Промежуточная бухгалтерская отчетность: особенности, требования и формы
В НК установлена обязанность хозяйствующих субъектов формировать годовую и промежуточную бухгалтерскую отчетность. Назначение первого документа понятно – в нем содержатся сведения о совершенных на предприятии операциях за отчетный период. Эти данные необходимы для проверки правильности составления записей, достоверности отражения операций.
Что касается составления промежуточной бухгалтерской отчетности, то далеко не все специалисты понимают ее важность. Этот документ необходим для обеспечения соблюдения условий формирования (изменения) КГН (консолидированной группы плательщиков) и исполнения положений ст. 269 НК. Между тем в Кодексе отсутствуют какие-либо специальные требования к промежуточной бухгалтерской отчетности, форме, периодичности ее составления. А в действующих нормативных актах о бухучете содержатся противоречивые положения по этому поводу. Давайте в статье разберемся в сложившейся ситуации.
Общие требования
Предписания, касающиеся составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, определения отчетной даты и периода, закреплены в статьях 13, 15 402-ФЗ. В соответствии со ст. 13 в отчетности должны содержаться достоверные сведения, на основании которых у пользователей формируется представление о финансовом состоянии хозяйствующего субъекта, в результате его деятельности, наличии и движении средств за период. Вся эта информация впоследствии ляжет в основу управленческих решений.
В качестве отчетного периода (в соответствии со ст. 15 402-ФЗ) выступает срок, за который отчетность формируется. Отчетная дата – день, на который обобщается информация. Проще говоря, это последний день контрольного периода.
Промежуточная бухгалтерская отчетность: сроки и условия формирования
Итак, когда нужно формировать документ? Обратимся к законодательству. Как следует из положений 402-ФЗ, промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность предоставляется за период, не превышающий одного года. При этом в п. 3 ст. 13 данного нормативного акта приведены случаи, когда хозяйствующий субъект должен ее составить. В частности, промежуточная бухгалтерская отчетность составляется, если соответствующая обязанность закреплена:
- Федеральным законодательством. К примеру, такой документ необходим ООО, если осуществляется распределение чистых доходов между участниками каждый квартал либо раз в полгода (такое правило установлено в п. 1 ст. 28 ФЗ «Об ООО»), или при необходимости определить реальную стоимость доли участника, выходящего из состава общества (п. 1 статьи 8 и п. 2 ст. 23 указанного ФЗ).
- В договорах, учредительной документации предприятия.
- В решениях собственника хозяйствующего общества.
- В нормативных актах ЦБ и Минфина.
Нюансы
Согласно положениям п. 1 ст. 30 402-ФЗ до принятия органами госрегулирования бухучета отраслевых и федеральных стандартов, хозяйствующие субъекты применяют правила составления отчетности и ведения учета, утвержденные ЦБ и уполномоченными федеральными исполнительными структурами. Соответствующие правила сегодня закреплены в ПБУ 4/99.
В п. 48 указанного ПБУ установлено, что промежуточную бухгалтерскую отчетность организация должна составлять за месяц, квартал с начала года нарастающим итогом, если другой порядок не предусмотрен федеральным законодательством. Вместе с тем в п. 52 этого же Положения присутствует уточнение о том, что рассматриваемый нами документ предоставляется в случаях, закрепленных законодательством либо учредительной документацией хозяйствующего субъекта. А согласно п. 15 ст. 21 402-ФЗ отраслевые и федеральные стандарты не могут противоречить положениям этого закона.
Таким образом, принимая во внимание содержание всех приведенных выше норм, плательщик не обязан составлять и предоставлять промежуточную бухгалтерскую отчетность исключительно по основаниям, предусмотренным ПБУ 4/99.
Следует также учесть, что обязанность направлять документ и в ИФНС, и в органы госстатистики в законодательстве не прописана. Хозяйствующие субъекты должны предоставлять только годовую отчетность (п. 1 ст. 18 402-ФЗ, Приказ Росстата № 185 от 12.08.2008 г., 5 подпункта 1 пункта 23 статьи НК).
Внутренние документы организации
Если предприятие в отсутствии обязанности формировать и сдавать промежуточную бухгалтерскую отчетность по приведенным основаниям признает все-таки необходимым ее составление для целей управления или налогообложения, то решение о периодичности, сроках, объеме, формах, порядке расчета отдельных показателей следует закрепить локальными актами.
Одним из таких документов выступает учетная политика. В нормах установлено, что ее утверждает руководитель фирмы. Можно принять и изменения к учетной политике. Они утверждаются отдельным распоряжением руководителя.
Еще одним локальным актом выступает стандарт хозяйствующего субъекта – «Положение о ведении бухучета и составлении отчетности на предприятии». Его можно разработать отдельно и утвердить в качестве самостоятельного документа или сделать приложением к учетной политике.
