Определение объекта и предмета исследования в научной работе
Научная работа начинается с определения ее основы - объекта и предмета исследования. Правильное понимание этих базовых понятий позволит вам выстроить четкую структуру исследования и достичь поставленных целей. Давайте разберемся в тонкостях.
Сущность объекта и предмета исследования
Что такое объект исследования? Это явление или процесс, который порождает проблемную ситуацию и выбрано для изучения. Объект исследования всегда шире по отношению к предмету исследования.
Предмет исследования - это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет уточняет, что конкретно будет изучаться в рамках объекта исследования.
Объект и предмет исследования находятся в тесной взаимосвязи - предмет выделяется в рамках объекта как его часть, поэтому границы предмета не могут выходить за рамки объекта.
Например, если объектом является мотивация персонала в организации, то предметом может выступать связь между системой мотивации и эффективностью труда сотрудников этой организации.
Различия объекта и предмета
- Объект - более широкое понятие, предмет - его составная часть
- Объект существует независимо от исследователя, предмет формируется исследователем
- Изменение объекта не зависит от исследователя, изменение характеристик предмета может быть результатом воздействия исследователя
При выборе объекта исследования важно учитывать следующие критерии:
- Актуальность
- Новизна
- Практическая и теоретическая значимость
- Доступность для исследования
Частой ошибкой является выбор слишком широкого или узкого объекта исследования, что затрудняет выполнение работы. Необходимо выбрать "золотую середину", позволяющую полностью раскрыть выбранную тему.
Объект исследования: основные подходы
Существует несколько основных подходов к определению объекта научного исследования:
Системный подход
Объект исследования рассматривается как система со сложным взаимодействием элементов. Изучаются связи между элементами, иерархия системы.
Например, объект - предприятие, элементы - подразделения, исследуется их взаимодействие.
Сравнительный подход
Проводится сравнение двух или более объектов, выявляются различия, общие черты, закономерности.
Например, сравниваются HR-процессы в компаниях одной отрасли.
Исторический подход
Объект исследования изучается в развитии, в исторической перспективе. Анализируются условия его возникновения, этапы становления, закономерности развития.
Например, исследуется история становления системы государственного управления в России с IX по XXI вв.
Преимущества исторического подхода:
- Позволяет проследить логику развития объекта;
- Дает возможность избежать ошибок прошлого и учесть предыдущий опыт;
- Способствует более глубокому пониманию современного состояния объекта.
Комплексный подход
Объект рассматривается комплексно, с разных сторон, с применением методов различных научных дисциплин.
Например, исследуется влияние глобализации на развитие национальной экономики с использованием экономических, социологических, политологических подходов.
Преимущества комплексного подхода:
- Позволяет получить многогранное представление об объекте;
- Способствует выявлению новых взаимосвязей и зависимостей;
- Дает более полную картину изучаемого явления.
Формулирование предмета исследования
Грамотная формулировка предмета исследования имеет принципиальное значение для успеха научной работы. Рассмотрим основные аспекты этого процесса.
Первым этапом является уточнение границ исследования - определение тех аспектов объекта, которые попадают в фокус внимания, и исключение второстепенных аспектов.
Затем необходимо выбрать конкретные стороны и свойства объекта для изучения. Это позволит сформулировать задачи исследования и определить ожидаемые результаты работы.
На заключительном этапе требуется сконцентрироваться на прикладном аспекте - возможности применения результатов для решения поставленной проблемы.