Фрэнк Дарабонт: биография, личная жизнь, фильмы
Прошлое столетие подарило миру целую плеяду удивительно талантливых кинематографистов, которым удалось не только создать гениальные киношедевры, но и определить развитие многих существующих жанров кинематографа. К таким выдающимся постановщикам, бесспорно, относится Фрэнк Дарабонт.
Венгерский иммигрант
Один из самых знаменитых режиссеров и сценаристов современности родился в конце января 1959 года в лагере, обустроенном для беженцев во французской коммуне Монбельяр. Национальность Фрэнка Дарабонта - венгр, так как родители были гражданами Венгрии, но были вынуждены покинуть родину в связи с трагическими событиями и последствиями неудавшейся революции 1956 года. Семья будущего кинематографиста не осталась во Франции, подросший Фрэнк вместе с родными иммигрировал в США.
Его ранее детство и юность прошли в Лос-Анджелесе. Ранняя биография Фрэнка Дарабонта непосредственно связана со множеством переездов, которые оказали влияние на формирование его мировоззрения и личностных пристрастий. После обучения в средней школе юноша проявил неподдельный интерес к миру кино, поэтому в качестве среды для профессиональной самореализации он выбрал киноиндустрию. Личная жизнь Фрэнка так и не сложилась, все свои силы он посвятил кино.
Начало творческого пути
Творческая деятельность кинематографиста началась с работы над производством малобюджетного хоррора «Адская ночь», в котором Фрэнк Дарабонт выступил в качестве помощника продюсера. Именно на съемочной площадке фильма он познакомился с Чаком Расселом. Их встреча стала началом многолетнего плодотворного сотрудничества. На протяжении шести последующих лет он оттачивал свои навыки, работая в Голливуде то декоратором, то ассистентом художника-постановщика. В этот период личная жизнь Фрэнка Дарабонта ознаменовывается его вступлением в брак с Карин Вагнер, монтажером голливудских киностудий.
Вместе с Расселом Дарабонт написал сценарий к третьей части культовой хоррор-франшизы «Кошмар на улице Вязов». Серия с подзаголовком «Воины сна» получилась в разы оригинальнее предыдущей, хотя создателями был снова использован метод сопоставления происходящего во сне и последствий в реальности. По признанию критиков, во многом благодаря популярности у зрительской аудитории третьей части Фредди Крюгер занял почетное место в пантеоне легендарных злодеев хорроров.
Ремейки и сиквелы
В дальнейшем фильмография Фрэнка Дарабонта пополнилась ремейком классической ленты «Капля» 1958 года, который снимал Чак Рассел в тандеме с Дарабонтом, выступившим в ипостаси сценариста. Следует заметить, что хоррор и сейчас выглядит весьма впечатляющим. Но в прокате лента провалилась: раньше метафора «коммунистической угрозы» сработала успешно, но новое авторское прочтение сюжета о смертоносной заразе, намекавшее на СПИД, публике не пришлось по душе.
Кроме этого, Фрэнк Дарабонт принимал непосредственное участие в создании фантастического сиквела «Муха 2». По оценке критиков, фильм уступает оригиналу, так как практически напрочь лишен драматизма человеческих судеб, который курсивом проходил в работе Дэвида Кроненберга.
Первые пробы на ТВ
Если говорить о режиссерской деятельности Фрэнка Дарабонта, то непременно следует упомянуть его дебютный телефильм-триллер «Заживо погребенный» (1990), главные роли в котором исполнили Тим Мэтисон и Дженнифер Джейсон Ли. История подлой женщины, чрезмерно одержимой плотскими утехами, и обескураженного и разгневанного мужа, сумевшего выбраться из могилы, привлекла внимание общественности. Зритель оценил великолепный, остроумный сценарий и замечательное исполнительское мастерство актеров. Картина получилась настоящим подарком для любителей жанра.
В этот период режиссер впервые снимает короткометражку по новелле Стивена Кинга «Женщина в комнате», что является значимой вехой в его карьере, ведь впоследствии список лучших фильмов Фрэнка Дарабонта будут возглавлять экранизации произведений Короля Ужасов.
Триумфальный дебют в большом кино
Режиссерский дебют Фрэнка Дарабонта имел феноменальный успех. Тюремная драма «Побег из Шоушенка» была восторженно встречена как зрительской аудиторией, так и экспертами кино и удостоена 7 номинаций на премию «Оскар», в том числе и как «лучший фильм».