Особенности внутреннего стандарта
Если рассматривать этот документ с точки зрения положений п. 1, 11, 12 21 статьи 402-ФЗ, то он будет считаться актом, регулирующим бухучет компании. Другими словами, внутренний стандарт будет обладать силой нормативного акта в сфере учета, если его содержание не будет противоречить отраслевым и федеральным стандартам.
Принимая это во внимание, на предприятии может быть установлен порядок, необходимый хозяйствующему субъекту для упорядочения процессов организации и ведения бухучета.
Составление отчетности для исполнения условий образования (изменения) КГН
В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 252 НК предприятие-участник договора о формировании консолидированной группы плательщиков, должно соответствовать ряду требованиям.
Так, величина чистых активов, рассчитанная в соответствии с финансовой отчетностью на отчетную дату, предшествующую дню предоставления в ИФНС документов для регистрации соглашения, должна быть больше размера складочного (уставного) капитала.
Если предприятие, в соответствии с п. 2 ст. 23 ФЗ «Об ООО», должно выплатить участнику реальную стоимость его доли в капитале и учетной политики компании, то закрепляется необходимость ежеквартально формировать отчетность, за основу расчета принимаются сведения отчетных документов, составленных на более позднюю дату, предшествовавшую дню обращения участника с соответствующими требованиями.
Правомерность такого подхода подтверждается и Минфином. В письме № 03-03-10/51217 ведомство поясняет следующее. Предприятию-участнику договора о формировании консолидированной группы плательщиков может вменяться обязанность формировать промежуточную бухгалтерскую отчетность за разные периоды (на разные даты). Это зависит от конкретного акта, предусматривающего такое требование. К примеру, решение собственника хозяйствующего субъекта может закреплять обязанность формировать и предоставлять отчетность ежемесячно.
Учитывая положения 402-ФЗ и подп. 3 п. 3 ст. 252 НК, Минфин пришел к выводу, что величину чистых активов надлежит определять в соответствии с бухгалтерскими документами, составление и предоставление которых закреплено одним из условий, установленных 402-ФЗ, на более позднюю дату. Этот порядок был включен в письмо ФНС от 19.01.2013 г. и направлен для ознакомления и применения в деятельности нижестоящих налоговых служб.
В письме Минфина № 03-03-06/1/47681 от 08.11.2013 г. также указывается, что рассчитывать величину чистых активов организации следует на основании информации из последней отчетности, сформированной до дня представления документов на регистрацию договора о создании КГН.
Обобщение сведений для целей исполнения положений ст. 269 НК
Как указывается в п. 2 указанной нормы Кодекса, плательщик должен на последнюю дату каждого налогового (отчетного) периода рассчитывать максимальный размер процентов, признаваемых расходами по контролируемой задолженности. Исчисление осуществляется делением величины % на коэффициент капитализации. Сумма процентов берется за каждый период в отдельности.
Коэффициент капитализации
Он исчисляется на последнее число соответствующего периода. Для его определения сначала непогашенную контролируемую задолженность делят на размер собственного капитала, соответствующего доле косвенного либо прямого участия иностранного предприятия в складочном (уставном) капитале (фонде) отечественной компании, а затем полученный показатель делится на 3 (для банковских организаций и субъектов, осуществляющих лизинговую деятельность – на 12,5).
Определение размера собственного капитала
Во исполнение предписаний п. 2 ст. 269 НК при исчислении суммы задолженности по сборам и налогам в расчет не принимаются. Речь, в том числе о текущей недоимке, суммах отсрочек и рассрочке, а также инвестиционном налоговом кредите.
В п. 2 ст. 269 НК отсутствует указание на конкретные источники данных, по которым хозяйствующий субъект должен определять размер собственного капитала. Из этого следует, что предприятие не обязано рассчитывать его исключительно на основании информации из бухгалтерской отчетности. Это означает, что при исчислении коэффициента капитализации величину капитала можно определить исходя из данных бухучета, присутствующих в любых источниках.
Состав промежуточной бухгалтерской отчетности
Он определен в п. 49 ПБУ 4/99. В состав документации включены бухгалтерский баланс и сведения об убытках и прибылях. В ней так же могут присутствовать пояснения, если их наличие необходимо для понимания значений показателей заинтересованным субъектам. Об этом говорится в пунктах 6 и 50 ПБУ 4/99.
Если пояснения отсутствуют, то одноименные графы баланса и отчета об убытках и прибылях оставляют незаполненными.
Предприятия, являющиеся субъектами малого предпринимательства, составляют годовую и промежуточную отчетность по упрощенному порядку. Однако он не распространяется на эмитентов ценных бумаг, размещаемых публично.
Включение отчета об убытках и прибыли, а также бухгалтерского баланса в документы является обязательным.