Классификация упаковки по месту упаковывания: виды, назначение, функции и характеристики, основные требования к упаковке
Сегодня принято классифицировать упаковку в соответствии с рядом признаков. Среди них - место упаковывания; материалы, которые применяются при изготовлении; форма; кратность использования; назначение тары; габариты и грузоподъемность. В данной статье рассмотрим виды упаковки, классификацию и характеристики каждого из них.
Назначение упаковки
Итак, выше представлено несколько критериев, в соответствии с которыми принято формировать группировку. Для начала рассмотрим классификацию упаковки по назначению:
- Транспортная тара и упаковка, которая является самостоятельной транспортной единицей. Используется она для перевозки, хранения и складирования того или иного продукта.
- Потребительская тара применяется для упаковки товарной продукции, которая реализуется исключительно для населения. Она служит частью самого товара и, соответственно, включается в общую стоимость. После осуществления покупки она становится собственностью потребителя. Обычно данный вид классификации упаковки не транспортируется самостоятельно – он перевозится в упаковке транспортного типа.
- Производственная упаковка, которая используется для реализации перевозок внутри завода, цеха или между данными структурами, а также для накопления материалов, сырья, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов.
- Консервирующая упаковка, которую зачастую называют специальной. Она нужна для хранения материалов, сырья, техники и даже опасных отходов химической, радиоактивной природы в долгосрочной перспективе.
Стоит отметить, что представленная классификация тары и упаковки по назначению носит общий характер, в отличие от деления по отраслевому принципу (машиностроительная, пищевая, химическая и другие) или по степени защитных признаков (влагостойкая, от повреждений механического типа, изобарическая, паронепроницаемая и другие).
Используемые материалы
Теперь рассмотрим классификацию тары и способы упаковки по материалам, которые используются при ее изготовлении. Так, принято выделять следующие разновидности тары:
- упаковка из стекла;
- упаковка из дерева;
- упаковка из металла;
- упаковка из полимера;
- упаковка из картона;
- упаковка из керамики;
- упаковка из различных материалов, используемых в определенной комбинации.
Важно знать, что применение того или иного материала как одного из ключевых признаков классификации упаковки предполагает его выбор исходя из конкретных свойств продукта. Речь идет о химических, биологических, гигиенических и физических характеристиках. Кстати, тару из полимера можно идентифицировать в соответствии с названием данного полимера. Например, полистирольная или полиэтиленовая упаковка.
Состав упаковки
Далее разберем классификацию упаковки по составу. В настоящее время выделяют тару и упаковочные средства вспомогательного характера. Среди них - пробки, крышки, которые предохраняют от повреждений, а также засыпки и наполнители. Следует заметить, что тара служит ключевой составляющей или разновидностью упаковки. Она представляет собой инструмент для размещения и дальнейшего перемещения продукции.
Конструкция упаковки
Классификация упаковки в соответствии с избранной конструкцией осуществляется по следующим признакам:
- По конструктивной форме упаковка и тара подразделяется на банки, ящики, коробки, фляги, бутылки, стаканчики, тубы, сумки, бочки, ампулы, пеналы, пакеты, пробирки, мешки и так далее.
- В соответствии с конструктивным исполнением (другими словами, компактностью) выделяют разборную, складную, неразборную, а также разборно-складную тару и упаковку. Стоит заметить, что разборная упаковка имеет свойство разбираться на более мелкие части и, соответственно, собираться в прежнее состояние. Это происходит благодаря соединению элементов, выполняющих функцию сочленения. Складная же упаковка может складываться без нарушения этих элементов, а затем вновь раскладываться.
- По стабильности формы или жесткости конструкции выделяют мягкую, полужесткую и жесткую упаковку. Следует дополнить, что стабильность формы зависит от свойств материала и характеристик конструкции. Жесткая тара никогда не изменит размеров и формы, если заполнить ее тем или иным продуктом. Она может выдержать воздействия механического характера, актуальные при транспортировке и хранении. Сюда относится металлическая, стеклянная, деревянная тара, реже – из полимеров. Полужесткая упаковка не меняет своих размеров и формы исключительно при слабой нагрузке. Как правило, она изготавливается из картона, плотной бумаги или пластмасс. Мягкой упаковке свойственно изменение размеров и формы в случае наполнения ее продуктом, так как ее материал – полимерные пленки, неплотная бумага и так далее.
- В соответствии с уровнем герметичности конструкции принято выделять герметичную и негерметичную тару. Последняя выполняется в открытом виде или закрывается крышкой. Герметичная упаковка непроницаема в отношении жидкостей и газов.
Мягкая потребительская упаковка
При изучении темы "Упаковка: функциональное назначение, элементы упаковки, классификация упаковки" невозможно не выделить категорию потребительской упаковки. Она бывает мягкая и жесткая. Мягкая способна держать продукцию под надежной защитой, если речь идет о воздействиях внешнего характера, а также автоматизировать сам процесс ее изготовления. Как правило, основными материалами здесь выступают полимерные пленки многослойного типа и всевозможные комбинации элементов. В процессе упаковки продукта роботы реализуют фасовочные операции, герметизацию упакованного продукта, а также укладку в тару другого типа, транспортную, которая рассмотрена выше.
