Французское Просвещение

 

Просвещение (идейное течение в 17-18 веках) основано на убеждении, что в познании того естественного порядка, который соответствует подлинной природе общества и человека, решающую роль играет разум и наука. Просветители причиной человеческих бедствий считали религиозный фанатизм, невежество и мракобесие. Будучи противниками феодально-абсолютистского режима, они выступали за гражданское равенство и политическую свободу.

Французское просвещение свое яркое выражение получило в 1715-1789 годы, и неслучайно, что этот период получил название «век Просвещения» (siècle des lumières). Оно объединило прогрессивно мыслящих представителей искусства, естествоиспытателей, философов, юристов и других.

Французское просвещение 18 века создало принципиально новое представление о соотношении государства и человека, о приоритетах и главных ориентирах современного просвещенного индивида, о его этической ответственности как носителя высшего авторитета – разума.

В 18 веке во Франции с развитием буржуазных отношений и укреплением торговли феодализм стал пережитком, проявляющимся только в сословности строения общества. Буржуа, в отличие от предшественников, полагали, что осуществление сдвигов в лучшую сторону возможно только благодаря применению такой мощной меры, как просвещение – овладение знаниями, образование, которое правильно сориентирует ум и избавит от предрассудков.

Французское просвещение стало самым значительным явлением в Европе. Для его сторонников роль разума была выше веры, они выступали против абсолютизма, церкви, за свободу мышления и художественного творчества. В этот период активно формируется самосознание буржуазии.

Начиная с 30-40-х гг. 18 века, с первой волной просветительского движения эстетические и философские споры стали приобретать большую остроту и резкость. С 1757 года на регулярном Салоне в Париже начали демонстрироваться различные произведения искусства, дающие пищу для бурных обсуждений.

Философию французского просвещения, выступавшей чаще в блестящей литературной форме, отличает ее радикальная социальная и антиклерикальная направленность.

«Патриархами» просвещения во Франции считаются французские просветители Вольтер и Монтескье, которые заложили его основы и до конца 40-х гг. оставались его лидерами, уступив потом сцену новому поколению. Монтескье не суждено было увидеть его расцвет (60-70 гг.), однако, Вольтер в эти годы пользовался большим уважением и популярностью.

Вольтер, Руссо, Монтескье, Гольбах, Дидро, Гельвеции, Даламбер – это те великие люди, которые смогли осуществить грандиозный замысел – создать многотомную «Энциклопедию», в которой объединились функции воспитания граждан, пропаганды науки, воспевание созидательного труда. Энциклопедисты, как называли просветителей, резко критиковали государственный порядок, религию, старые взгляды на общество и природу. Без чрезвычайно важного рационального зерна, содержащегося в их учениях, немыслим был бы ни либерализм, ни демократизм, ни социализм 19 века.

Просвещение считается разновидностью людских утопий, имеющих мощное реальное содержание. Французское просвещение как раз и является величайшей человеческой утопией. Ее фундаментальной чертой мировоззрения и доктриной является утопизм и иллюзорность. Просветители-классики не представляли причин, условий и последствий своей деятельности, вот почему они ставили великие, но в итоге неосуществимые, недостижимые цели.

Классичность модели просвещения предполагает ее неповторимость и известную уникальность, однако, именно принципы его французской модели стали мерилом, критерием любого другого аналогичного движния. Французское Просвещение стало выразителем всего общего, что присуще данному процессу как феномену мировой культуры.

 

Комментарии