Инновационная технология модульного обучения меняет образование
Модульное обучение - это образовательная технология, основанная на структурировании содержания обучения на автономные организационно-методические блоки - модули.
Сущность модульного обучения
Модуль представляет собой целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология его освоения. Каждый модуль содержит:
- целевые установки;
- банк информации;
- методическое руководство;
- систему контроля.
Обучающийся работает с модулем самостоятельно в индивидуальном темпе под управлением преподавателя. Модуль позволяет достичь конкретной дидактической цели. Весь курс складывается из отдельных модулей.
Основным преимуществом технологии модульного обучения является возможность построения индивидуальных образовательных траекторий. Студенты могут выбирать модули в соответствии со своим уровнем подготовки, потребностями и интересами.
Модульное обучение – обучение, при котором учебный материал разбит на информационные блоки-модули. Технология построена на самостоятельной деятельности обучающихся, которые осваивают модули в соответствии с поставленной целью обучения.
Таким образом, технология модульного обучения подразумевает:
- Деление материала на модули;
- Разработку методических рекомендаций для работы над модулями;
- Контроль на разных этапах обучения;
- Гибкий подход к прохождению курса.
Преимущества модульного обучения
Технология модульного обучения имеет ряд преимуществ как для обучающихся, так и для преподавателей.
Для учеников и студентов это:
- Возможность обучения в индивидуальном темпе;
- Самостоятельный выбор траектории обучения;
- Повышение мотивации и интереса к учебе.
Для педагогов:
- Увеличение доли самостоятельной работы учащихся, экономия времени преподавателя;
- Возможность индивидуализации обучения;
- Гибкость в планировании занятий и управлении учебным процессом.
К другим плюсам относятся:
- Эффективная система контроля на разных этапах обучения;
- Выявление сильных и слабых учеников;
- Сокращение лекционных часов.
Преимущества модульного обучения | Для учеников | Для учителей |
Индивидуальный темп | + | |
Повышение мотивации | + | |
Экономия времени | + |
Условия внедрения модульного обучения
Для успешного внедрения технологии модульного обучения необходимо создать ряд условий:
- Мотивация педагогов. Преподаватели должны быть готовы тратить время и силы на разработку модулей;
- Готовность учащихся к самостоятельной работе. Уровень самоорганизации и учебной мотивации должен быть достаточно высок;
- Материально-техническое оснащение. Необходимо обеспечить печать и тиражирование модулей для каждого ученика.
Поэтапное внедрение технологии позволит постепенно создать необходимые условия, минимизировав риски и проблемы переходного периода.
Этапы разработки учебного модуля
Процесс создания обучающего модуля включает следующие этапы:
- Формулировка дидактических целей. Определяется результат обучения по данному модулю;
- Структурирование содержания. Выделение базовых и вариативных элементов;
- Разработка методического обеспечения. Подбор теоретических и практических материалов, заданий для самоконтроля;
- Создание системы контроля. Текущего и итогового.
Технология проведения модульного урока
Модульный урок включает следующие обязательные компоненты:
- Мотивационный этап. Постановка целей, инструктаж;
- Работа с учебными элементами модуля. Усвоение теории, выполнение практических заданий;
- Рефлексия. Подведение итогов, выдача домашнего задания.
Бóльшую часть урока занимает самостоятельное взаимодействие учеников с модулями. Роль учителя - направляющая и координирующая.
Рекомендации по использованию модульного подхода
Для эффективного применения технологии модульного обучения рекомендуется:
- Поэтапное внедрение модулей в учебный процесс;
- Использование разных методов и форм работы: индивидуальной, парной, групповой;
- Интеграция с другими образовательными технологиями.
Перспективы развития модульного обучения
Среди перспективных направлений развития технологии модульного обучения можно выделить:
- Повышение мотивации и вовлеченности учащихся за счет игровых элементов, соревновательности, использования IT-технологий;
- Развитие у школьников и студентов навыков самообразования, умения работать с информацией;
- Расширение межпредметных связей на основе метапредметных модулей;
- Создание открытых банков учебных модулей для совместного использования.
