Вербальное и невербальное общение, их воздействие на человека
Каждому человеку доступен такой дар, как общение с себе подобными. Мы имеем возможность излагать свои мысли, доказывать мнение и даже просто молчать со смыслом. Это вербальное и невербальное общение.
Наиболее привычным способом обмена информацией для людей является словесный. Вербальная коммуникация – это сочетание всех средств, которые помогают точно выражать мысли при помощи фраз. К ним относится устная и письменная речь. Этими вербальными средствами общения люди передают огромные объемы информации.
Но если вы подозреваете, что собеседник говорит неправду, то обратите внимание на его жесты, эмоции. Они наиболее полно расскажут о мыслях данного человека. Такой способ общения называется невербальным. Ученые доказали, что речь несет в себе всего лишь 20% информации. В то время как невербальный способ общения доносит до собеседника 80%. Люди понимают информацию на бессознательном уровне. К невербальным средствам общения относятся не только жесты, но и звуки. Например, покашливание, плач, пауза в разговоре, изменение тона, речевые акценты, логические ударения и т.п. Ярко показывает принцип невербального общения «разговор» между матерью и новорожденным. Он плачем и другими звуками пытается показать свое настроение, проблемы. И женщина легко распознает, что нужно в данный момент малышу.
Часто люди общаются по визуально-тактильному принципу. Информация в этом случае передается буквально всем телом. Человек мимикой и движениями пытается воздействовать на собеседника. Тот, свою очередь, визуально все это воспринимает и понимает подсознательно. К этой же группе также относят взгляд, прикосновения.
Если вербальное и невербальное общение противоречат друг другу, то стоит довериться все же своим ощущениям. Словами можно выразить что угодно, но жесты и мимику мы не можем постоянно контролировать, они выдают правду. Так, если человек скрестил на груди руки при разговоре с вами, значит, он либо скрывает правду, либо просто не хочет общаться. А вот если собеседник смотрит на вас открытым взглядом, делает жесты с открытыми ладонями, то он расположен к разговору. Но учитывайте и то, что жесты могут быть случайными. Если человек один и тот же невербальный сигнал подает несколько раз, то он действительно так думает. В случае когда жест был единичным, то не стоит придавать ему значение.
Вербальное и невербальное общение также не совпадают, если человек, рассказывая о чем-то, отводит взгляд влево. В данный момент его мысли заняты выдумыванием ситуации. Когда собеседник смотрит вправо, то он действительно сейчас говорит вам правду. Если человек чуть наклоняется к вам, то он заинтересован в общении. Это только несколько сигналов тела, их не нужно знать наизусть, чтобы понимать невербальные знаки собеседника. Интуиция поможет распознать, что хочет вам сказать человек.
Вербальное и невербальное общение могут выражаться также в пространственно-временном виде. Дистанция, которая возникает между людьми во время разговора, выражает степень близости. Расстояние до полуметра – это интимное расстояние. Его придерживаются родные люди. Если собеседники соблюдают дистанцию до 1,2 метра, то можно сказать, что они интересны друг другу. Так разговаривают обычно друзья, знакомые.
Вербальные коммуникации воспринимаются глазами, ушами, пальцами (слепыми людьми). Невербальное общение улавливается всеми органами чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), а также интуицией.
Итак, вербальные и невербальные коммуникации – важные средства общения. Важно, чтобы человек мог достаточно убедительно воздействовать на собеседника, умело управлять речью, эмоциями и жестами. Особенно это необходимо для людей, профессия которых связана с постоянным общением. Например, менеджера по продажам, консультанта, банковского работника и т.п.