следить за динамикой развития научного мышления у студентов.

Комментарии