Проблемы и риски модульного обучения
Наряду с достоинствами, технология модульного обучения имеет некоторые проблемы и ограничения:
- Высокая трудоемкость разработки материалов для преподавателя;
- Технические сложности с обеспечением печати модулей в необходимом объеме;
- Неготовность части учащихся эффективно работать самостоятельно, что ведет к снижению результативности обучения у данной категории;
- Снижение живого общения между учителем и учениками, между самими учащимися.
Пример использования модульного обучения в школе
Рассмотрим применение технологии модульного обучения в рамках школьного курса алгебры в 7 классе на примере темы "Линейная функция".
Модуль 1: "Что такое функция. Виды функций". Теория плюс тренировочные задания.
Модуль 2: "Линейная функция и ее график". Изучение свойств линейной функции.
Модуль 3 (вариативный): "Применение линейной функции". Решение прикладных задач.
Итоговый контроль проводится в форме тестирования. Такой подход позволяет индивидуализировать изучение темы.
Пример использования модульного обучения в вузе
Рассмотрим применение технологии на примере курса "Информатика" в техническом вузе.
Модуль 1. "Архитектура компьютеров". Теория устройства ПК.
Модуль 2. "Операционные системы". Изучение Windows и Linux.
Модуль 3. "Офисные программы". Изучение пакета MS Office.
Модуль 4. "Алгоритмизация". Основы программирования.
Модуль 5. "Компьютерные сети". Устройство и принципы функционирования сетей.
Такой подход позволяет студентам в зависимости от начального уровня подготовки выбрать индивидуальную траекторию освоения материала, определяя для себя базовые и дополнительные (вариативные) модули.
Перспективы модульного обучения в сфере дополнительного образования
Гибкая структура модульных курсов открывает большие возможности для сферы дополнительного образования:
- Создание краткосрочных курсов по актуальным направлениям под запросы слушателей;
- Возможность комбинирования модулей в различных вариациях;
- Реализация программ дистанционного обучения на модульной основе;
- Привлечение специалистов для разработки отдельных модулей без привязки к курсу целиком.
Использование модульного обучения в корпоративном образовании
Модульный принцип активно применяется для обучения персонала в компаниях. Это позволяет:
- Гибко реагировать на меняющиеся потребности бизнеса, оперативно внедряя новые короткие модули;
- Проводить точечное обучение отдельных категорий сотрудников в зависимости от их должности, стажа, перспектив карьерного роста;
- Сочетать дистанционные модули с очными мастер-классами и тренингами.
К основным модулям могут добавляться дополнительные в виде вебинаров, мастер-классов, программ наставничества.
Возможные риски при внедрении модульного обучения в организациях
Среди основных рисков внедрения модульного обучения в компаниях можно отметить:
- Сопротивление изменениям со стороны части сотрудников и руководителей;
- Нехватка бюджета для обеспечения качественного контента;
- Сложности с построением системы мотивации персонала для прохождения модулей;
- Увеличение нагрузки на HR-службу на этапе разработки модулей и управления обучением.
Для минимизации данных рисков требуется планомерная стратегия трансформации корпоративного обучения на основе анализа потребностей всех целевых аудиторий.
Тенденции развития модульного обучения
Среди основных тенденций, которые будут определять развитие модульного обучения в ближайшие годы, можно выделить:
- Рост популярности микрообучения. Вместо объемных курсов - короткие целевые модули;
- Увеличение доли визуального и мультимедийного контента;
- Использование технологий дополненной реальности для повышения вовлеченности;
- Переход к смешанным форматам, сочетающим онлайн и офлайн элементы.
Персонализация обучения
Модульный подход позволяет реализовать персонализированные образовательные траектории для каждого обучающегося в зависимости от его запросов, уровня подготовки, когнитивных особенностей.
Геймификация и гибкие форматы оценки
Для повышения мотивации будут активно применяться игровые механики. Форматы оценки знаний также станут более гибкими и разнообразными.
Новые возможности для сферы дополнительного образования
За счет гибкости и масштабируемости модульных программ расширятся возможности по созданию коротких курсов под конкретные запросы разных аудиторий.