Мария Барабанова - советская актриса: биография, личная жизнь, фильмография

Барабанова Мария Павловна - советская актриса и режиссер, родившаяся в далеком 1911 году. Никто не оставался к ней равнодушным. Ее или любили, или ненавидели за непростой характер и фанатизм, с которым она отдавалась двум своим главным страстям - кино и партии. Лишь немногие смельчаки решались на борьбу с ней - это было просто-напросто неразумно. Она умела с ловкостью манипулировать людьми, подстраивая ситуацию под себя. Но при этом была очаровательной маленькой женщиной с вечно улыбающимися глазами.

Мария Барабанова: биография - детство и юность

С самых ранних лет Мария прослыла жуткой непоседой. Очень часто ее выгоняли из школы за неподобающее поведение. И однажды это довело ее до слез. На что ее безгранично любящий отец сказал: "Подумаешь, выгнали! Школ много, а ты такая одна!" Скорее всего, именно отцовское обожание и послужило становлению ее строптивого характера. Ведь всю последующую жизнь она делала только то, чего хотела сама. Устроив скандал, поменять театр, добиваться желанных ролей, устраивать чужую личную жизнь по своему разумению - запросто. Любила и ненавидела, боролась и добивалась - все это она дела с искренней верой в свою правоту. А своих неприятелей считала бездарными глупцами.

Еще в 5 лет Мария Барабанова решила, что хочет быть артисткой, и не было сомнений - этого она добьется.

Долгое время она занималась самодеятельностью, но в 16 лет она твердо решила, что с нее хватит, пора выступать на настоящей театральной сцене. И даже несмотря на отсутствие специального образования, ее приняли сначала в Ленинградский театр Пролеткульта, а затем и в Ленинградский ТЮЗ, который она оставила, чтобы получить образование в театральном техникуме.

Конечно же, и там не удалось избежать скандала. Мария обучалась на курсе педагога Сушкевича и даже была его любимой студенткой. К концу обучения студентами курса было решено организовать театр Сушкевича. Но Мария была против этой идеи, мотивируя это тем, что затея неинтересна и скучна, а если уж и организовывать театр, то имени Мейерхольда. В этот момент в кабинет зашел сам Сушкевич. И кто-то из студентов бросил ей вызов, попросив повторить свои слова, что она и сделала.

После окончания учебы по распределению Мария попала в Театр комедии.

Начало кинокарьеры

Одновременно с окончанием театрального техникума в 1937 году началась и ее кинокарьера. Ее первой ролью стала девушка-почтальон в фильме М. Вернера и С. Сиделева "Девушка спешит на свидание".

Всего через два года к ней пришла настоящая известность советской актрисы. Ей досталась роль санитара Тимофеича в картине Эраста Гарина "Доктор Калюжный". Причем этот фильм стал знаковым не только для Барабановой, но и для Аркадия Райкина, Янины Жеймо и Юрия Толубеева.

Забавно, что практически вся съемочная группа считала, что роль эту играет юный паренек, а не настоящая актриса. Нечто похожее повторилось спустя много лет, Мария так натурально и органично вписывалась в роли, что на съемках фильма "Тайна Черных Дроздов", который снимался в психиатрической лечебнице, проходящий мимо врач принял ее за настоящую сумасшедшую.

В 1941 году актрису позвали сыграть сразу две главные роли в картине "Принц и Нищий" - принца Эдуарда и Тома Кенти. Съемки проходили в Москве. Из-за этого Барабанова просто разрывалась между двумя городами - Москвой и Ленинградом, кино и театром. Когда это стало особенно сложно, она сделала выбор, и это - кино. Руководитель театра Акимов счел это непростительным поступком, отчего разгорелся очередной скандал.

На киностудии она старалась принять участие во всех делах, даже ее не касавшихся. Как-то раз она прознала, что одной из артисток изменил муж. Барабанова тут же кинулась собирать на него компромат. А получив достаточно информации, решила придумать ему наказание. Но во время этой борьбы между ними завязалась дружба, и она сама же помогла ему обустроиться в новой жизни холостяка. Но спустя несколько лет и между ними произошла ссора.

Все это она делала, не преследуя никаких корыстных целей, Мария свято верила, что ее призвание - творить добро.

Военные годы

Из-за своего поистине сильного характера Марии Балобановой иногда удавалось проворачивать очень важные дела. В годы войны у нее получилось добиться перевода целого театра из одного города в другой. В то время она была в нынешнем Душанбе (ранее называвшемся Сталинабад) со студией Горького, эвакуированной из Москвы, и однажды, получив письмо из Театра Комедии, где труппа жаловалась на ужасные жизненные условия, в которых они оказались, она пошла к секретарю ЦКП Таджикистана и буквально добилась перевода театра из Ленинграда в Душанбе.