Экзистенциальная драма занимает первое место в рейтинге лучших фильмов версии IMDB, является любимым киношедевром Нельсона Манделы и любимой экранизацией самого Кинга наряду с «Останься со мной». «Побег из Шоушенка» - бесспорно и официально лучший в мире кинопроект, эталон режиссуры и экранизаций Кинга. Сценарий по-человечески трогательной притчи о непреодолимом стремлении людей к свободе, написанный Дарабонтом в черновом варианте, очень заинтересовал постановщика Роба Райнера («Останься со мной», «Мизери»). Режиссер предлагал Дарабонту $2,5 млн за права на сценарий и постановку фильма, но Фрэнк, серьезно обдумавший щедрое предложение, решил не упускать шанс создать нечто действительно эпохальное и поставил картину самостоятельно.
В качестве сценариста
После оглушительного успеха режиссерского дебюта Дарабонт не перестал быть востребованным сценаристом. При его непосредственном участии в прокат вышли ленты «Франкенштейн Мэри Шелли» - историческая драма с любовным воссозданием колорита минувшей эпохи, «Фанат», «Стиратель», «Вампиры» и военная эпическая драма «Спасти рядового Райана», которая вошла в десятку самых вдохновляющих кинопроизведений 20 столетия.
Также Фрэнк участвовал в создании телефильма «Бег Черной Кошки», неоднократно писал сценарии к отдельным эпизодам популярных сериалов «Байки из склепа» и «Молодой Индиана Джонс».
Вторая и не последняя
Второй и не последней экранизацией Кинга в режиссерском видении Дарабонта стала мистическая драма «Зеленая миля», длящаяся почти три часа и способная задеть за живое даже самого закоренелого циника. Фильм не получил культового статуса, как «Побег из Шоушенка», но был высоко оценен критиками и зрительской аудиторией. Действительно шедевр по всем параметрам, к сожалению, не получил ни одного «Оскара», все статуэтки забрала «Красота по-американски», которая в рейтинге IMDb уступает «Миле» не один десяток позиций. Лента вошла во всевозможные списки лучших преступно лишенных призов печальных картин, породив массу подражаний и пародий.
После этой работы кинодеятель участвовал в производстве многих картин, значимыми среди которых являются фильмы «Мажестик», «Море Солтона», «Особое мнение», «Соучастник». А в «Кинг-Конге» Фрэнк появился в камео.
Попытка №3
Справедливости ради стоит отметить, что фильмы Фрэнка Дарабонта по произведениям С. Кинга не все удачны. Есть одно исключение. В 2007 году он занимает режиссерское кресло в ленте «Мгла», в основу которой положен рассказ «Туман». После двух предыдущих крайне успешных экранизаций новый проект оставил многих в недоумении. Как оказалось, постановщик не собирался снимать фильм ужасов в его классической трактовке. Он лишь позаимствовал у Кинга апокалипсическую ситуацию, чтобы показать, как ведут себя люди, оказавшись в западне собственного страха, отчаяния и безысходности. Так Дарабонт, застряв между хоррором, триллером и драмой, не смог угодить ни критикам, ни большинству простых обывателей. Поэтому вновь вернулся к написанию сценариев, работая в составе творческой команды картин «Годзилла» и «Белоснежка и охотник 2».
Зомби
Значимой вехой в карьере Фрэнка Дарабонта заслуженно считается эпопея «Ходячие мертвецы». Причем, пока Даработн активно участвовал в создании проекта, именно ожившие мертвецы притягивали внимание аудитории, а не ошалевшие выжившие герои. В первом сезоне сериала зомби были просто молодцы. Они умели тихонько подкрадываться к жертвам, разбивать окна камнями, лазать через заборы.
Поклонник творчества Джорджа Ромеро Дарабонт создавал их с оглядкой на «Ночь», «Рассвет мертвецов» и «День мертвецов». Они были именно ходячими. А вот резвые и бегающие зомби Дэнни Бойла ему совсем не нравились. Поэтому из-за творческих разногласий кинодеятель во время производства второго сезона покинул проект. В результате драматургические акценты шоу сместились на конфликты живых героев, количество которых увеличивалось с каждым новым эпизодом. Про зомби практически забыли.
«Город гангстеров»
После небывалой популярности «Ходячих мертвецов» Фрэнк решает продолжать работу на телевидении. Он готовит к выпуску новый авторский проект «Город гангстеров». Действие сериала разворачивается в Лос-Анджелесе в послевоенную эпоху. В центре повествования смертельное противоборство полиции и озверевших гангстеров. Фрэнк приглашает в телефильм нескольких актеров, с которыми работал над «Мертвецами». Первый сезон включал всего шесть эпизодов. Такой мастер, как Дарабонт, сумел сделать из «Города» развернутую, выпуклую историю.