Изучая тему потребительской упаковки, следует выделить, что пленка наделена малой удельной массой и невысокой ценой. Именно поэтому зачастую ее применяют разово. Как правило, пакеты изготавливаются методом сваривания. Реже в производстве используется сшивание скобами или склеивание.
Жесткая потребительская упаковка из полимера
Основная функция такой упаковки – обеспечение сохранности продукта, другими словами, предохранение товарной продукции от разрушения или потери формы. Именно поэтому жесткая тара, как правило, наделена механической прочностью. Она удобна в плане потребления. Целесообразно в данную группу отнести литьевую, экструзионно- выдувную, прессованную упаковку, изготовленную из листовых материалов. Кстати, формируется она посредством разных видов механо- и термоформования.
Следует иметь в виду, что потребительская упаковка из листовых материалов по объему потребления и производства, а также экономичности существенно уступает лишь пленочной. Однако, она превосходит пленку по формоустойчивости и жесткости. Тара из представленного материала – это стаканчики, ложки, кассеты, коробки с ячейками, банки и так далее.
Место упаковывания
Классификация упаковки по месту упаковывания достаточно стандартна. Здесь принято выделять торговую и производственную тару. В первом случае технологическую операцию осуществляет непосредственно продавец, во втором – производитель. Вот и все отличия! Необходимо дополнить, что торговая услуга по упаковке может быть как бесплатной, так и платной. Причем бесплатная услуга входит в издержки обращения, а вот платную – оплачивает потребитель.
Технология изготовления
Классификация тары и упаковки в соответствии с данным критерием такова:
- Выдувная упаковка.
- Прессованная упаковка.
- Сварная упаковка.
- Литьевая упаковка.
- Термоформованная упаковка.
Подробнее
Выдувная тара сегодня стоит на третьей позиции по объемам производства, ведь в плане функционала и разнообразия она способна удовлетворить даже самых привередливых потребителей. Она используется для самой разнообразной продукции: сыпучей, жидкой, твердой, пастообразной и так далее. Нужно дополнить, что для ее создания в настоящее время используются почти все разновидности пластмасс. Прессованная и литьевая тара создается посредством литья под прессованием и давление с точным исполнением внутренних полос изделия, а также внешних поверхностей.
Тара из газонаполненных материалов, как правило, изготавливается из пенопласты низкой плотности. Она может выдержать существенные удельные нагрузки, при этом лишь минимально деформируясь. Такую упаковку применяют для того, чтобы обеспечить надежную защиту продукта от толчков, ударов, температурных колебаний или повреждений механической природы.
Комбинированная потребительская упаковка
Целесообразно отдельно рассмотреть комбинированную тару и упаковку, используемую в потребительских целях. В нее входит комбинация различных материалов: картона, бумаги, фольги и так далее. Такая упаковка способна обеспечить высокий уровень сохранности продукции и неплохие потребительские свойства. К данной категории относится тара типа «флоу», другими словами, изготовленная посредством нанесения расплава полимера прямо на изделие, которое нужно упаковать. В упаковке типа «скин» применяются термоусадочные пленки, то есть вторая кожа.
Тара типа «стретч» изготавливается так: продукт закрывается с обеих сторон с помощью термоусадочной или растягивающейся пленки на основе ПВХ или СЭ, ее концы фиксируются скобами, сваркой или клеем между картонными листами. Для того чтобы пленка плотно прилегала, полость с продуктом нагревается и закрепляется в вакуум. Нужно дополнить, что данный вид упаковки применяется для товарной продукции хозяйственного и галантерейного типа, а также для косметики и парфюмерии.
Классификация упаковок по стилю
Сегодня существует немалое количество классификаций, относящихся к упаковке и таре. Одним из самых современных является деление в соответствии со стилем исполнения. В настоящее время выделяют следующие виды упаковок в зависимости от используемого дизайна:
- Упаковки с историей. Сегодня производители продукции зачастую размещают на таре легенду бренда, что совершенно не удивительно: делается это для повышения доверия потребителей. К примеру, виски Chivas Regal.
- Поп-арт. Это направление достаточно медленно, но все же уверенно движется в рекламный дизайн. Уже сегодня он отыскал там свое законное место. Поп-арт – это смелые, повседневными и максимально простые образы с применением яркой, даже афишной палитры цвета.
- Упаковки HandMade. Дизайнерские тенденции все больше и больше тяготеют к простоте, но в то же время к эксклюзивности. Еще несколько лет тому назад в моде была сложная графика, однако, уже сегодня правило «Чем проще, чем лучше», бесспорно, выигрывает. Именно поэтому зачастую производители известных и дорогих марок выбирают оформление упаковки вручную. Во-первых, это вызывает доверие потребителей. Во-вторых, свои плоды дает уникальность и неповторимость. В-третьих, товар, упакованный вручную, находится все же ближе к сердцу потребителя, чем обычная машинная работа, зачастую аналогичная работам других продавцов.
Сегодня существует множество других дизайнерских решений, однако данная тема очень обширна. Поэтому рекомендуется изучить ее отдельно.