К 1944 году Мария вернулась в Москву и осталась там уже навсегда. Приняла участие в двух фильмах - "Моды Парижа" и "Русский вопрос". После чего на несколько лет исчезла с экранов. Она занялась партийной деятельностью.

Партийная деятельность

После ухода из кино Мария Павловна заканчивает Высшую партийную Школу и назначается секретарем партийной организации киностудии. Это был один из сложных периодов в жизни ее коллег. Она была настолько активна, что многие ее за это и возненавидели. Но были и те, кому новая должность девушки пошла на пользу.

Она была поистине предана партии. В случае, когда ей казалось, что у человека нет таланта или он имеет какие-либо антипартийные взгляды, она делала невыносимым его существование на студии.

Во время работы в партии Барабанова активно боролась за Василия Шукшина. И лишь благодаря ее содействию он смог остаться в штате киностудии. Также отчаянно она боролась и за права ветеранов. Выбивала для них материальную помощь, домработниц и путевки - все это она держала под собственным контролем. За что ветераны испытывали бесконечную благодарность.

Личная жизнь

В то же время Барабанова решила, что пора заняться устройством и собственной личной жизни. Она упорно пыталась найти мужчину, с которым бы получилось обрести семейное счастье. Представители сильного пола были от нее без ума и искренне любили ее. Мария была замужем несколько раз и родила дочь. На все это ушло порядка 10 лет - столько она не снималась в кино.

Не все было гладко в личной жизни Марии Барабановой. Она была очень влюбчивой. Замужем она была 7 раз. И пыталась сделать своих мужчин успешными. Многие из них добились небывалых карьерных высот, пока были с ней. И актеры, и журналисты, и чиновники.

Несмотря на свою любвеобильность и безусловное влияние на мужчин, Мария Павловна была образцовой женой. Каждый из ее мужей буквально носил ее на руках. Она в ответ делала из них личности. Из скромного научного работника она могла вылепить заместителя министра. Так обычно все и случалось.

Она была способна вскружить голову многим, например, Эрасту Гарину и главе республики Таджикистан. Ее яркий темперамент и вечно улыбающиеся глаза были словно магнит для мужчин.

Возвращение в кино

В 1957 году Мария узнала о пробах в киносказку "Кот в сапогах" Александра Роу на роль кота. Она тут же помчалась в кабинет кого-то из начальства и, стукнув по столу кулаком, воскликнула, что эту роль должна сыграть именно она. Так все и получилось. Критики хвалили актрису, но после этого Мария Барабанова в фильмах временно не снималась.

"Все для вас"

Во время затишья она предприняла нечто отчаянное - совместно с кинорежиссером Владимиром Сухобоковым она сняла фильм "Все для вас". Роли в картине исполнили замечательные артисты - Татьяна Пельтцер, Рина Зеленая, Леонид Куравлев, Ольга Аросева и другие.

В основе сюжета лежала история героини Барабановой - Маши Барашкиной, которая была инструктором горисполкома. Она полностью отдавалась труду ради благополучия родного города, но нигде не находила понимания: ни среди коллег, ни среди начальства, и даже ее возлюбленный не мог принять этого.

По большому счету, это автобиографичный фильм для Марии, ведь в нем она рассказала о себе и о своей жизни. К сожалению, фильм провалился. Но цель была достигнута - Барабанова вернулась на экраны.

Возрастные роли

После выхода картины "Все для вас" Барабанову снова начали приглашать на съемки. В основном это были роли мам, бабушек, тетушек и веселых старушек. Среди них были такие картины, как:

  • "Финист - ясный сокол";
  • "Пока бьют часы";
  • "Женщина в белом";
  • "Катенька" и другие.

Особенно хорошо ей удалась роль Бабы-Яги в сказке "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил".

Последней ролью стала бандерша-еврейка в картине "Мы едем в Америку" Ефима Грибова в 1992 году. В 1993 она Мария Барабанова ушла из жизни после тяжелой болезни, оставив после немногочисленные, но яркие роли и легенды о своем строптивом и непростом характере.

Звания

Мария Барабанова получила следующие звания:

  • Заслуженной артистки РСФСР в 1970 году.
  • Народной артистки РСФСР в 1991 году.

Мария Барабанова - актриса с жестким характером и наивным детским личиком, которая никого не оставила равнодушным, она завоевала любовь зрителей и уважение коллег.

Комментарии